Проблема реформирования ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Следует отметить, что Россия также заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью.

Содержание

Введение 3
1 Организация объединенных наций: структура, цели и задачи функционирования 5
2 Вопросы реформы миротворческой деятельности ООН, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН 12
3 Проблемные вопросы реформирования ООН 18
Заключение 27
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Проблемы реформирования ООН.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

 

Cодержание

 

 

Введение

 

Первые годы деятельности высшего  органа ООН были отмечены резкой конфронтацией западного и советского блоков и соперничеством за сферы влияния. Каждая из сторон стремилась использовать организацию и свое право вето в своих интересах.

В последние годы на каждой Генассамблее ООН традиционно поднимается  вопрос о необходимости реформы  организации. Как правило, в первую очередь речь идет о расширении состава Совета Безопасности ООН, в том числе его постоянных членов, обладающих правом вето. К последним сейчас относятся Россия, США, Франция, Великобритания и Китай, остальные десять членов Совбеза выбираются сроком на два года. Чаще других о своем праве на кресло постоянного члена СБ говорят Япония и Германия. Свои претензии Токио и Берлин подкрепляют званием наиболее щедрых плательщиков в бюджет ООН. Однако удовлетворение их требований повлечет усиление уже существующего дисбаланса. По мнению многих, пять нынешних постоянных членов Совета безопасности ООН олицетворяют собой промышленно развитый мир. Между тем на свое место под солнцем претендуют и страны третьего мира. Так, Бразилия предлагает себя от Латинской Америки, Индия от Азии, а от Африки имеются сразу три кандидата — ЮАР, Египет и Нигерия. Однако претендентов гораздо больше. Пока наиболее реализуема идея создания некоего пула из стран, внесших в работу ООН «наиболее весомый вклад». В этом смысле упоминаются Египет, Германия, Япония, Мексика и тому подобное. Вот из этой группы и будут выбираться в будущем на определенный срок непостоянные члены Совета безопасности ООН. При этом львиная доля государств мира вовсе лишится шанса когда-либо попасть в главный орган Объединенных Наций, и это им вряд ли понравится.

Сегодня Организация Объединенных Наций уже не просто та Организация, которая создавалась 65 лет назад. Сегодня – это громадный бюджет, огромный штат и представительства  по всему миру. И все это нуждается  в правильном управлении. Так 65 лет назад страны-победители не могли предполагать и появление новых финансовых, политических центров мира. И уже в 90-х годах стало ясно, что новые вызовы способны снизить роль ООН в мире. Необходимо отметить, что реформирование в системе ООН процесс необходимый, поскольку любая организация должна быть современной и успешной в постоянно меняющемся мире. Все реформы проводимые либо планируемые к проведению в ООН должны увеличить адаптивность ООН к современным тенденциям.

Следует отметить, что Россия также заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью.

ООН сейчас находится  посреди серьезного затянувшегося  кризиса. Этот кризис никуда не исчезнет до тех пор, пока его источники не будут поняты, и организация не будет реформирована. Но новая форма политической корректности усложняет проведение такой реформы.

Одна из основных причин кризиса ООН заключается в  изменении международного положения  после «кончины» Советского Союза и распространения неразвитых государств. Многие страны, получившие независимость в результате деятельности национально-освободительных движений в 1940-е - 1990-е годы, оказались неспособными создать условия для нормальной жизни на своих территориях. В эпоху глобализации они так же безнадежно и все с большим отставанием плетутся за развитыми государствами.

Более того, многие из этих режимов попросту не эффективны и  исчезнут или претерпят значительные изменения в обозримом будущем. Это неизбежно окажется источником долговременной политической и военной нестабильности на большей части Африки, Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, а также в ряде бывших советских республик.

Актуальность работы обусловлена  тем, что в настоящее время  вопрос реформирования ООН поставлен во главу угла на открывающейся 66-ой сессии Генеральной Ассамблеи.

Целью данной работы будет рассмотрение проблем реформирования ООН в  настоящее время.

Достижение указанной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

  • рассмотреть цели и задачи функционирования ООН;
  • рассмотреть вопросы реформы миротворческой деятельности ООН, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН;
  • провести анализ проблемных вопросов реформирования ООН.

 

1 Организация объединенных наций: структура, цели и задачи функционирования

 

Организация Объединённых Наций – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура  разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций [5, c. 26].

Устав ООН воплощает в себе демократические  идеалы, что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов. Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООн основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства в Организации, что все члены должны разрешать путем и воздерживаться от угрозы силой или ее применения и что ООН имеет права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. В Уставе ООН подчеркивается открытый характер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства [5, c. 29].

Организационная структура ООН  является достаточно сложной и разветвленной. В нее входят [6, c. 41]:

  • Генеральная Ассамблея
  • Совет Безопасности
  • Секретариат
  • Генеральный секретарь
  • Международный суд
  • Экономический и социальный совет
  • Совет по Опеке
  • Специализированные учреждения

 Генеральная Ассамблея ООН. Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН. У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня [6, c. 42].

Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий [6, c. 49]:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет)
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет)

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи  ООН могут созываться по любому вопросу  по требованию Совета Безопасности в  течение 15 дней со дня получения  такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. До конца 2006 года было созвано около 30 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Совет Безопасности ООН.

Несёт главную ответственность  за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны  подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН, Великобританию — постоянный представитель Великобритании при ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом [10, c. 129].

Секретариат ООН

Это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и  выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает  другие главные органы Организации  Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование  и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию  и издание международных договоров  государств — членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь ООН

Во главе Секретариата стоит  Генеральный секретарь, который  назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящие время действует  джентльменское соглашение, по которому гражданин страны постоянного члена Совета Безопасности ООН не может быть Генеральным секретарём ООН [12, c. 142].

Международный суд ООН

Главный судебный орган ООН. Суд  состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и  не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может  быть только государство, а юридические  и физические лица обращаться в Суд  не в праве.

Экономический и социальный совет ООН.

Осуществляет функции ООН в  сфере экономического и социального  международного сотрудничества. Состоит  из 6 региональных комиссий [5, c. 55]:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)
  • Экономическая комиссия для Северной Америки (ЭКСА)

Совет по опеке ООН

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Специализированные учреждения ООН

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

В сентябре 2000 года на Генеральной Ассамблее ООН (Саммите  тысячелетия) была принята «Декларация  тысячелетия», которую подписали  представители 189 стран, в том числе 147 глав государств. В декларации выражается озабоченность проблемами безопасности дальнейшего развития мира и признается, что прогресс может быть достигнут только на основе принципов устойчивого развития при экономическом росте, сфокусированном на решение проблемы бедности и обеспечении прав человека. Было выделено несколько основных взаимосвязанных целей развития, стоящих на повестке дня развития мира, которые в дальнейшем получили название «Цели развития тысячелетия» [2, c. 64].

Информация о работе Проблема реформирования ООН