Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

2. Нарушения мотивационной  части действий могут иметь  временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии или  другими факторами.

3. Нарушение ориентировочной  части действий человека, которое  проявляется в незнании норм  и способов обеспечения безопасности, а также правил поведения.

4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение

• Экономия сил - свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.

• Экономия времени - стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.

• Безнаказанность (экономическая  и административная) нарушений требований и правил безопасности.

• Безнаказанность (физическая и социальная) – отсутствие травм  в течение длительного времени  и осуждения нарушений правил безопасности со стороны других людей  приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

• Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие  расхожие фразы, как «риск - благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

• Стремление следовать групповым  интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение  правил безопасности поощряется.

• Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

• Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена  человеком вне школы.

• Самоутверждение в собственных  глазах, как правило, характерно для  неуверенных в себе людей.

• Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек  пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему  быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

• Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как  он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты  в большей степени движут эмоции, а не разум.

• Склонность к риску, потребность  риска характерна психологической  структуре некоторых людей. Они  испытывают удовольствие от чувства  риска.

Перечисленные психологические  причины травматизма должны учитываться  при разработке организационных  мероприятий по предупреждению детского травматизма, в том числе и  дорожно-транспортного.

Изучение школьниками  правил дорожного движения и основ  дорожно-транспортной безопасности имеет  своей целью сформировать у них  следующие специальные навыки безопасного  поведения на дороге:

1.Навык переключения внимания, необходимый ребенку и подростку для психологического переключения из сферы полной безопасности в зону опасности (на проезжую часть).

2.Навык спокойного и уверенного поведения на улице, помогающий не бояться участников дорожного движения и спокойно совершать движение в соответствии с установленными правилами.

3.Навык самоконтроля, необходимый для сдерживания импульсивных порывов.

4.Навык предвидения опасности, заключающийся в прогнозировании возникновения и развития опасных ситуаций.

5.Навык наблюдения, необходимый для фиксирования в сознании действий участников дорожного движения и ситуаций, возникающих на проезжей части [8. С. 39-40].

При изучении правил дорожного  движения (ПДД) совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. По мнению многих специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь около 10% желаемой безопасности. Остальное  достигается лишь при помощи практического  умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно  обстановке. Несмотря на всю важность самих Правил, надо учить детей  не столько правилам, сколько анализу  возникновения опасностей на дороге, нужно вырабатывать у детей иммунитет.

Вместе с тем, основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения  детей на улицах является внеклассная  работа.

Мероприятия следует проводить  в соответствии с возрастом детей  и подростков.

Так, для учащихся 5-8 классов  рекомендуется:

- проведение специальных  тематических занятий по изучению  правил дорожного движения во  внеурочное время;

- организация клубов (отрядов)  Юный инспектор движения;

- изучение правил дорожного  движения в секциях, кружках  юных велосипедистов;

- проведение викторин, олимпиад, соревнований по дорожной тематике;

- организация конкурсов  рисунков по дорожной тематике 

В течение учебного года учителями  начальных классов проводятся занятия  по обучению детей ПДД в рамках скорректированных программ по ОБЖ  для 1-4 классов (20 часов) - раздел "Дорожная безопасность". Организуется самостоятельная  игровая деятельность детей младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения с использованием настольных игр, а также конкурсы творческих работ среди учащихся начальной школы по тематике дорожной безопасности "Дорога и мы".

В классах средней и  старшей школы классными руководителями проводятся ежемесячные профилактические беседы с учащимися в соответствии с индивидуальными программами  внеклассных бесед по ПДД, разработанными на учебный год. Кроме того, перед  поездками классов за пределы  образовательного учреждения проводятся обязательные инструктажи по обучению детей младшего, среднего и старшего школьного возраста правилам безопасного  поведения на дороге, культуры поведения  на улице и в общественном транспорте. Проводятся обязательные беседы в классах (иногда с привлечением сотрудников  ГИБДД) по фактам нарушения учащимися  лицея правил дорожного движения, которые выявляются во время проведения в районе операции "Внимание - дети!".

В лицее организован отряд  юных инспекторов движения (ЮИД) из учащихся 6-х классов - членов команды "Безопасное колесо" прошлых лет. Ребята с увлечением готовят материал по ПДД и ведут просветительскую работу в классах начальной школы.

Силами учеников 6-7 классов  лицея №64 г. Санкт - Петербурга выпущено несколько номеров газеты "Перекресток" для детей и родителей. ученики 10-х классов разработали яркую и живую схему "Безопасные маршруты к школе" для общешкольного стенда "ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ", а учащиеся 8-х классов сняли видеофильм по ПДД "Твой безопасный путь в школу", который стал настоящей сенсацией ежегодной недели Безопасности Дорожного Движения (БДД).

Одним из важнейших направлений  деятельности образовательного учреждения по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков  поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. В лицее разработан примерный  тематический план работы с родителями по теоретическому и практическому  направлениям, имеющий целью поддержать у родителей обучающихся интерес  к безопасности и здоровью детей  как участников дорожного движения. Родители активно привлекаются к  оформлению уголков безопасности в  начальной школе, выполнению различных домашних заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты "школа-дом" с указанием наиболее безопасного пути для школьника в школу и домой.

Создана необходимая материальная база. Имеются школьный и классные уголки ПДД, методический уголок для  учителей в учительском кабинете и опорном кабинете начальной  школы

В компьютерном классе начальной  школы лицея имеется уголок ПДД, где ребята изучают правила дорожного  движения, основы первой медицинской  помощи и готовятся к теоретическим  конкурсам соревнований "Безопасное колесо", а также могут проверить  свои знания на компьютерах. В лицее  имеются велосипеды для проведения конкурсов-эстафет и практической подготовки команды к участию  в соревнованиях

 41.Методика проведения занятий по обеспечению безопасности школьников в ситуациях криминогенного характера.

Уроки ОБЖ по изучению криминогенных ситуаций и правилам поведения в них особенно актуальны в наши дни.

Цель обучения – формирование у обучаемых готовности противостоять  экстремальным ситуациям  криминогенного характера, готовности к самосохранительному поведению в ЧС социального характера. Содержание такого обучения включает необходимый объем знаний, умений и навыков, которые могут обеспечить безопасность ребенка в социуме.

Задачи такого обучения:

1. Усвоение знаний о  криминогенных ситуациях, которые могут произойти в повседневной жизни, правилах безопасного поведения, уменьшающих риск возникновения опасности, способах самосохранительного поведения в опасной ситуации.

2. Овладение умениями оценивать  ситуацию с точки зрения ее  безопасности для жизни и здоровья, предвидеть развитие событий,  избегать или противостоять давлению  взрослого и сверстника.

3. Развитие качеств личности,  необходимых для безопасного  поведения в ситуациях криминогенного  риска - критичности мышления, осторожности, внимательности, обязательности в  соблюдении правил безопасного  поведения.

4. Воспитание ценностных  ориентаций, направленных на самосохранение  жизни и потребностно-мотивационной сферы личности поступать безопасно.

очень часто люди страдают из-за своей собственной неос¬торожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищенности и принять необходимые меры

Не все, конечно, зависит  от нас, но если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил, а  попросту будем вести себя более  осторожно, предусмотрительно, то вероятность  уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство  от преступного посягательства значительно  возрастет.

На уроках в 5 классе эта  тема изучается как опасные ситуации социального характера. На ее изучение отводится 3 урока:

1)криминогенная ситуация и личная безопасность,

2)обеспечение личной безопасности дома,

3)обеспечение личной безопасности на улице.

43. Методика проведения  занятий по организации от  последствий ЧС природного характера.

Учебно-воспитательные задачи изучения темы:

- совершенствование знаний  учащихся об опасностях стихийных  бедствий и способах защиты  от них, 

- приобретение навыков  поведения и действий в случае  возникновения чрезвычайных ситуаций  природного характера.

Чтобы обеспечить гармоничное  существование человека в природных  условиях, необходимо хорошо знать  законы природы и причины возникновения  различных природных явлений, их последствия и влияние на человека, научиться распознавать эти явления  и обеспечивать свою безопасность. Изучение наиболее вероятных ЧС, их особенностей и возможных последствий, обучение правилам поведения в подобных условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения  для выхода из ЧС с наименьшими  потерями.

По программе ОБЖ под  общ. ред. А.Т. Смирнова (2010 г.) изучение опасных и ЧС природного характера предполагается в 5, 7, 9, 10 классах:

5 класс – 6 часов (Особенности  природных условий в городе  – 1 ч; Опасные ситуации природного  характера – 2 ч; ЧС природного  характера – 1 ч. Общие правила  поведения при возникновении  ЧС природного характера –  2 ч.).

7 класс – 24 часа.

9 класс – 1 ч.

10 класс – 2 ч (ЧС природного  характера, их причины и последствия  – 1 ч; Рекомендации населению  по обеспечению личной безопасности  в условиях ЧС природного характера  – 1 ч.)

Особенностью содержания обучения ОБЖ в 7 классе является наличие  межпредметных связей с курсом географии 7 класса. При изучении содержания ОБЖ 7 класса необходимо привлекать сведения из географии, а именно такие понятия как: оболочки, или сферы Земли (ядро, литосфера, атмосфера, биосфера); классификация природных явлений по месту их возникновения, которая соответствует классификации ЧС природного характера в курсе ОБЖ.

№ п/п

Раздел II «ЧС природного

 характера»  ОБЖ

Раздел 1. «Главные особенности 

природы Земли» География

1.

ЧС геологического происхождения

Литосфера и рельеф Земли

2.

ЧС метеорологического происхождения

Атмосфера и климаты Земли

3.

ЧС гидрологического происхождения

Гидросфера Земли

4.

ЧС биологического происхождения

Географическая оболочка


Еще одной особенностью содержания курса ОБЖ в 7 классе является большое  количество понятий, определений, классификаций. Поэтому при обучении нужно больше уделять внимание формированию понятийного  мышления за счет использования логических приемов.

ЧС – это обстановка на определенной территории, которая  оказывает отрицательное влияние  на жизнедеятельность человека, приводит к жертвам среди людей или  к значительным материальным потерям.

ЧС природного характера  – это ЧС, причинами которого являются стихийные бедствия или  опасные природные заболевания.

Все опасные природные  явления можно разделить на шесть  групп в зависимости от механизма  их происхождения:

- геофизические (землетрясения,  вулканы, магнитные бури);

- геологические (обвалы, оползни,  сели, карстовая просадка поверхности  и т.д.);

- метеорологические (бури, ураганы, смерчи, крупный град, сильный  гололед, сильный мороз и т.д.);

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД