Эффективность ГМУ: сущность, критерии, проблемы оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:04, доклад

Краткое описание

Проблема эффективного государственного управления – вопрос не новый, но до конца не изученный. Ведь, как известно, управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной – необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах; экономической – необходимость в производстве и распределении ресурсов; оборонительной – защита от врагов и диких зверей

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по ТУ.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенТство по образованию

УРАЛЬСкая академия государственной службы

Факультет подготовки государственных и муниципальных  служащих 
 
 
 
 
 
 

Эффективность ГМУ:

сущность, критерии, проблемы оценки 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  ДОКЛАД

                  по  теории управления

                  Выполнила: Каменщикова Светлана Андреевна, студентка группы ГМУ-522 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Екатеринбург

2010

   Проблема  эффективного государственного управления – вопрос не новый, но до конца не изученный. Ведь, как известно, управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной – необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах; экономической – необходимость в производстве и распределении ресурсов; оборонительной – защита от врагов и диких зверей. И уже на ранних этапах управленческого процесса возникали вопросы о том, как повысить его эффективность. Изначально эффективность измерялась лишь материальными показателями: производительностью, прибылью, рентабельностью, окупаемостью. Однако меняющаяся действительность и особенности эффективности управления в государственной и муниципальной службе повлекли за собой новые критерии  и формы оценки эффективности.

   Для наиболее понятного и полного  исследования данной проблемы, опишем сначала основные понятия, связанные с изучаемым вопросом.

     В самом широком смысле «управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели»1. Государственное же управление подразумевает под собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть на основе и во исполнение законов РФ.

   Тем самым мы подошли  к определению  эффективности управления.

   Эффективность государственного и  муниципального управления – показатель (или их совокупность), фиксирующий соотношение целей и результатов управленческой деятельности.

   Эффективность ГМУ

   «Включает три аспекта:

  • первый - выяснение, действительно ли возник результат управления, а не действия каких-то других общественных компонентов, проявления саморегулируемого механизма управляемых объектов;
  • второй - поиск источника результата управления (профессионализм и талант управляющих, качество правовых документов и т.д.), чтобы активнее и шире его использовать в последующих управленческих циклах;
  • третий - установление взаимозависимости, сочлененности между целями, задачами, представлениями и моделями, заложенными в управленческих решениях, и реально полученными результатами управления»2.

   «Рационализация ГМУ предполагает создание таких условий, при которых конечная цель управления достигается с наименьшими затратами труда. Она направлена на использование в процессе труда последних достижений науки и техники менеджмента, а также передового управленческого опыта»3. 

   Критерии  эффективности ГМУ – критерии, которые представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления его соответствие потребностям и интересам общества.

   Критериями  оценки эффективного управления является множественность показателей, характеризующих  результативность операционных систем или подсистем. Наиболее распространенными считаются следующие показатели:

  • Экономические - прибыль, рентабельность, доход.
  • Комплексные - производительность труда, производительность работы системы управления.

     На  наш взгляд, в управленческом труде  государственных и муниципальных  служащих, наиболее важны именно комплексные критерии оценки эффективности управления. Ведь данный труд направлен на решение конкретных проблем, сложившихся в среде управления, которые могут быть связаны как с материальными вопросами, так и с проблемами структуры управления в целом, с персоналом, их потребностями и возможностями. Контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.

   Поэтому эффективность ГМУ нельзя определять лишь экономическими, материальными  показателями, так как это затрагивает  лишь одну сторону процесса управления. Помимо экономических, необходимо учитывать  следующие критерии:

    • Уровень и качество организационной культуры
    • Формы и проявления организационных коммуникаций (как горизонтальных, так и вертикальных)
    • Рациональность организационной структуры
    • Личные мнения и характеристики управленческой деятельности, выдвигаемые персоналом.

   Вышеприведенные критерии можно назвать социальными, так как они напрямую касаются персонала, взаимоотношений и культуры внутри организации. Однако данные показатели практически невозможно измерить, так как они определяются внутренними характеристиками персонала и организации, что усложняет их обнаружение и объективность оценки. Это приводит нас к главной проблеме, связанной с эффективностью ГМУ.

   Проблема заключается в том, что особенности труда госслужащих, который, с одной стороны, характеризуется высоким уровнем творчества, а с другой, сложностью управленческих функций, затрудняют оценку эффективности их деятельности. Поскольку госслужащий непосредственно не создает материальных ценностей, а объектом его внимания является информация, то применение модели «затраты-выпуск» для оценки эффективности будет не вполне обоснованным. Поэтому эффективность управления для ГМС, как мы уже сказали, будет определяться общественным мнением и качеством достигнутых целей.

   Проблема  сложности оценки ГМУ находит отражение в законодательстве Российской Федерации (далее - РФ), в котором созданы все предпосылки для практического использования систем показателей результативности. Например, в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004 прослеживается тенденция оценки деятельности госслужащих на основе показателей результативности, которые должны быть закреплены в должностном регламенте. В субъектах РФ ведется активная работа по внедрению системы показателей эффективности деятельности госслужащих, разрабатываются методики оценки.

   Таким образом, на сегодняшний день существует множество разработанных методик  оценки эффективности деятельности госслужащих, но все они решают проблему по-разному. Одни методики оценивают  эффективность с точки зрения менеджмента качества, другие - базируются на определении конкретных результатов и целей деятельности госслужащих. Однако при внедрении этих методик в практику приходится сталкиваться с рядом комплексных вопросов, в частности касающихся сложности подбора показателей, по которым будет оцениваться деятельность госслужащих. 

   В заключение доклада, можно сделать выводы об актуальности исследований в области оценки эффективности ГМУ. Разработка единой системы показателей эффективности деятельности госслужащих позволит обоснованно и всесторонне проводить оценку эффективности деятельности госслужащих, связать исполнение должностных обязанностей госслужащих с целями и задачами органа государственной власти и стимулировать максимально эффективную реализацию ими своих обязанностей, закрепленных в должностном регламенте.

   Однако  общая система оценки не должна упрощать само понятие эффективности ГМУ, ведь управленческий труд достаточно дифференцирован по своей сути, что  подразумевает под собой наличие  множественных критериев его оценки. То есть, эффективность ГМУ – понятие сложное, разноаспектное и объемное, что требует серьезного и основательного подхода к его изучению.


Информация о работе Эффективность ГМУ: сущность, критерии, проблемы оценки