Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:13, контрольная работа

Краткое описание

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Содержание

. Экономическая сущность и содержание бюджета 3
2. Бюджетная система РФ 5
3. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения 8
4. Бюджеты РФ 10
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Финансовое право.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Экономическая  сущность и содержание бюджета 3
2. Бюджетная  система РФ 5
3. Бюджетное  устройство. Межбюджетные отношения 8
4. Бюджеты  РФ 10
Список  литературы 19
 

 

1. Экономическая  сущность и содержание  бюджета

     Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране. Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     С помощью государственного бюджета  государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

     Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

     В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи  бюджета:

     1) перераспределение ВВП;

     2) финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществление социальной политики государства;

     3) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

     4) контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств.

     Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

     Государство с помощью государственного бюджета  регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

     Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  стадии.

1. Образование  доходов бюджета.

     В процессе образования доходов бюджета  происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

     Доходы  бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование  (расход) бюджетных средств.

     Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

     В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер. За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

     Структура расходов бюджета устанавливается  в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

     Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность  осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 

2. Бюджетная система  РФ

     Бюджетная система – это главное звено  финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

     Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

     Построение  бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

     Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

     Бюджетная система унитарного государства  состоит из государственного и местных бюджетов.

     Федеративное  государство – это система  государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

     Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

     Бюджетная система состоит из бюджетов следующих  уровней (ст. 10 БК РФ):

     1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

     2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты  территориальных государственных внебюджетных фондов;

     3) местные бюджеты, в том числе:

     а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

     Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается федеральным законом или предусматривается БК РФ.

     Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет.

     Бюджет  муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

     В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ).

     Бюджет  муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

     В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

     Каждый  субъект РФ имеет собственный  бюджет.

     Бюджет  субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

     Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

     Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ). 

3. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

     Бюджетное устройство – это организационные  принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

     Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, существующих в стране.

     Бюджетное устройство определяется государственным  устройством. Бюджетная система  в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

     В соответствии с БК РФ, бюджетная  система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации (субъектов Федерации – в России), местные бюджеты.

     Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

     Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах  единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

     Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

     В рамках межбюджетных отношений все  бюджеты, которые входят в состав бюджетной системы РФ, взаимосвязаны.

Информация о работе Бюджетная система РФ