Проблемы реформирования ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, ООН была создана сразу после Второй мировой войны. Это самая большая по количеству членов и влиянию в мире международная организация.
Появление ООН было обусловлено разрушениями Второй мировой войны, необходимостью сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, упразднением неэффективной Лиги Наций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обоснование реформ 4
Глава 2. Реформирование Совета Безопасности 5
Глава 3. Реформирование Генеральной Ассамблеи 8
Глава 4. Реформирование Секретариата 9
Глава 5. Реформирование 10
Международного суда ООН. 10
Глава 6. Проблемы, связанные с 11
финансированием ООН 11
Глава 7. Иные проблемы 13
Глава 8. Итоги 15
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение I – Взносы на финансирование ООН 20

Вложенные файлы: 1 файл

«Проблемы реформирования оон».doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное министерство по образованию

Государственное общеобразовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Уральская Государственная  Академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Проблемы реформирования ООН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 331 гр.

Катынкин В.С.

Проверила: доцент Рабцевич Олеся Ивановна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как известно, ООН была создана сразу после Второй мировой войны. Это самая большая по количеству членов и влиянию в мире международная организация.

Появление ООН было обусловлено  разрушениями Второй мировой войны, необходимостью сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, упразднением неэффективной Лиги Наций.

Деятельность ООН проявляется  в самых разных областях: экономика, здравоохранение, социальное развитие, поддержание мира и безопасности (в том числе миротворческими операциями), площадка для переговоров на высшем уровне и так далее.

За время существования ООН (1945-2011), она претерпела некоторые изменения: было расширено количество непостоянных членов Совета Безопасности, были созданы специализированные учреждения ООН, расширены функции, которые осуществляет ООН. Но в современной науке считается, что такого реформирования недостаточно, ведь за 66 лет существования организации существенно изменилась обстановка в мире, появились новые государства, у «старых» государств появились новые интересы, уровень развития государств также менялся на протяжении истории. При создании ООН, на конференции в Сан-Франциско не присутствовали капитулировавшие страны Второй мировой войны (в первую очередь Германия и Япония), так как угроза мировой безопасности исходила в первую очередь от них, но в последующем эти государства не только стали полноправными участниками ООН, но и стали претендовать на вхождение в Совет Безопасности в качестве постоянных членов.

И это далеко не единственная проблема реформирования ООН. В своем докладе  я постараюсь раскрыть существенные проблемы и предложить некоторые пути их решения.

Глава 1. Обоснование реформ

Эволюция Организации Объединенных Наций шла постоянно с момента ее создания в 1945 году, но целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». В первой части доклада содержится тематический обзор основных элементов реформы, а во второй части – более подробное описание всего комплекса мер по реформе, в том числе конкретные предложения и рекомендации.

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. Но самое главное, были сгруппированы по четырем основным блокам конкретные задачи, в отношении которых государства «преисполнены решимости»: мир и безопасность, развитие, экономические и социальные вопросы и гуманитарные вопросы, причем вопросы прав человек являются сквозной темой. Данный доклад стал одним из наиболее проработанных и конкретных за все время целенаправленного реформирования ООН. Он содержал 101 рекомендацию, непосредственно связанную с деятельностью и структурой организации, и ряд мер по повышению эффективности.

В 2002 году Кофи Аннан охарактеризовал ООН в своем докладе по программе дальнейших преобразований. Эти слова отражают основную суть процесса реформирования данной международной организации. Она меняется вместе с тем, как меняется мир, его проблемы и потребности.

Основой ООН всегда были стабильность и единство государств, но с течением времени стабильность стала переходить в застой, а принцип  единства раздирается противостоянием  Запада и Востока, Севера и Юга, христианских и мусульманских стран.

Глава 2. Реформирование Совета Безопасности

Как известно, в Совете Безопасности 15 членов: 5 постоянных (РФ, Великобритания, Франция, США, Китай) и 10 непостоянных (избираются на 2 года Генеральной  Ассамблеей ООН). Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя и соответственно один голос. Но при голосовании по вопросам мира и безопасности постоянные члены имеют право «вето».

Эти посылки порождают  ряд проблем:

    1. В ООН 192 страны-участницы, а в Совете Безопасности (который отвечает за мировой порядок) всего 15 членов. Принятие решений в Совете Безопасности страдает не только за счет права «вето» постоянных членов, но и за счет малочисленности его состава (получается, что все остальные страны не могут принять участие в поддержании мира и безопасности).
    2. Количество постоянных членов – всего 5, и их выбор обусловлен результатами Второй мировой войны, что не устраивает многие страны, так как они имеют более высокой уровень развития, демографический потенциал, и так далее. На статус постоянного члена претендуют: Япония, Германия, Индия, Бразилия, Италия и некоторые другие страны.
    3. Право «вето» позволяет постоянным членам серьёзно влиять на решения Совета Безопасности, хотя в международном праве все государства юридически равны и голос представитель одного государства не должен быть ценнее, чем голос другого.
    4. Нарушение равенства представительства – непостоянные члены Совета Безопасности избираются Генеральной Ассамблеей в соответствии со степенью их участия в поддержании мира и безопасности, а, следовательно, у стран с низким уровнем развития мало шансов попасть в Совет Безопасности.
    5. Проблема финансирования ООН. Финансирование утверждается Генеральной Ассамблеей ООН путем определения взносов для каждой страны в отдельности в соответствии с уровнем развития, что приводит к снижению удельного веса в организации неразвитых стран (хотя равное финансирование в обстановки современного мира невозможно).

В соответствии с этим возникает множество вариантов  решения этих проблем. Начнём по порядку:

А) Многие ученые высказываются  за расширение общего количества членов Совета Безопасности. Называются различные цифры и различные принципы формирования. Наиболее популярным принципом формирования является географический - равное представительство государств от разных регионов, например: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Океания (включая Австралию). При этом общее количество членов Совета Безопасности должно вырасти до 20-26 (в зависимости от количества представителей от региона). Такую схему в частности предлагал Кофи Аннан. Но есть и другие критерии, например, в зависимости от уровня развития, ВВП, роли в деятельности ООН. Муаммар Каддафи в своей критике указал на то, что функции СовБеза нужно передать Генеральной Ассамблее, чтобы важные решения принимались без дискриминаций.

Б) Что касается количества постоянных членов, то тут взгляды  также не однозначны. Предлагается расширить количество постоянных членов, за счет государств, которые достигли более высокого уровня развития, чья демографическая политика имеет высокий темп, а также за счет государств, которые несут больше расходов по содержанию и финансированию ООН, не нужно также забывать о ядерных державах (Индия, Пакистан), которые как бы невзначай об этом упоминают. Ну и, наконец, есть точки зрения по отмене института постоянных членов, что юридически уравняет права всех участников ООН на представление в Совете Безопасности.

В) Право «вето», кому бы оно ни принадлежало, оценивается по-разному. С одной стороны, оно ограничивает применение крайних мер (например, использование право «вето» Францией на бомбардировку сил Каддафи в Ливии). С другой стороны, право «вето» может заблокировать принятие решения, необходимого для мирового сообщества в целом по прихоти одного из постоянных членов (наиболее часто право «вето» используют США), а также позволяет принимать решения выгодные только для одной стороны. Также есть предложения по отмене права «вето» постоянных членов, что позволит сделать процедуру голосования более демократичной.

Г) Представительство  государств – государства с низким уровнем развития, осуществляющие малый процент финансирования ООН практически не имеют шансов попасть в Совет Безопасности, так как не принимают существенного участия в деле обеспечения мира и безопасности. А, следовательно, их интересы мало кого интересуют и не учитываются при принятии решений.

Д) Финансирование – главный  аргумент высоко развитых стран для  участия в Совете Безопасности. Этим «козырем» кроются все доводы развивающихся стран о необходимости реформирования. И хотя в последнее время некоторые страны (Республика Корея, Германия, Япония и др.) осуществляют финансирование большее, чем, например РФ, этого всё равно недостаточно для признания за ними статуса постоянного члена Совета Безопасности. Финансирование служит водораздельной чертой между управляющими и управляемыми странами, но в сложившейся обстановке это единственное решение данного вопроса.

Однако у каждого решения есть и свои «минусы». Увеличение количества членов Совета Безопасности приведет к более сложному принятию решений, а соответственно скажется на эффективности и оперативности деятельности Совета Безопасности.

Глава 3. Реформирование Генеральной  Ассамблеи

Генеральная Ассамблея - главный совещательный, директивный и представительный орган ООН и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Генеральная Ассамблея  состоит из представителей государств-участников ООН. Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

О проблемах Генеральной  Ассамблеи и повышении эффективности  деятельности и авторитета в первую очередь думает сама Генеральная  Ассамблея. Меры по реформированию содержатся в: резолюциях 58/126 (19 декабря 2003 г.) и 58/316 (1 июля 2004 года).

Среди мер особо выделены:

      1. Подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи и повышение качества предоставляемых им докладов о своей деятельности.
      2. Взаимодействие Председателей ГенАссамблеи, СовБеза, Экосос, тесное сотрудничество.
      3. Совершенствование методов работы – сессионный порядок, выработка расписания сессий.
      4. Рациональное использование средств финансирования.

Но, пожалуй, главной проблемой  является юридическая сила принимаемых  решений. Генеральная Ассамблея – международный орган, включающий в себя абсолютное большинство государств, решения которого не обладают нормативной силой. Это самое главное противоречие Генеральной Ассамблеи.

Глава 4. Реформирование Секретариата

На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН.

Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

Секретариат возглавляет  Генеральный секретарь ООН, который  является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

О проблемах реформирования Секретариата ООН говорят значительно  реже, чем о реформировании СовБеза. Да и предлагаемые реформы являются более мягкими.

А) Также предлагалось расширить полномочия самого Генерального Секретаря ООН в выборе способов повышения эффективности результатов.

Б) Внедрение новейших информационных, цифровых технологий и средств, для более быстрого сбора и обработки поступающей информации, а также дальнейшей координации деятельности ООН.

В) Генерального секретаря также довольно часто обвиняют в непрофессионализме, так как в быстро меняющихся условиях современного мира секретари «отставали» от жизни, и неадекватно оценивали ситуацию.

 

Глава 5. Реформирование

Международного  суда ООН.

Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации  Объединенных Наций. Статут Международного Суда является неотъемлемой частью Устава ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда. Главная задача Международного суда ООН состоит в разрешении на основе международного права дел (международных споров), переданных ему сторонами (только государствами).

В связи с тем, что  количество государств на планете Земля  приблизительно равно 200-м, то и споров, разбирательством которых занимается Международный суд ООН невелико. Тем более что ему подведомственные дела, участники которых сами обратились в этот орган.

Основные проблемы Международного суда ООН:

А) Международный суд ООН рассматривает международные споры только между государствами и только при их обращении. Он не имеет право самостоятельно инициировать судебные разбирательства, проводить расследования, собирать доказательства, исследовать факты.

Б) Юридическая сила решений. Решения Международного суда ООН  обязательны только для сторон в  определенном споре и только в  отношении этого дела.

В) Повышение квалификации судей, их подготовки не только в области  международного права, но и национального права. Порядок избрания судей.

Г) Упрощение процедуры  разбирательства.

Д) Увеличение финансирования – Международный суд ООН является наименее затратным учреждением в ООН по сравнению с другими подобными судебными органами (Трибунал по бывшей Югославии). Возможно, увеличение финансирования приведёт к более качественному рассмотрению дел.

Информация о работе Проблемы реформирования ООН