Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 02:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в исследование теоретических аспектов, анализ особенностей бюджетной системы в Российской Федерации, выявление главных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга, а также исследование путей решения данной проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 106.54 Кб (Скачать файл)

 

Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. При выработке стратегий с бюджетным дефицитом целесообразно руководствоваться следующими принципами.

1. Бюджетный дефицит - зло, но ещё большим злом для  экономики и финансов страны  является мнимое его устранение  путем чисто математических операций, так в этом случае вместо "лечения" экономики её болезнь переходит  в скрытую формулу, бороться с  которыми гораздо труднее.

2. Баланс бюджета и  даже увеличение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты верной и правильной, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт показал, что на определенных этапах развития общества, в условиях специфически каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит.

3. Величина бюджетного  дефицита, о чем свидетельствует  мировой опыт, не должна превышать  хотя бы допустимый размер, определяемый 2-3 % валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно разрешенные размеры, требует осуществление таких мер, которые привели бы к его скорейшему сокращению.

4. Для определения бюджетного  дефицита необходимо оздоровление  самой экономики, так как обеспечение  динамизма в ее развитии и  реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой  устойчивости страны, какие бы  прогрессивные меры не применялись  при этом.

Для покрытия бюджетного дефицита обычно используют такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу этих мероприятий по сокращению бюджетного дефицита включают такие меры, которые, стимулируют приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов. К ним относятся:

а) изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

б) более широкое использование финансовых санкций и льгот, позволяющих вполне учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;

в) резкое сокращение государственного финансирования, прекращения правительственной помощи иностранным государствам;

г) снижение военных расходов;

д) сохранения финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

е) запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;

ж) привлечение в страну иностранного капитала.

Мировая практика знает четыре основных способа справиться с дефицитом бюджета государства:

1) сокращение бюджетных  расходов;

2) изыскание источников  дополнительных доходов;

3) выпуск (эмиссия) необеспеченных  денег, используемых для финансирования  государственных расходов;

4) государственные заимствования (одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных  финансовых организаций).

Рассмотрим каждый из этих способов более подробно.

Сокращение бюджетных расходов. Такой путь преодоления бюджетного дефицита является самым простым, а на самом деле очень болезненный. Именно поэтому России никак не удается пойти по нему, хотя возможности здесь присутствуют, поскольку наша экономика обслуживается государственным бюджетом в невероятно большой степени.

Причина в следующим: государство обычно финансирует нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не способен, поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет весьма нежелательные последствия.

Например, если урезать различного рода социальные расходы и трансферты, государственные школы и больницы перестанут получать деньги на ремонт своих помещений и покупку учебных пособий, библиотеки, музеи лишаться возможности расширять свои фонды и ремонтировать залы, а многодетные семьи не смогут купить малышам новую одежду. А если сокращать расходы на армию, это приведет к досрочному увольнению в запас кадровых офицеров и закрытию военных заводов.

Урезание социальных программ и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность, поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь, если не удается реализовать другие способы преодоления дефицита бюджета.

Увеличение  ставок  налогов  и  введение  дополнительных  налогов  способствуют  пополнению  бюджета.  Но  данная  мера  может  в  дальнейшем  привести  к  невыгодности  инвестиций  и  предпринимательской  активности,  а,  значит,  к  сокращению  производства  и  переходу  части  экономики  в  тень.

Изыскание источников дополнительных доходов бюджета. Конечно, лучший способ покрытия дефицита бюджета - привлечение дополнительных доходов, однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно попытаться повысить налоги или пошлины, но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила, что чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

1) люди теряют интерес  к труду, если слишком большая  доля их заработков уходит  на уплату налогов;

2) начинают прятать свои  доходы от налогообложения, и  тогда в стране быстро развивается  теневая экономика, а хозяйственные  отношения криминализируются.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ "затыкания дыр" в бюджете - выпуск (эмиссия) государством денег сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям, врачам.

Но общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. Эти деньги избыточны, их слишком много, они легкодоступны - ведь государство пускает их в обращение не в ответ на потребности реальных сделок купли-продажи товаров, а просто путем выплаты зарплаты своим служащим. Естественно, экономика страны на появление таких избыточных денег реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков (если государство попытается установить ограничения на рост цен).

Избыточная эмиссия денег всегда ведет к инфляции, и из-за этого выигрыш бюджета оказывается недолговечным. Весь мировой экономический опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Причина проста: расходы бюджета обычно возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. В итоге дефицит не только не сокращается, но даже возрастет.

Государственные заимствования. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их временно занять (одолжить), чтобы превратить бюджетное неравенство снова в тождество.

Государство может взять деньги взаймы прежде всего у собственного, т.е. государственного банка. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограниченны. Кроме того, изымая деньги из центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных банков.

И поэтому выгоднее взять взаймы деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг (обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс проценты за использование этих денег).

Нетрудно понять, что одалживание денег для решения проблемы недостатка денег сегодня немедленно рождает иную проблему - необходимость добыть деньги для расплаты по долгам завтра. Речь идет о том, что заимствование денег рождает государственный долг.

Итак, если государственный долг достиг огромных размеров, его нужно оптимизировать.

Управление государственным долгом должно быть системным и требует формирования специальной стратегической программы. Стратегия управления государственным долгом должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение в соответствие величины долга с возможностями страны по его обслуживанию и погашению.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов и выпуску новых.

Основными целями управления государственным долгом являются:

поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;

оптимизация стоимости обслуживания государственного долга.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

1) удержание величины  внутреннего и внешнего государственного  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны, выполнение органами власти  взятых на себя долговых обязательств  без значительного ущерба финансированию  программ социально-экономического  развития;

2) минимизация стоимости  долга на основе удлинения  срока заимствований и снижений  доходности государственных ценных  бумаг;

3) сохранение у российского  государства репутации первоклассного  заемщика на основе безупречного  выполнения финансовых обязательств  перед инвесторами;

4) поддержание стабильности  и предсказуемости рынка государственных  ценных бумаг;

5) достижение эффективного  и целевого использования заимствованных  средств, государственных кредиторов  и гарантированных займов;

6) обеспечение своевременного  возврата государственных кредиторов  и уплата процентов по ним;

7) диверсификация долговых  обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода  и другим параметрам для удовлетворения  потребностей различных групп  инвесторов;

8) координация действий  федеральных органов, органов субъектов  федерации и местного самоуправления  на рынке государственных долговых  обязательств.

Система управления государственным долгом представляет собой совокупность правил и процедур по привлечению, использованию, обслуживанию и погашению (возврат государственных внутренних и внешних заимствований также по регулированию размера, стоимости и структур обязательств государства, мониторинг заимствований и задолженности субъектов, муниципальных образований и не государственного сектора экономики).

В управлении государственным долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соглашению, отсрочка по погашению и аннулирование займов. Конверсия - изменение доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Консолидация займов - изменение их сроков, обычно в сторону увеличений. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Обмен облигаций по регрессивному соглашению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отдвигаются сроки, но и прекращаются выплаты доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцы облигаций продолжается выплачиваться доход. Аннулирование государственного долга - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; это обычно происходит в результате прихода к власти новых политических сил.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами кредиторами. Среди них погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигаций компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсии внешнего долга. В данном случае под конверсией понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле:

 

Э= +100%,

 

где П - поступления по системе государственного долга; Р - расходы по системе государственного долга.

Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.

Основой для определения бюджетной политики и политики в области управления государственным долгом являются краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития государства. Управление государственным долгом и рисками, связанными с изменением стоимости этих обязательств, оказывает непосредственное влияние состояние бюджета и экономики государства.

Информация о работе Бюджетная система РФ