Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

Другим существенным недостатком  повсеместного использо¬вания средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социаль¬ного взаимодействия и общения, индивидуализм.

Наибольшую трудность  представляет собой переход от инфор¬мации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой систе¬мы — как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т. п. — к системе практических действий, име¬ющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке -проблема перехода от мысли к действию.

Определенные трудности  и негативные моменты могут возник¬нуть в результате применения современных средств ИКТ, предо¬ставляющих учителям и школьникам значительную свободу в по¬иске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую не способны воспользоваться той свобо¬дой, которую предоставляют современные телекоммуникацион¬ные средства. Часто запутанные и сложные способы представле¬ния могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же нелинейная структура информации подвергает школьника соблазну следовать предлагаемым ссылкам, что при неумелом использовании может отвлечь учащегося от основного русла изложения учебного мате¬риала.

Колоссальные объемы информации, представляемые некото¬рыми средствами информатизации, такими, как электронные спра¬вочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвле¬кать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная  память человека обладает очень ограниченными  возможностями. Как правило, обыкновенный че¬ловек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школь-нику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская при этом важную информацию.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным  последствиям. Чаще всего при использовании  таких средств ИКТ срабатывает  свойственный всему живому принцип  экономии сил: заимство¬ванные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, отнюдь не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

Определенную опасность  таит внешнее, поверхностное исполь¬зование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых индивидуальных проектов.

Для многих обучаемых компьютер  может просто остаться увлекательной  игрушкой. В этой связи можно вспомнить  излишне заигравшихся школьников, и  это явление, к сожалению, в настоящее  время тоже отнюдь не является редкостью.

ИКТ могут не только стать  мощным средством становления и  развития школьников (как личности, субъекта познания для прак¬тической деятельности, общения, самосознания), но и, наобо¬рот, способствовать формированию шаблонного мышления, фор¬мального и безынициативного отношения к деятельности и т. п.

Во многих случаях использование  средств информатизации образования  неоправданно лишает школьников возможности  проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказыва¬ется на результатах обучения.

И наконец, нельзя забывать о  том, что чрезмерное и неоправданное  использование большинства средств  информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя ИКТ, учителя должны учитывать два возмож¬ных направления внедрения средств информатизации в учеб¬ный процесс:

1)  первое из них связано  с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих», в рамках тра¬диционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае ИКТ выступают как способ интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связан¬ной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников;

2)  внедрение средств  ИКТ в рамках второго направления  при¬водит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании со¬держательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития лич-ности школьника.

Использование информационных и коммуникационных техно¬логий будет оправданным и приведет к повышению эффективно¬сти обучения в том случае, если такое использование будет отве¬чать конкретным потребностям системы образования.

Необходимо учитывать  несколько групп таких потребно¬стей:

1) потребности, связан¬ные с формированием у школьников определенных систем зна-ний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер;

2) необходимо¬сть овладения школьниками репродуктивными умениями. Потреб¬ности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычисле¬ниями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при разви¬тии типовых умений по каждой дисциплине;

3) необходимо¬сть формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных за¬дач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный (с определенной точки зрения) при ре¬шении задач на выбор самого экономичного или наиболее опти¬мального варианта протекания процесса (нахождение оптималь¬ного решения не только математически, но и графически). По¬требности этой группы возникают при постановке и решении за¬дач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости разви¬тия конструктивно-комбинаторных творческих умений (исполь¬зование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих вли¬яние на протекание этих процессов или событий. И наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения, или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходи¬мость использования соответствующих информационных и теле-коммуникационных технологий;

4) воспитание и необходимость  формирования у школьников качеств  лично¬сти безопасного типа поведения. Потребности, относимые к чет¬вертой группе, возникают при организации моделирования, со¬здающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (ана¬лиз возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки возникновения таких ситуаций в современном мире).

Все приведенные выше доводы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Таким образом, использование  новых педагогических (коммуникационных) и, разумеется, информационных технологий должно быть комплексным. Отделить одно от другого невозможно, поскольку  только ши¬рокое внедрение новых педагогических технологий позволит из¬менить саму парадигму образования и только новые информаци¬онные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

 24. Технология сотрудничества

Предполагает обучение в  малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько  вариантов организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех, который может  быть достигнут, только при постоянном взаимодействии всех членов группы, команды при работе над темой проблемой, вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических  целей. После выполнения задания  всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой группой своего конкретного задания балл выставляется один на всех. При выполнении каждым членом индивидуального задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.

«Пила». Учащиеся организуются в группы по 4— 6 человека для работы над учебным материалом, который  разбит на фрагменты (логические или  смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем  учащиеся, изучающие один и тот  же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому  вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов.

Затем они возвращаются в  свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о  своей части задания (как зубцы  одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всей темы —  это внимательно слушать своих  партнеров по команде и делать записи в тетрадях — никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили  свои задачи, ведь это отразится  на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и  вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить  любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Прием «пила». Учащиеся организуются в группы по 5 человек для работы над учебным материалом по теме «Личная  гигиена», который разбит на 5 смысловых  блоков: гигиена кожи, гигиена питания, гигиена воды, гигиена одежды, гигиена  жилища и индивидуального строительства. Каждый ученик группы находит материал по своему вопросу. Затем ученики, изучающие  один вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу, составляют наиболее полный и правильный ответ. Это называется «встреча экспертов». После этого ученики возвращаются в свои группы и обучают всему  новому, что узнали сами, других учеников группы. Те, в свою очередь, докладывают  о своей части задания. В результате все учащиеся группы владеют информацией  по всему материалу по теме «Личная  гигиена». Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда  в целом. На заключительном этапе  учитель может попросить любого ученика ответить на любой вопрос по изученной теме

Учимся вместе. Класс разбивается  на однородные по уровню подготовки группы по 3—5 чел. Каждая группа получает одно задание — часть какой-либо большой  темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом  достигается усвоение материала.

Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную  задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания oпределенной культуры общения и организации совместной деятельности. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.

Основные идеи, присущие всем трем описанным вариантам организации  работы малых групп, — общность ЦЕЛИ и задач, индивидуальная ответственность  и равные возможности успеха.

Рассмотрим основные действия учителя, который решил попробовать  свои силы в организации обучения в сотрудничестве.

1. Ему необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга (столы поставить либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по два вместе, расположив стулья по два напротив).

2. При подготовке к занятию выделить несколько заданий, требующих после обычного объяснения определенных действий в группах по усвоению нового материала.

3. Разбить класс на группы по 2—3 чел. и предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания.

4. При работе в группах над новым материалом необходимо сформулировать по два-три вопроса каждому ученику группы. Когда отвечает первый ученик, одному из двух оставшихся необходимо найти подтверждение или опровержение его ответам, а третий ученик фиксирует, например, эти ответы или придумывает примеры, подтверждающие высказанную мысль. Далее по кругу ученики меняются ролями.

5. Давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания. Предоставлять возможность потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится контрольная работа или тест.

6. Ученики должны иметь возможность (прежде чем отдавать свои тетради с контрольной (самостоятельной) работой учителю) проверить работы друг друга в группе, обязательно добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником.

7. Четко сообщать цель в начале урока и перед работой в группах.

8. На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это потребуется.

25. Технология модульного  обучения

Его сущность в том, что  ученик полностью самостоятельно (или  с определенной долей помощи) достигает  конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это функциональный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных  самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать  работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы  общения учителя и ученика.

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД