Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса  модулей и последовательно усложняющихся  дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с  учителем управлять учением.

Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырех - урочных). Расположение и количество циклов в блоке могут  быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и  имеет жестко определенную структуру. Рассмотрим организацию четырех - урочного цикла.

Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с  опорой на максимально доступный  комплекс средств обучения. Как правило, на этом уроке каждый учащийся получает конспект или развернутый план материала (заранее размноженный либо появляющийся на экране, мониторе одновременно с  объяснением учителя). На этом же уроке  проводится первичное закрепление  материала, конкретизация информации в специальной тетради.

Цель второго урока  — заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Работа проходит в парах или малых группах. Перед уроком учитель воспроизводит  на экране конспект, известный учащимся по первому уроку цикла, и проецирует вопросы, на которые необходимо им ответить. По организационной форме этот урок является разновидностью практикума.

Третий урок полностью  отводится под закрепление. Сначала  это работа со специальной тетрадью (на печатной основе), а затем выполнение индивидуальных заданий.

Четвертый урок цикла включает предварительный контроль, подготовку к самостоятельной работе и собственно самостоятельную работу. В модульно-блочной  технологии применяются объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный  методы обучения.

 

Рассмотрим методику использования  технологии модульного обучения на примере  изучения тем «Основные понятия  о здоровье и здоровом образе жизни. Личная гигиена» - 6 часов (9 класс).

Комплексная дидактическая  цель (КДЦ): учащиеся должны понимать, что  жизнь и здоровье – главная  ценность для человека; знать определение  понятий «здоровье», «здоровый образ  жизни», классификации здоровья, группы здоровья, влияние факторов риска  внешней и внутренней среды организма  на здоровье человека; уметь оценивать  состояние своего здоровья; прогнозировать влияние на здоровье факторов риска; рекомендовать меры по сохранению и  улучшения своего здоровья и здоровья окружающих.

I. Лекция «Здоровье человека, его определения и составляющие»  (2 часа)

План лекции:

1.Определение здоровья.

2.Классификации здоровья.

3.Группы здоровья.

4.Факторы риска во внешней и внутренней среде организма человека (физические, химические, биологические, социальные, психологические факторы) и их влияние на здоровье.

II. Семинарские занятия  (3 часа).

1.Современные методы оздоравливания: система П.К. Иванова «Детка»;

2. Личная гигиена: гигиена  кожи; гигиена питания; гигиена  воды; гигиена одежды; гигиена жилища  и индивидуального строительства.

Подробно методика проведения семинарского занятия по теме «Личная  гигиена» рассмотрена в занятиях «Применение технологии обучения в  сотрудничестве в курсе «Основы  безопасности жизнедеятельности».

III.Практикумы (2 часа).

1.Оценка состояния учащимися своего здоровья.

2. Планирование недельного  рациона питания для членов  семьи учащихся и составление  рекомендаций по соблюдению гигиенических  правил в одежде.

IV. Контроль и самоконтроль.

Для организации модульного урока педагогу необходимо составить  для ученика технологическую  карту, в которой содержатся задания  и прописываются рекомендации к  их выполнению.

26. Проблемная технология  обучения ОБЖ

При обучении вопросам личной безопасности необходимо не только информировать  учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но  и учить  анализировать причины происшествий и несчастий.

Для этих целей эффективен метод АКС. При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в экстремальные  ситуации различного рода.

Конечная цель ситуативного обучения - приучить учащихся к системе  аналитического поведения в окружающей среде: предвидеть опасности, оценивать  и прогнозировать их развитие, принимать  целесообразные решения и действовать  с целью предупреждения возникновения  экстремальных ситуаций или смягчения  тяжести их последствия.

Основными этапами применения метода АКС является:

•ознакомление учащихся с ситуацией;

•определение того, что надо выяснить, решить;

•дискуссия о возможных способах разрешения ситуации и

выбор оптимального (правильного, лучшего) варианта ответа;

•анализ и обобщения результатов.

Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) заключается в том, что в учебном процессе преподавателем создаются проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. От учащихся  требуется глубокий анализ ситуации и принятие соответствующего оптимального решения в данных условиях. АКС  выполняет множество различных  функций, служит инструментом исследования, изучения, оценки и выбора, обучения, воспитания, развития, психологической  подготовки. Достоинство метода состоит  в том, что в процессе решения  конкретной ситуации школьники обычно действуют по аналогии с реальной практикой, то есть используют свой опыт, применяют в учебной аудитории  те способы, средства и критерии анализа, которые были учащимися приобретены в процессе обучения. Главное же, что школьники не только получают нужные знания, но и учатся применять их на практике.

В учебниках для 5-9 кл. встречаются следующие типы ситуаций и заданий по степени проблемности.

1. Ситуации с однозначно  правильным решением, предусмотренные  четким алгоритмом действий. Их  цель – закрепить полученные  теоретические знания в практической  ситуации.

Пример. (5 класс). 1).Во время  просмотра интересного фильма изображение  стало дрожать, на экране телевизора появились полосы, послышался резкий запах. Что будете делать?

2). Что будете делать, когда  узнаете об аварии на АЭС?  Обоснуйте свои действия.

2. Ситуации с несколькими  возможными вариантами решения.  Это ситуации социального характера.

Пример. По дороге домой вечером  возле парка вы увидели шумную группу незнакомых ребят. Как вы поступите  в данной ситуации?

Здесь может быть обсуждение разных вариантов поведения и  возможных последствий.

3. Задания, требующие самостоятельный  поиск информации.

Пример. Подготовьте сообщение  о крупной аварии, о которой  вы хорошо знаете, либо являлись ее очевидцем.

В зависимости от дидактических  целей и особенностей содержания материала в учебном процессе могут найти применение различные  виды ситуаций.

1.Ситуация – иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерность или механизм социальных явлений, поступков, действий должностных лиц, эффективность использования определенных приемов, методов, способов руководства, обучения, воспитания.

2.Ситуация – оценка. Учащимся предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер или действий частного или должностного лица, коллектива. Например, учащимся предлагается для анализа описание конкретного случая и соответствующие меры со стороны участников ситуации. Учащиеся должны на основе всестороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант.

Пример. Когда в тамбуре  электрички вы ели «Сникерс», к вам  подошли трое подростков. Один из них  сказал: «Поделись» - и не дожидаясь ответа, отнял шоколад. Другой подошел вплотную и тихо сказал: «Выворачивай карманы». Почему так произошло? Что вы предпримете?

3.Ситуация – упражнение. В данном случае анализ ситуации требует от слушателей обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведения исследовательской работы. Учащиеся делятся на группы по 3-5 человек и изучают ситуацию. Они готовят перечень вопросов, связанных с ситуацией и передают их преподавателю. Получив ответы, изучив информацию, учащиеся вырабатывают план действий, проекты решений, прогнозы конечного результата.

Пример. Во время прогулки по лесу внимание мальчика привлек  невысокий кустарник с ярко-красными овальными ягодами. Подумав, что  это красная смородина, он сорвал несколько ягод и съел их. Через  некоторое время у него возникло резкое жжение во рту, вслед зав этим произошел отек слизистой оболочки языка, губ и гортани, стало трудно дышать. Что произошло с мальчиком? Что послужило причиной такого состояния? Перечислите мероприятия первой медицинской помощи.

4. Ситуация – проблема. При соответствующем подборе материала и правильной постановке занятий, ситуация – проблема может служить и иллюстрацией, и упражнением и средством передачи передового опыта. Ситуация – проблема представляется студентам в виде проблемной задачи, которая реально стояла или стоит перед практикой. (Пример. Урок анатомии в 8 кл. на тему «Строение сердца»).

При предъявлении ситуаций студентам  целесообразно варьировать степенью их проблемности и познавательной трудности через характер выдаваемой информации. Так, могут быть следующие варианты:

1.Обучающиеся получают всю необходимую информацию – подробное положение, как правило, в практической деятельности такие случаи не встречаются.

2.Обучающиеся получают не всю информацию, необходимо анализировать конкретную ситуацию и собрать дополнительную информацию – такие случаи в практике встречаются довольно часто.

3.Обучающиеся бегло обрисовывают конкретную ситуацию, не давая всей необходимой информации, что соответствует условиям практической деятельности.

Такие ситуации рассчитаны на разный уровень сформированности профессионального мышления.

Чаще всего способом предъявления ситуации школьникам является письменное или устное описание событий с  последующим заданием. Вместе с тем, диапазон способов предъявления ситуаций студентам может быть намного  шире в зависимости от наличия  фонда накопленных материалов и  возможностей ТСО.

Например, могут быть применены  следующие приемы и способы предъявления ситуаций:

•видеозапись определенного реального события;

•киноэпизоды художественных, документальных фильмов;

•магнитная запись беседы, интервью, обсуждения, доклада, речи и т.д.;

•набор фотодокументов, схем, графиков, диаграмм, отражающих состояние какого-либо факта или процесса из различных исторических или современных событий на самых различных уровнях;

• «досье ситуации» - набор различных документов, отчетов, писем, докладных записок, приказов, директив, инструкций, рекомендаций, планов, разработок, проектов и т.п.;

•выступление на занятии участника определенных событий.

•Метод «разбора критических случаев»

•Основан на анализе критических ситуаций из опыта преподавателя. Должны отбираться случаи, которые привели к непредвиденным последствиям, потребовали серьезных решений. Поэтому концентрирование внимания обучаемых на этих случаях, выработки обобщенных точек зрения на поведение в экстремальных условиях. Метод разбора критических случаев способствует формированию профессиональной интуиции, «чутья», умения разбираться в нестандартных ситуациях, а также предвидеть возможные последствия тех или иных решений. Особенностью данного метода является необходимость в опытном наставнике, обладающем большим тактом, позволяющим ему, не задевая излишне самолюбие своих воспитанников, обсуждать время от времени и случаи из их практики. От других методов АКС метод «разбора критических случаев» отличается большим количеством деталей и меньшей схематичностью.  

•Метод «лабиринта действий»

•Заключается в том, что  учащимся выдаются детальные печатные описания инцидента или ситуации, которые могут возникнуть в их будущей деятельности. В конце описания каждой ситуации дается список действий, одно или несколько из которых являются приемлемыми для разрешения данного конфликта. Такой перечень не только позволяет обучаемому «прокрутить» возможные варианты решения проблемы, но и мысленно проследить все возможные последствия решения, непредвиденные побочные осложнения и т.д. Учащимся предоставляется возможность решить задачу нескольким способами, чтобы научить их отличать тупиковые варианты решений от решений, ведущих к цели. Такой метод применяется в тех случаях, когда нужно научить быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или в ситуациях, со многими возможными исходами: при выходе из конфликтной ситуации, при выборе оптимального педагогического решения и т.п. Различия в возможных действиях постепенно делаются все более тонкими, что значительно затрудняет задание, а тем самым активизирует мышление обучаемых. (пример ситуации: Встреча ученика на мусорной свалке)

•Практические проблемные задачи

•Достоинство метода состоит в том, что на его основе школьники могут научиться выделять проблемы, обнаруживать в них противоречия, всесторонне анализировать их, находить оптимальные пути их разрешения. Овладение всеми названными операциями приводит к формированию диалектического мышления, к развитию творческих способностей школьников.

•Практические проблемные задачи, как упоминалось, могут входить отдельными приемами активизации познавательной деятельности в ходе лекции, самостоятельной работы школьников, семинарских занятий, при индивидуальных собеседованиях.

•Рассмотрим методику применения технологии задачного подхода на примере поэтапного решения учебной задачи по теме «Землетрясения»: Город, окруженный глинистыми холмами, оказался в эпицентре землетрясения. Во время землетрясения шел сильный дождь. Опишите одно из последствий землетрясения, учитывая данные условия.

•I. Мотивационно-ориентировочный этап: анализ условий и требований задачи, планирование решения. Учащимся известно из условия задачи следующее: произошло землетрясение, сопровождавшееся ливнем, холмы вокруг города сложены глинистыми породами. Необходимо спрогнозировать последствия землетрясения. Учащимся надо вспомнить главные последствия землетрясения, вспомнить из курса географии свойства глинистых горных пород и явления, которые могут быть спровоцированы на склонах холмов ливневыми дождями.

•2. Операционно-исполнительский этап: непосредственное решение задачи в ходе индивидуальной работы с учащимися с использованием ряда интеллектуальных умений по ОБЖ: анализа, обобщения, оценивания, прогнозирования.

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД