Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

Ребусы (от лат. res — вещь) — способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами, знаками.

Загадки можно использовать на разных этапах урока, например, после  изучения нового материала загадки  помогут закрепить различные термины и понятия.Загадки часто используют при организации массовых форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися: турниры, конкурсы, утренники и вечера и др. Командам или отдельным участникам подобных мероприятий для проверки сообразительности, быстроты мышления можно предложить разгадывать загадки определенной тематической направленности или самостоятельно составлять их, используя заранее подготовленные термины.

21.Классификация педагогических  тестов и тестовых заданий  по ОБЖ.

Тестирование — метод  диагностического контроля знаний, навыков, уме¬ний учащихся.

Классификация педагогических тестов

Педагогические тесты  классифицируют в зависимости от цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подходов к разработке тестов.

По целям тестирования различают входное, формирующее, диагностическое, итоговое тестирование.

Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа. Его цель — определить степень владения учащимися базовыми знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины

Формирующий тест (т. е. помогающий сформировать качественные знания) применяется  для определения качества усвоения материала по отдельному разделу  или теме. Цель теста — проверить  изучаемый или только что изученный  материал.

Диагностический тест позволяет  определить причины возникновений  систематических ошибок.

Итоговое тестирование проводится по окончанию обучения и служит для  оценки его эффективности, т. е. насколько  реальные результаты совпадают с  планируемыми и соответствуют стандарту.

Существует два подхода  к разработке тестов: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.

Тест, созданный в рамках нормативно-ориентированного подхода, предназначен для определения сравнительного уровня подготовки испытуемых между  собой.

Критериально-ориентированный тест служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины, раздела, темы.

По средствам предъявления педагогические тесты делятся:

•  на бланочные — испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы на бланке;

•  компьютерные — задания  высвечиваются на мониторе компьютера.

По степени однородности содержания:

•  гомогенные — предназначены для контроля знаний и умений по од¬ному предмету или дисциплине;

•  гетерогенные — измеряют уровень подготовленности по нескольким учебным предметам.

Гетерогенные тесты могут  быть полидисциплинарными и междисциплинарными. Полидисциплинарные тесты предназначены для проверки знаний по нескольким дисциплинам, при этом в основной тест включают субтесты, которые могут рассматриваться как отдельные тесты по разным дисциплинам.

Междисциплинарные тесты  состоят из заданий, которые направлены на проверку обобщенных, интегративных  знаний и умений в смежных дисциплинах. Классификация тестовых заданий

23.Технология коллективного  взаимообучения ОБЖ в школе.

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа  в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар:

•статическую,

•динамическую

•вариационную.

Рассмотрим их.

Статическая пара. В ней  по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и  слабый при условии взаимной психологической  совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после  подготовки своей части задания  и самоконтроля школьник обсуждает  задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней  каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует  вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Ход учебного занятия в  зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала  и времени, отведенного на его  изучение, может быть организован  по-разному.

Подготовка к занятию  при такой технологии заключается  в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении  и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

•в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

•в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

•каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

•повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

•отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микрокли в коллективе;

•формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

•обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

22. Информационные и коммуникационные  технологии и актуальность их  применения в обучении безопасности  жизнедеятельности.

Для современного общества и  системы образования характерен процесс информатизации.

Информатизация - процесс  повышения значимости информации и  знаний, широкое распространение  информационных методов во всех сферах жизни общества.

Информатизация образования  – область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Средствами информатизации образования являются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемое для достижения целей  информатизации образования.

Рассмотрим положительные  стороны информатизации образования.

 

Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, колледже, вузе. Он становится непрерывным. Поэтому уже в настоящее время  возникла необходимость не только в  очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информа¬ционных технологий. В качестве источников информации все шире используются электронные средства (радио, телевидение, компьютеры), в последнее время все большее место в информационном обеспечении человека начинают играть средства глобальной телекоммуникационной сети Интер¬нет.

Примером эффективного использования  современных коммуникационных и  информационных технологий в области  безопасности жизнедеятельности может  служить деятельность центров «Юный  эколог и спасатель», которые создаются  на базе общеобразовательных школ. Для овладения практическими  навыками учащиеся используют геоинформационную  систему «Экстремум» (заняла первое место в мире на  международных  соревнованиях, проводимых под эгидой Совета Европы). ГИС создана с  использованием векторных (трехмерных) электронных карт по всему земному  шару и содержит информацию об экономике, экологии, населенных пунктах России и мира, растительности, реках, дорогах, полезных ископаемых и возможных  чрезвычайных ситуациях. ГИС содержит ряд расчетных задач по обеспечению  безопасности и охране окружающей среды, что способствует прогнозированию  многих опасных явлений.

При обучении школьников используется имитация чрезвычайных ситуаций. ГИС  особенно эффективна из-за наличия  в ней обратной связи, которая  позволяет менять исходные данные и  динамично моделировать последствия  чрезвычайных ситуаций. Помогает разрабатывать  план мероприятий по ликвидации и  смягчению последствий стихийных  бедствий и техногенных катастроф.

Участвуя самостоятельно в таких расчетах, школьники осознают, насколько важно быть более внимательными  к окружающей среде.

Обучение дистанционным  способом предполагает как непосредственный контакт с преподавателем, так и самостоятельную работу с видеоматериалами и учебниками. Кроме того, это видеообучение позволяет участвовать в телеконференциях, виртуальных соревнованиях по различным предметам и обращаться к другим банкам данных через электронные сети.

С началом реализации в  образовании новых информационных технологий появилась возможность  создать такие педагогические методы и технические средства обучения, которые помогут поднять на новый  уровень взаимоотношений ученика  и педагога. Это стало возможным  за счет того, что система дистанционного образования использует:

- Интернет-технологии – технологии создания многофункциональных информационных систем, базирующихся на стандартах и программных средствах сети Интернет;

- системы электронного  документооборота – информационно-поисковые  системы, ориентированные на создание, хранение и обработку электронных  документов;

- мультимедиа-технологии  – интерактивные системы представления  информации с развитыми возможностями  интеграции видео, аудио и графических  данных;

- специальные обучающие  системы и тренажеры – системы  виртуальной реальности.

При обучении активно используются интерактивные  видеокомпьютерные  игровые программы, которые создают  проблемные ситуации, из которых необходимо найти наиболее рациональный выход. Чем полнее видеокомпьютерная программа  отражает реальные процессы, тем выше вырабатываемые навыки и полученные знания, и не требуется дальнейшая корректировка в реальных условиях жизни.

При создании на экране разного  рода проблемных ситуаций, осуществляется комплексное воздействие на все  органы чувств обучаемого, погружение его сознания в моделируемую информационную среду. Мультимедиа-технологии предоставляют  возможность неоднократно подавать одну и ту же информацию разными  способами. Это, н-р, моделирование различных  ситуаций, адаптация программы к  знаниям и опыту конкретного  человека и др.  В нашей стране мультимедиа-обучающие программы  пока не получили достаточного распространения. Однако, в центре уже отработаны методы  использования специальных комплексов программного обеспечения в области безопасности дорожного движения и информационно-справочной системы в области безопасности жизнедеятельности, а также программ, обучающих поведению человека в условиях чрезвычайных ситуаций.

При осуществлении информатизации образования следует учитывать  организационно-педагогические условия.

Под педагогическими условиями  информатизации образования (ИО) понимается совокупность взаимосвязанных мер, которые необходимы для создания целенаправленного учебно-воспитательного  процесса с использова¬нием технических средств обучения (ТСО), информационных и коммуника¬ционных технологий, обеспечивающих формирование развитой личности.

К педагогическим условиям относятся:

•  операционная и мотивационная  готовность работников образования  к применению информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе;

•  готовность учащихся работать в компьютеризированной среде;

•  возможность повышения  профессионального уровня работников об¬разования в области компьютеризации и информатизации процесса обучения;

•  наличие научной, учебной, методической литературы в процессе ИО;

•  создание необходимой  обстановки для творческой деятельности участников педагогического процесса.

Организационные условия  — это совокупность взаимосвязанных  мер, обеспечивающих целенаправленное управление процессом ИО. Система  орга¬низационных условий направлена на планирование, организацию, комму¬никацию, регулирование и контроль за процессом ИО.

К организационным условиям относятся:

•  финансовое и материально-техническое  обеспечение процесса ИО;

•  программное обеспечение  учебного назначения;

•  законодательные и  нормативные акты, устанавливающие  цели и под¬ходы к осуществлению ИО;

•  управление процессом  компьютеризации и информатизации образо¬вания;

•  кадровое обеспечение.

ИО должна проводиться  с учетом педагогических и организационных  усло¬вий, а также региональных особенностей, в которых функционируют ОУ.

Применение ТСО позволяет  увеличивать учебную информацию, вво¬дить новые данные современной науки, не перегружая учащихся дополни¬тельными часами занятий.

Недостатки информационных технологий.

Однако использование  современных средств ИКТ во всех формах обу¬чения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним  из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуа¬лизацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализа¬цией. Она сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, на¬долго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объекти¬визации мышления человека — речь — оказывается выключен¬ным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучае¬мый не получает достаточной практики диалогического обще¬ния, формирования и формулирования мысли на профессио¬нальном языке.

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД