Эффективность и проблемы реформирования республиканских финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Объектом данной работы являются проведенные органами государственной власти РСО – Алания мероприятия в рамках реализации Программы реформирования региональных финансов РСО – Алания на 2009-2010 годы, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2008 года № 60-рз.
Целью данной работы является исследование достигнутых результатов в процессе реформирования общественных финансов РСО - Алания.

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность И РЕФОРМИР финансов.docx

— 173.28 Кб (Скачать файл)

В случае если количество субъектов РФ (муниципальных образований), отобранных для получения субсидий, составляет менее 10, общий размер субсидий, предназначенных для распределения среди субъектов РФ (муниципальных образований), подлежит пропорциональному уменьшению.

Субсидии распределяются между участниками отбора в следующем порядке:

  • субъектам РФ - пропорционально итоговым показателям оценки заявок с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, определяемого после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной год;
  • муниципальным образованиям - пропорционально размеру расходов бюджета муниципального образования за последний завершенный финансовый год (30 %) и итоговым показателям оценки заявок (70 %).

Субсидии предоставляются субъектам РФ (муниципальным образованиям) 2 частями в течение 2 финансовых лет по итогам выполнения первого (второго) этапов Программы реформирования. Если один или несколько субъектов РФ (муниципальных образований), отобранных для получения субсидий, лишаются права на получение 1-й или 2-й части субсидий, эти средства распределяются между субъектами РФ (муниципальными образованиями), отобранными для получения субсидий, выполнившими условия, необходимые для получения субсидий, пропорционально размеру субсидий, полученных этими субъектами РФ (муниципальными образованиями).

Перечисление субсидий производится на основании распоряжения Правительства РФ, проект которого вносится в установленном порядке Министерством финансов РФ. Средства ФРРиМФ предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов РФ.

В случае если получателями субсидий являются муниципальные образования, перечисление субсидий в местные бюджеты осуществляется из бюджетов субъектов РФ в установленном порядке на счета для последующего перечисления в местные бюджеты.

Полученные субсидии являются источником финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию программ, обслуживание и погашение долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов в соответствии с планами их использования. Конкретные мероприятия, а также порядок их финансового обеспечения за счет субсидий из федерального бюджета определяются органами исполнительной власти субъектов РФ (местной администрацией).

При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Министерства финансов РФ может быть использован субъектом РФ в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ  для осуществления расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация) представляет в Министерство финансов РФ отчет о расходах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, по форме и в сроки, устанавливаемые Министерством. В случае непредставления указанного отчета по установленной форме и в установленные сроки Министерство финансов РФ вправе приостановить предоставление субсидий субъекту РФ (муниципальному образованию). Ответственность за достоверность представляемых в Министерство финансов РФ сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ (местные администрации).

Нормативно – правовыми актами определены основные направления реформирования региональных и муниципальных финансов. Это:

1.Организация бюджетного  планирования, ориентированного на  результат.

2.Среднесрочное бюджетное  планирование.

3.Управление расходами  и реструктуризация бюджетной  сети.

4.Создание условий для  развития доходной базы.

5.Межбюджетные отношения.

6.Повышение публичности  государственного и муниципального  секторов экономики.

Для комплексного анализа положения региона и качества управления финансами субъектов РФ, а также муниципальных образований Министерством финансов РФ была принята  Методика субсидирования (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 2 августа 2004 г. № 223).

В основе методики лежит система индикаторов, характеризующих в свою очередь финансовое положение и качество управления финансами субъекта РФ, либо муниципального образования. В качестве первичных данных для проведения оценки используются статистические данные, а также финансовая отчетность субъектов РФ. и муниципальных образований. Процедура проведения оценки позволяет проводить исследование даже в случае недостаточности предоставленной регионом или муниципальным образованием информации.

Измерение финансового положения и качества управления финансами осуществляется в баллах. Наивысшее значение индикатора может составлять 30 баллов. Значение в 10 баллов характеризует оптимальное финансовое положение и качество управления финансами. Каждому индикатору присваивается одно или два критических значения. В том случае, когда значение индикатора (V) находится в диапазоне показателей, характеризующих наихудшее качество управления финансами, то оценка по индикатору составит 1.

При нахождении значения индикатора между двумя критическими значениями (0 и 1) ему присваивается оценка в пределах 0 и 1 , рассчитанная по формуле:

М i= (Vi- Vmin) : (Vmax - Vmin),                    (1)

где     Mi— оценка по индикатору i;

Vi — фактическое значение индикатора i;

Vmin —  критическое значение индикатора i, соответствующее низкому качеству управления финансами;

Vmax —  критическое значение индикатора i, соответствующее высокому качеству управления финансами.

Если индикатору присвоено лишь одно критическое значение, то оценка по данному индикатору будет составлять, либо наивысшее значение - 1, либо наименьшее – 0. Для всех индикаторов веса относительной значимости дифференцированы. Различия в величинах весов, прежде всего обусловлены степенью влияния факторов, отражаемых индикаторами, на финансовое положение и качество управления финансами.

Итоговая оценка финансового положения и качества управления финансами представляет собой сумму произведения оценки по соответствующему индикатору на удельный вес данного индикатора и определяется по следующей формуле:

P =Сумма (Mi* Wi),                                (2)

где Р —   комплексная оценка финансового положения;

Mi—   оценка по индикатору i;

Wi— удельный вес i-го индикатора.

Индикаторы оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов РФ или муниципального образования отражают важнейшие факторы платежеспособности, характеризующие текущее финансовое состояние, а также потенциальные финансовые возможности, устойчивость к воздействию внешних негативных факторов, состояние методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, прозрачность, открытость и объективность информации о финансово – экономическом состоянии территории.

Группировка индикаторов в методике осуществлена согласно направлениям, отражающим отдельные элементы финансового положения и качества управления бюджетным процессом РФ: экономика, финансовая гибкость, долговая нагрузка, финансовая политика, управление расходами, межбюджетные отношения, учет, отчетность и прозрачность.

Итоговая оценка качества управления финансами представляет собой оценку качества управления по каждому индикатору, блоку индикаторов, итоговую суммарную оценку качества управления финансами по всем блокам индикаторов. Осуществление комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами является обязательным условием при подаче заявки субъектом РФ или муниципальным образованием на получение средств из Фонда Реформирования региональных и муниципальных финансов.

На реформирование региональных и муниципальных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов в 2002 г. из ФРРФ поступило 1200 млн. руб., в 2003 г. - 1300 млн., в 2004 - 1216 млн., в 2005 - 600 млн., в 2006 г. -1412,4 млн. руб. Увеличение в 2,35 раза по сравнению с 2005 г. связано с тем, что выделялись средства субъектам РФ, отобранным в рамках первого и второго конкурсов, двумя частями, рассчитанными исходя из объема ФРРФ, утвержденного на 2005 г., увеличенного на уровень роста потребительских цен в размере 7%.

Для успешной реализации ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в составе ФРРФ были предусмотрены средства в объеме 128,4 млн. руб. для муниципальных образований.

 

 

Глава 2.Реформирование региональных финансов Республики Северная Осетия-Алания в 2009-2010 годах

В соответствии с Приказами Министерства финансов РФ от 24 августа 2004 г. № 238 "Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов" и от 19 сентября 2008 г. № 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов РФ для распределения субсидий на реформирование региональных финансов" были утверждены результаты проведения отбора субъектов РФ для получения субсидий на реформирование региональных финансов, объявленного в 2008 году.

В отборе субъектов РФ для получения субсидий из Фонда на реформирование региональных финансов в 2008 году приняла участие Республика Северная Осетия – Алания.

Таблица. 1

Результаты проведения отбора субъектов РФ для получения субсидий на реформирование региональных финансов, объявленного в 2008 году.8

субъекты Российской Федерации

оценка заявки на получение субсидий на реформирование региональных финансов в баллах

Республика Карелия

92,77

Оренбургская область

90,89

Республика Северная Осетия - Алания

88,91

Ярославская область

88,75

Владимирская область

87,94

Калужская область

82,37

Саратовская область

81,62

Республика Тыва

81,15

Орловская область

77,71


 

В целях повышения эффективности бюджетно-финансовой политики и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в РСО-А для участия в конкурсе на получение субсидий из ФРРиМФ Постановлением Правительства РСО-А была образована межведомственная рабочая группа по реформированию государственных и муниципальных финансов РСО-А.

Республика Северная Осетия-Алания обладает значительным экономическим потенциалом, для полной реализации которого необходимо проведение комплексного реформирования системы управления республиканскими финансами. Программа реформирования региональных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2010 годы (далее Программа) утверждена Законом РСО-А от 24 декабря 2008 г. №60-рз. Программа согласована со всеми муниципальными образованиями республики.

Программа направлена на оптимизацию управления бюджетными средствами и повышение результативности бюджетных расходов. Реализация положений Программы призвана создать предпосылки для эффективного управления финансами, способствующего достижению целей и приоритетов государственной политики и предполагающего включение в бюджетный процесс процедур оценки результативности бюджетных расходов, переход к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных измеримых общественно-значимых результатов.

Основной целью разработки и реализации Программы реформирования было поставлено повышение уровня и качества жизни населения РСО-А за счет модернизации системы управления государственными финансами и собственностью Республики.

Стратегическими целями, раскрывающими основную цель реализации Программы реформирования, являются следующие:

1) повышение качества  государственных социально значимых  услуг;

2) оздоровление государственного  сектора экономики;

3) повышение качества  и эффективности финансового  планирования и бюджетного процесса.

В рамках программных мероприятий представители отраслевых министерств и Министерства финансов РСО-А прошли обучение по вопросам внедрения и практического применения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

2.1. Реализация Программы  реформирования региональных финансов 

Первый этап реализации Программы завершен 1 июля 2009 года. Основной задачей первого этапа являлось формирование нормативной базы реформирования общественных финансов и ее экспериментальная апробация. Такой подход позволяет выявить возможные проблемы и недостатки в подготовленных документах и внести в них на втором этапе реализации программы необходимые корректировки. На I этапе Правительство республики приступило к реализации всех 17 мероприятий Программы. В рамках этой работы были составлены 4 аналитические записки и принято 53 нормативно-правовых акта.

Информация о работе Эффективность и проблемы реформирования республиканских финансов