Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 02:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в исследование теоретических аспектов, анализ особенностей бюджетной системы в Российской Федерации, выявление главных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга, а также исследование путей решения данной проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 106.54 Кб (Скачать файл)

А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных нормативов ради обслуживания интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, он должен быть ориентирован на выполнение основных функции, обязанностей государства перед обществом, включая обеспечение социальных гарантий и поддержание национальной безопасности, созданием благоприятных условий социально – экономического и научно-технического развития.

Рассмотрим развитие дефицита бюджета в России. В СССР многие годы государственный бюджет сводился с положительным сальдо. Но во второй половине 80-х годов в связи с резким уменьнением цен на нефть и в частности, ввиду перестроечного популизма и подрыва финансовой дисциплины возник дефицит государственного бюджета. Существенными факторами, влияния на создание дефицита, были также чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении. За годы перестроечных реформ налоговые доходы государства резко снизились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за уменьшения производства; не большим внутренним спросом, массовыми уклонениями от уплаты налогов. За 1986–1990 гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 10% ВНП. Решающаю роль сыграл в этом принятый в 1987 году закон «О государственном предприятии», который дал абсолютную свободу повышения зарплаты. Рост зарплаты финансировался за счет дотаций из госбюджета и льготных банковских кредитов. До 1991 года правительство могло сдерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита за счет иностранных кредитов и займов на международных рынках, что привело к увеличению государственного долга. Нереалистичное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП, проводит к тому, что мнимые (завышенные) доходы распределяются по статьям расходов. На практике приходится урезать расходы по ходу выполнения бюджета, при этом происходит рост неплатежей, падение налоговой и финансовой дисциплины, а также подрыв авторитета государственных институтов. В свое время завышенную оценку бюджетных расходов при разработке и утверждении бюджета можно было считать технической ошибкой прогнозирования, вызванной высокими и не до конца определимыми темпами инфляции, неизвестными темпами падения ВВП. Но вскоре парламент осознанно стал принимать нереальный бюджет, избегая брать на себя ответственность за политически непопулярное снижение расходов. При этом помимо всего прочего, Госдума принимает законы о повышении пенсий или минимальной оплаты труда, не обеспеченные реальными возможностями и не входящие в расходы уже принятого бюджета.

Дефицит государственного бюджета –это явление неоднозначное.  В экономической теории рассматривается с разных точек зрения. Например, представители кейнсианской школы  утверждают, что недостаточность валовых расходов приводит к повышению безработицы, избыточность же валовых расходов вызывает инфляцию. Следовательно, правительству необходимо уменьшить совокупные расходы в экономике, когда они зашкаливают и наоборот, повысить эти расходы, когда они слишком малы. Значит умеренный дефицит бюджета государства, по мнению кейнсианцев – это благо, так как он дает возможность росту совокупного спроса путем дефицитного финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета – это неудовлетворение потребностей общества, что порождает различные негативные экономические факторы.

По видам возникновения бюджетный дефицит делится на следующие категории:

а) операционный,

б) структурный,

в) квазифискальный,

д) первичный,

е)циклический.

Дефицит, появляется в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в результате государственного регулирования экономической конъюнктуры можно отнести к структурному. Такую разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. По другому, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике исследовалась бы полная занятость. Структурный дефицит это продукт здравой государственной политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

Второй вид дефицита возникает в результате кризисных явлений в экономике государства, циклического спада производства, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Такой дефицит называют циклическим. Рассматривается как нежелательное явление в экономике.

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным), скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Ситуация с дефицитом бюджета в России показывает, что на протяжении последних десятилетий в стране существовал циклический дефицит бюджета. В таблице 1 приведена динамика развития дефицита в России с 1992 по 2001 год в процентном отношении к ВВП государства.

 

Таблица 1. Динамика развития дефицита в России в процентном отношении к ВВП. [Липсиц И.В. Экономика: Учебник - М.: КНОРУС, 2011. - С.249]

Показатели

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

2000

2001

Доходы

17,7

14,7

12,7

14,3

12,7

12,4

11,3

14,9

15,4

Расходы

47,2

24,5

24,5

19,2

20,1

18,4

14,1

16,5

15,4

Дефицит

-29,5

-9,8

-11,8

-4,9

-7,4

-6,0

-2,8

-1,6

0


 

 

Из таблицы видно, что 1992,1994,1996 года – были годами наиболее кризисными в экономике страны. Ключом к решению проблемы дефицита бюджета является проводимая государством фискальная и денежная политика.

Монетизация,  как  один  из  традиционных  способов  сокращения  дефицита  бюджета,  представляет  собой  увеличение  количества  денег  в  обращении.  В  случае  монетизации  дефицита  нередко  возникает  «сеньораж»    доход  государства  от  печатания  денег.  Но  данный  способ  вызывает  инфляцию. 

Долговое  финансирование  происходит  путем  выпуска  в  обращение  доходных  государственных  обязательств,  которые  обращаются  на  фондовом  рынке.  Затем  по  истечении  определенного  срока  они  погашаются  государством.  При  этом  прироста  денежной  массы  не  происходит.  Долговое  финансирование  дефицита  бюджета  покрывается  за  счет  займов  внутри  страны  и  за  ее  пределами.  В  результате  этого  образуется  внутренний  и  внешний  долг  государства  .  Если  правительство  будет  использовать  только  данный  способ  финансирования  дефицита  бюджета,  то  дефицит  увеличится  настолько,  что  его  финансирование  будет  невозможным,  и  придется  прибегнуть  к  эмиссионному  финансированию  .

Увеличение  ставок  налогов  и  введение  дополнительных  налогов  способствуют  пополнению  бюджета.  Но  данная  мера  может  в  дальнейшем  привести  к  невыгодности  инвестиций  и  предпринимательской  активности,  а,  значит,  к  сокращению  производства  и  переходу  части  экономики  в  тень.

Согласно  закону  «О  федеральном  бюджете  на  2013—2015  гг.»  доходы  федерального  бюджета  в  2013  г.  составят  12  трлн.  865,9  млрд.  руб.,  расходы  —  13  трлн.  387,3  млрд.  руб.,  в  2014  г.  доходы  бюджета  определены  в  размере  14  трлн.  063,4  млрд.  руб.,  расходы  —  14  трлн.  207  млрд.  руб.,  в  2015  г.  доходы  —  15  трлн.  615,5  млрд.  руб.  и  расходы  —  15  трлн.  626,3  млрд.  руб.  соответственно.  Таким  образом,  по  итогам  2013г.  дефицит  бюджета  ожидается  в  размере  521,4  млрд.  руб.  (0,8  %  от  ВВП),  в  2014  г.  —  143,6  млрд.  руб.  (0,2  %  от  ВВП),  в  2015  г.  —  10,8  млрд.  руб.  (0,01  %  от  ВВП)  [4]. 

Предполагается,  что  ненефтегазовый  дефицит  федерального  бюджета  в  2013  г.  составит  9,7  %  ВВП,  в  2014  г.  —  8,7  %  ВВП,  в  2015  г.  —  8,5  %  ВПП  [3].

Правительство  России  планирует  ликвидировать  дефицит  федерального  бюджета  к  2015  году.  Фактически  это  может  произойти  и  раньше,  если  цены  на  нефть  не  упадут  и  останутся  на  уровне  100  долларов  США  за  баррель.  При  такой  ситуации  уже  к  2014  году  может  быть  достигнут  нулевой  дефицит  бюджета  России. 

Кроме  этого  правительство  Российской  Федерации  планирует  сократить  расходы  и  снизить  инфляцию.  Хотя  на  самом  деле  вместо  сокращения  расходы  могут  только  увеличиться  в  связи  с  Олимпиадой  в  Сочи  в  2014  году,  Чемпионатом  мира  по  футболу  в  2018  году,  Универсиадой  в  Красноярске  в  2019  году,  реформой  «Сколково»  и  многих  других  мероприятий  [6].

Правительство  любого  государства  формирует  свою  бюджетную  политику  так,  чтобы  достичь  сокращения  бюджетного  дефицита.

При  этом  проводится  постоянный  поиск  путей  преодоления  дефицита  бюджета  и  меры  государства  в  этом  направлении  могут  быть  разнообразными.  Но  в  конечном  итоге  меры  по  преодолению  бюджетного  дефицита  сводятся  к  созданию  возможностей  увеличения  доходов  и  снижения  расходов  бюджета.

Принятие  продуманных  законов,  направленных  на  поддержание  национального  производителя  и  развитие  производства  в  целом,  а  так  же   разработка  механизма  их  выполнения,  наиболее  верный  путь,  ведущий  к  сбалансированному  бюджету  государства.

 

 

бюджет дефицит государственный долг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Способы финансирования  бюджетного дефицита

 

Существует немного способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них это – повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется  редко, так как ведет к уменьшению деловой активности и, в конечном счете, к сокращению объема производства.

Второй способ – долговое финансирование. Различают внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход в виде процента, источником чего являются средства бюджета. Когда у правительства не достаточно средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых истек. В этом случае правительство осуществляет рефинансирование.

Если государственные ценные бумаги продаются субъектам хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита считается безинфляционным или малоинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно Центральному Банку. Покупая их, Центральный Банк тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и, следовательно, к инфляции. В станах с высокой инфляцией стоимость государственных ценных бумаг быстро падает и добровольный спрос на них низок. Правительства часто используют методы принуждения (прямые и косвенные), чтобы заставить коммерческие банки, пенсионные фонды приобретать их, что равнозначно по сути дела дополнительному налогообложению. Такой способ размещения ценных бумаг подрывает доверие к правительству.

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению разных стран. Это возможно в том случае, если данные облигации приносят хороший доход, чем ценные бумаги других стран, то есть уровень внутренних процентных ставок больше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий Ц. Б. государства.

Долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам.

Другой способ покрытия бюджетного дефицита – денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег Ц.Б. в данное время практически не используется. Монетизация бюджетного дефицита осуществляется в основном путем выдачи Ц.Б. кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране возрастает, то может возникнуть «эффект Танзи»: сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате откладывания уплаты налогов происходит обесценивание денег, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита.

Информация о работе Бюджетная система РФ