Эффективность и проблемы реформирования республиканских финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Объектом данной работы являются проведенные органами государственной власти РСО – Алания мероприятия в рамках реализации Программы реформирования региональных финансов РСО – Алания на 2009-2010 годы, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2008 года № 60-рз.
Целью данной работы является исследование достигнутых результатов в процессе реформирования общественных финансов РСО - Алания.

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность И РЕФОРМИР финансов.docx

— 173.28 Кб (Скачать файл)

Следующим шагом реализации мероприятий по переводу бюджетных организаций, предоставляющих социальные услуги, стал анализ правовых возможностей для перевода бюджетных учреждений в автономные или их приватизацию. Результаты исследования показали, что в среднесрочной перспективе перевод бюджетных учреждений в новую форму будет носить не массовый, а точечный характер.

Все материалы должны быть опубликованы в СМИ и сети Интернет.

Мероприятие 4.Формирование и реализация государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам

В РСО-А на момент начала реализации Программы отсутствовала практика формирования государственного задания на предоставление государственных услуг, финансирование учреждений осуществлялось по принципам сметного финансирования бюджетной сети.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, государственное задание является неотъемлемой частью бюджетного процесса.  В рамках реализации мероприятий Программы по данному направлению был разработан порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания для бюджетных учреждений республики утверждено «Положение о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам»13. Разработанный порядок отвечает требованиям статей 69, 69.1, 69.2, 70 Бюджетного кодекса РФ. Порядок определяет сроки, регламент и формат формирования государственного задания. Приняты две раздельные формы государственного задания – для услуг, оказываемых полностью за счет бюджетных средств, и услуг, оказываемых на платной или частично-платной основе. Форма государственного задания включает в себя наименование услуги, выписку из реестра расходных обязательств, объем услуг в натуральном выражении, тариф на услугу и перечень льготных категорий потребителей (только для услуг, оказываемых на платной или частично платной основе), требования к качеству государственной услуги, возможные основания для приостановления и прекращения исполнения государственного задания, порядок контроля за исполнением государственного задания, требования к формам отчетности и ее периодичности.

Также был утвержден Постановлением Правительства РСО-А от 22 мая 2009 года №158 порядок мониторинга и контроля за исполнением государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам и направления мониторинга, включающие в себя, в частности, соответствие качества предоставленных государственным учреждением государственных услуг параметрам государственного задания, и соотношение нормативной и фактической стоимости предоставления единицы государственной услуги. Определены требования к составу и содержание материалов, представляемых главными распорядителями бюджетных средств к докладу Правительству РСО-А о результатах мониторинга и контроля  исполнения государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам. Предусмотрена возможность корректировки параметров государственного задания по результатам мониторинга.

В ходе второго этапа должна быть достигнута ситуация, когда все государственные услуги юридическим и физическим лицам, утвержденные перечнем (реестром) государственных услуг, производятся в соответствии с государственными заданиями на оказание государственных услуг юридическим и физическим лицам.

Итогом проведения мониторинга и контроля за исполнением государственных заданий должен стать результат - 80% фактически предоставленных в соответствии с государственными заданиями государственных услуг юридическим и физическим лицам за последний отчетный год должны соответствовать установленным требованиям к качеству предоставления услуг.

Результаты мониторинга и контроля за исполнением государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам должны быть опубликованы в СМИ и сети Интернет.

Мероприятие 5.Совершенствование процедуры формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ

По состоянию на начало 2008 года в РСО-А было принято 40 республиканских целевых программ. Республиканские (долгосрочные) и ведомственные целевые программы имеют четко определенные цели и задачи, реализующиеся в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития Республики. При этом общим недостатком утвержденных целевых программ является отсутствие определения в них конечных общественно-значимых результатов реализации каждой из программ и количественных показателей (индикаторов) достижения указанных результатов. Количественные индикаторы результативности, определенные в отдельных целевых программах, носят фрагментарный характер. Отсутствие необходимых количественных характеристик результатов работы субъектов бюджетного планирования не позволяет отслеживать уровень их выполнения в увязке с объёмами бюджетного финансирования.

Проблемой ведомственных целевых программ является то, что установленные цели их реализации, как правило, не увязываются с направлениями, определенными в долгосрочных стратегических документах Республики. В этих условиях невозможно оценить значимость конкретной ведомственной целевой программы на фоне общеполитических приоритетов региона.

В ходе реализации Программы были разработаны и по состоянию на 1 июля 2009 года утверждены «Порядок разработки, реализации и мониторинга эффективности реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ, а также закрепления процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения данных программ с учетом фактических достигнутых результатов в ходе их реализации»  и «Порядок конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств на вновь принимаемые и действующие ведомственные и долгосрочные целевые программы (программные мероприятия)»14.

Порядок разработки, реализации, мониторинга эффективности, изменения (корректировки) или досрочного прекращения ведомственных и долгосрочных целевых программ содержит требования к разработке и содержанию долгосрочной и ведомственной целевой программы. Долгосрочная целевая программа (ДЦП) и ведомственная целевая программа (ВЦП) должны содержать:

  • цели и задачи;
  • перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых объемах средств, выделяемых из республиканского бюджета РСО-А и сроках реализации каждого мероприятия;
  • целевые значения показателей реализации программы и показателей социально-экономической эффективности программы;
  • организационную схему управления и контроля за реализацией программы, включая распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями главных распорядителей бюджетных средств и подведомственными организациями - центрами ответственности, отвечающими за ее реализацию (с учетом особенностей структуры главных распорядителей средств бюджета);
  • обоснование потребностей в необходимых ресурсах.

Установлено, что каждому из программных мероприятий ДЦП и ВЦП должны соответствовать до пяти показателей реализации программы, позволяющих оценить достижение планируемого результата и его отклонение от запланированного уровня.

Рассматриваемый Порядок регламентирует также процедуры формирования, утверждения, реализации, контроля за ходом выполнения и изменения (корректировки) ДЦП и ВЦП, а также содержит критерии и порядок досрочного прекращения реализации целевых программ.

Базируясь на данных отчетов о ходе реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, Министерство экономики РСО-А будет осуществлять ежегодную оценку эффективности каждой долгосрочной и ведомственной целевой программы на основе методики оценки эффективности ведомственных и долгосрочных целевых программ и предварительного распределения объемов финансирования вновь принимаемых и действующих ведомственных и долгосрочных целевых программ.

Порядок конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств на вновь принимаемые и действующие ведомственные и долгосрочные целевые программы (программные мероприятия) регламентирует процедуру конкурсного распределения средств республиканского бюджета на вновь принимаемые и действующие ДЦП и ВЦП.

Распределение определяемого Министерством финансов РСО-А предельного объема средств на реализацию целевых программ производится на конкурсной основе по заявкам заказчиков вновь принимаемых целевых программ с учетом предложений Министерства экономики РСО-А по изменению предельного объема средств на финансирование действующих программ, подготавливаемых им на основе методики оценки эффективности ведомственных и долгосрочных целевых программ.

В ходе второго этапа Министерство финансов РСО-А должно опубликовать в СМИ или сети Интернет перечень действующих, а также принятых ВЦП и ДЦП. Отчетов о ходе их реализации. Также публикации подлежат результаты оценки эффективности ВЦП и ДЦП на основе методики оценки эффективности ведомственных и долгосрочных целевых программ и предварительного распределения объемов финансирования вновь принимаемых и действующих ведомственных и долгосрочных целевых программ проведенной министерством экономики РСО-А.

Завершающим этапом данного мероприятия должна стать подготовка аналитического отчета, в котором должно быть показано, что объем бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию действующих ведомственных или долгосрочных целевых программ, составляет не менее 50% от общего объема непроцентных расходов бюджета РСО-А.

Реализация данного мероприятия позволит повысить уровень применения программно-целевых методов бюджетного планирования при обеспечении более четкой регламентации ряда процедурных вопросов формирования и утверждения целевых программ, регулярного мониторинга хода реализации программ, их своевременной корректировки, обеспечения достоверной оценки степени достижения заявленных в программах целей и усиления взаимосвязи бюджетных расходов с конечными общественно-значимыми результатами.

Мероприятие 6.Утверждение бюджета на трехлетний период

Процедуру формирования среднесрочного финансового плана регулирует постановление Правительства РСО-А от 8 октября 2007 года № 243 «О среднесрочном финансовом плане Республики Северная Осетия-Алания». В соответствии с указанным постановлением в Республике в 2007 году был принят среднесрочный финансовый план на 2008-2010 годы.

Подготовка среднесрочного финансового плана позволила определить некоторые ориентиры для финансовой системы Республики, однако разработанный среднесрочный план не содержал детализированного прогноза доходов и приоритетных направлений расходов на перспективу. Статьи плана были чрезмерно агрегированы - выделялись только доходы, расходы, дефицит и государственный долг Республики.

В связи с потребностью в более детальном планировании бюджета и создании системы среднесрочного бюджетного планирования при переходе к ориентированной на результат модели управления РСО-А в 2008 году сформировала бюджет на три года – на 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг.

Закон РСО-А от 9 июля 2008 года № 33-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия – Алания» устанавливает порядок формирования и утверждения республиканского бюджета на три года (очередной финансовый год и плановый период) на основе принципа «скользящей трехлетки» - когда проектировки второго и третьего года планового периода становятся основой для формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период в следующем бюджетном цикле.

Поскольку в бюджетном законодательстве РСО-А уже нашел отражение порядок формирования и утверждения республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основе принципа «скользящей трехлетки», в рамках выполнения первого этапа Программы был разработан порядок проведения публичных слушаний по бюджету.

Были внесены изменения в Закон РСО-А от 9 июля 2008 года № 33-РЗ “О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия – Алания”, устанавливающие обязательность проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период и по годовому отчету об исполнении бюджета.

Постановлением Правительства РСО-А от 22 мая 2009 года № 158 был принят «Порядок проведения публичных обсуждений проекта бюджета на очередной финансовый год». Указанное положение детально регламентирует процедуру организации, подготовки и проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета и отчету о его исполнении.

В рамках второго этапа на Министерство финансов РСО-А возлагается обязанность публикации в СМИ и сети Интернет материалов к проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период одновременно с проектом вносимого в законодательный (представительный ) орган проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также материалов публичных слушаний и обсуждений. Итогом будет являться утверждение Парламентом РСО-А проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Результатом проведенных мероприятий станет повышение стабильности финансового обеспечения деятельности субъектов бюджетного планирования, определения средне- и долгосрочных тенденций социально-экономического развития РСО-А, создание возможностей для оптимальной (гарантированной) реализации долгосрочных проектов и активизации использования целевых программ, сокращение неоправданных и резких изменений бюджетной политики, повышения информированности населения и хозяйствующих субъектов о финансовом обеспечении приоритетов развития Республики.

Мероприятие 7.Формирование порядка планирования бюджетных ассигнований

Правительством РСО-А принято постановление от 5 февраля 2007 года № 22 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Республики Северная Осетия-Алания», в соответствии с которым реестр расходных обязательств Республики ведется с 2007 года. Постановление включает в себя порядок представления реестра расходных обязательств муниципальных образований, находящихся на территории РСО-А.

В целях составления реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования как республиканского, так и муниципального уровня, для последующего формирования реестров расходных обязательств муниципальных образований и РСО-А, в течение 2007 года Министерством финансов РСО-А был проведен ряд мероприятий.

Информация о работе Эффективность и проблемы реформирования республиканских финансов