Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

По дидактическим целям  беседы бывают вводные и обобщающие.

По способу мышления беседа может быть индуктивной и дедуктивной.

Примером обобщающей дедуктивной  беседы может быть беседа на заключительном уроке темы «ЧС природного характера» (VII класс). Учащимся предлагаются следующие  вопросы:

1)  Что такое стихийное  бедствие?

2)  На какие группы  можно разделить ЧС природного  характера?

3) Какие ЧС природного  характера наиболее вероятны  для нашего региона?

4)  Чем опасна данная (название) чрезвычайная ситуация?

5) Какие меры защиты  следует предпринять при угрозе  возникновения данной чрезвычайной  ситуации?

Основным требованием  к беседе является тщательная продуманность  вопросов, когда каждый последующий  вопрос логически вытекает из предыдущего.

Применяется со всеми возрастными  категориями учащихся.

Учебная дискуссия - представляет собой упорядоченный, целенаправленный обмен мнениями, суждениями и идеями по конкретной проблеме, имеющей важное научное или социальное значение.

По сути дискуссия является тематическим познавательным спором.

Успех дискуссии во многом зависит от тщательности подготовки участников. Тема дискуссии определяется заранее, называются несколько спорных  положений по проблеме дискуссии, уточняются учебные задачи, выбирается форма  проведения дискуссии. 

12. Наглядные и практические  методы обучения ОБЖ. Дидактические  требования к их использованию.

Наряду с устным изложением и обсуждением материала активно  используются наглядные методы

Одним из таких методов  является иллюстрация – образное воссоздание сущности, формы и  структуры явления или события. В качестве иллюстрации используются макеты, муляжи, модели, произведения ИЗО, кино- и видеофильмы, литературные, научные и музыкальные произведения, наглядные пособия (графики, схемы, диаграммы, таблицы, карты, плакаты.

Использование этого метода дает преподавателю обширную обратную информацию, т.к. вызывает у учащихся многочисленные вопросы.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие учащимися действий людей, приборов, аппаратуры и механизмов в динамике.

Виды демонстрации:

- личный показ преподавателем  изучаемых приемов и действий,

- показ в действии техники,  приборов, вооружения.

Демонстрация применяется  для учащихся любого возраста. В  обязательном порядке она должна включать в свою структуру собеседование  с учащимися по поводу воспринятого для уточнения качества усвоения учебного материала.

Дидактические требования:

- тщательный отбор необходимого  материала, соответствующий целям  и задачам занятия;

- правильный выбор количества  демонстрируемых приемов и предметов;

- строгая дозировка при  использовании наглядных средств;

- умелое сочетание иллюстрации  и демонстрации с другими методами  обучения.

Единственный метод формирования у учащихся навыков, умений и практических операций является упражнение. К этому  методу обучения переходят только после  прочного усвоения учащимися теоретических  знаний и подробного инструктажа  преподавателя.

Обучение проводится в  следующей последовательности:

- ознакомление с приемом  или действием;

- разучивание упражнения;

- тренировка по закреплению  и совершенствованию навыков  и умений.

Для ознакомления обучаемых с упражнением необходимо назвать его, образцово показать выполнение в целом, при необходимости продемонстрировать его по частям с разъяснением техники выполнения.

Разучивание упражнения имеет  целью формирование новых навыков  и умений. Для этого применяется  несколько способов:

- упражнение разучивается  в целом, если оно несложное  и доступно для выполнения  обучаемыми;

- приемы и действия  разучиваются по частям, а затем  в целом, если упражнение сложное,  а структура позволяет расчленить  его на отдельные части (н-р,  обучение приемам реанимационной  помощи);

- прием и действие разучиваются  с помощью подготовительных упражнений, когда упражнение нельзя разделить  и невозможно выполнить в целом  в связи со сложностью (н-р,  обучение приемам самозащиты).

Тренировка обеспечивает совершенствование двигательных умений и навыков, а также физических и специальных качеств. Этот метод  заключается в сознательном и  многократном повторении уже усвоенных  приемов и действий.

Последовательность выполнения действий тренировки:

- выполнение приема (действия)  в простой обстановке;

- выполнение после физической  нагрузки;

- выполнение в комплексе  с другими действиями;

- выполнение отдельных  упражнений при недостаточной  видимости, в ограниченном пространстве, в средствах защиты.

Главным условием успешности применения метода упражнений являются:

- высокая личная подготовка  преподавателя;

- формирование и поддержание  у обучаемых сознательного отношения к выполнению приема (действия);

- систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение  условий выполнения;

- повышение самостоятельности  учащихся при отработке приемов  и действий, воспитание у них  навыков самоконтроля и самооценки;

- внесение элементов состязательности  для повышения активности и  интереса занимающихся.

В ходе учебного процесса большое  количество знаний, умений, навыков  усваивается на практических занятиях.

Дидактические условия проведения практических занятий:

- качественная разработка  плана проведения, четкая формулировка  учебных целей и тщательная  подготовка учебно-материального  обеспечения;

- подробный инструктаж  обучаемых перед началом занятия  о порядке работы и мерах  безопасности;

- оценка действий каждого  учащегося при подведении итогов  занятия.

Во время практических занятий необходимо обеспечить:

- правильную демонстрацию  способов действий в опасных  и чрезвычайных ситуациях, а  также при оказании первой  медицинской помощи и наблюдение  за их отработкой;

- бесперебойность занятия;

- выявление и своевременность  исправление ошибок в ходе  отработки слушателями практических  вопросов;

- поощрение слушателей  для достижения ими наилучших  результатов;

- соблюдение правил безопасности.

При определении метода обучения, надо принять во внимание многие факторы: состав слушателей, конкретную ситуацию, собственные силы преподавателя, объем  и характер информации, которую ему  надо сообщить, время, а также имеющиеся  в его распоряжении помещение  и оборудование.

Перечисленные методы обучения являются общими для методики преподавания многих предметов. Рассмотрим метод, специфичный  для методики преподавания ОБЖ.

 

 

13.Метод анализа конкретных  ситуаций, его сущность, педагогическая  ценность.

В процессе изучения ОБЖ производится моделирование ряда опасных ситуаций, с которыми учащиеся могут встретиться  в жизни, Таким образом, школьники  получают возможность создания модели предстоящих действий, учатся проектировать  свои поступки в случае возникновения  опасных ситуаций, вкладывая в  данный процесс определенный личностный смысл. При этом эффективность обучения возрастает при проведении уроков и  внеклассных мероприятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций (АКС), или метода ситуационного обучения.

Метод ситуационного обучения  – анализ опасных ситуаций, в  результате которых совершались  или могут произойти происшествия. При организации ситуационного  обучения учащиеся приобретают и  пополняют знания за счет анализа  ошибок и нарушений других людей, попадавших в экстремальные ситуации.

Конечная цель ситуационного  обучения – приучить человека к  системе аналитического поведения  в предметной деятельности: предвидеть опасные ситуации, оценивать и  прогнозировать их развитие, принимать  целесообразные решения и действовать  с целью предупреждения возникновения  экстремальной ситуации или смягчения  тяжести ее последствий.

(И.К. Топоров).

Подготовка занятий с  использование методов ситуационного  обучения заключается в поиске сюжетов, соответствующих теме занятий, их методическая обработка, а также в выборе наиболее эффективного способа предъявления ситуации обучаемым.

Источниками сюжетов учебных  ситуаций могут служить публикации в газетах и журналах, сообщения  по радио и телевидению, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий и т.д. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания, которые должны направлять учащихся на решение одной, главной  проблемной задачи. В условиях школы  наиболее удачным способом предъявления ситуации следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами  одновременно ,н-р, устное сообщение, письменная характеристика и т.д.

Методически правильно построенный  анализ ситуации позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться  опытом безопасной деятельности, учиться  избегать ошибок и неверных решений  в экстремальных ситуациях, сознательно  влиять на события в окружающей среде.

Под конкретной ситуацией  условимся понимать событие, которое  включает в себя противоречие (конфликт) или вступает  в противоречие с окружающей средой.

Существуют три  основных типа ситуаций.

1. Стандартная ситуация  — она в определенной мере  типична, часто повторяется при  одних и тех же обстоятельствах;  имеет одни и те же источники,  причины; может носить как отрицательный,  гак и положительный характер.

2.  Критическая ситуация -- нетипична, как правило, неожиданна, требует немедленного вмешательства.

3. Экстремальная ситуация  — уникальна, она приводит  к негативным изменениям или  разрушению каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений,  влечет за собой нравственные  и материальные потери, требует  привлечения незапланированных  и непредусмотренных материальных  и человеческих ресурсов, побуждает  к радикальному пересмотру соответствующих  положений, инструкций, режимов работы.

Существует практика применения так называемых микроситуаций. Их описание бывает, как правило, весьма лаконичным, обычно не более нескольких строк. Выражается суть конфликта или проблемы с весьма схематическим обозначением обстоятельств. Применение такой микроситуации создает возможность внести в учебный процесс элементы проблемного обучения, требует от учащихся новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале. Чаще микроситуации служат примерами к лекционному материалу. Микроситуации могут быть введены в аудиторию как в письменной, так и в устной форме, а также с использованием слайдов, диафильмов и т.д.

Другой разновидностью ситуаций выступают те ситуации, которые служат своеобразной иллюстрацией к изучаемому материалу. Это чаще всего относительно подробное описание событий с  указанием хронологических и  других данных, исторически достоверное, а во многих случаях являющееся творческим обобщением характерной действительности. Такой ситуацией — иллюстрацией к теме — может послужить статья из газеты, журнала, документальный фильм  и т.д.

Для формирования или совершенствования  умений в применении полученных знаний наиболее применимы ситуации-проблемы, т.е. ситуации, в которых учащимся предлагается не только дать анализ сложившейся  обстановки, но и принять обоснованное решение. Это так называемая ситуационная задача.

Процедура занятия с использованием метода АКС включает следующие этапы:

I этап — введение в  изучаемую проблему;

II этап — постановка  задачи;

III  этап — групповая  работа над ситуацией; IV этап — групповая дискуссия;

V этап — итоговая беседа.

 

 

 

14. Активные методы обучения  ОБЖ

Активные методы обучения (АМО) — методы, которые максимально  повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному  учению.

Достоинством АМО является развитие у обучающихся потребности к самообучению и самоусовершенствованию.

Познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, она динамически  развивается, может прогрессировать, и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и  других социальных факторов.

На уровень активности учащихся влияют:

- отношения учителя и  учеников;

- стиль общения учителя  с учениками;

- успеваемость учащихся;

- характер мотивации учебной  деятельности;

- наличие или отсутствие  утомления;

- настроение самого школьника.

При использовании активных методов обучения старательно учатся все ученики, не только сильные и  любознательные, но и слабые, безвольные, ленивые.

Однако педагогу следует  помнить, что не всякую тему можно  перевести на «язык» АМО. Вместе с  тем не каждый метод может быть использован для раскрытия той  или иной темы.

АМО решают три учебно-организационные  задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;

2) обеспечить процесс включения в активную работу как сильных, так и слабых учащихся;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Выбор того или иного АМО  зависит от цели занятия, его содержания, количества учащихся, квалификации педагога.

метода анализа конкретных ситуаций (АКС), Метод ситуационного  обучения (Стандартная ситуация , Критическая ситуация, Экстремальная ситуация, микроситуации,  )

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД