Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

•3. Презентативный этап: представление результатов решения задачи. Ответ учащихся: наиболее опасные последствия – мощные оползни на глинистых склонах холмов, «стронутые» землетрясением. Ситуацию усугубляют ливневые дожди. Оползни могут также запрудить сток из котловины, в которой расположен город, и вызвать наводнение.

•4. Рефлексивно-оценочный этап: анализ решения задачи, обсуждение результатов, оценивание ответов учеников с комментариями учителя, самооценка учащихся.

•Проблема требует своего разрешения, так как  вопрос стоит о практическом применении этих знаний. Все это определяет поисковый характер занятия, заставляет его провести в тесном сотрудничестве преподавателя и учащихся.

•Организация познавательной деятельности учащихся на уроках разными способами и современными технологиями  активизирует процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения. 

 

27.Проектная технология  обучения ОБЖ в школе. Типология проектов.

В настоящее время метод  проектов все чаще рассматривают  как систему обучения, при которой  учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся  практических заданий - проектов.

А это значит, что часть  школьной программы может создаваться  самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и наполняться, прежде всего, фактами и стимулами  из окружающей действительности. При  таком построении учащиеся оказываются  в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно или с помощью  сложившихся привычек и умений, так  и посредством новых для себя знаний, которые нужно самостоятельно добыть, найти для достижения поставленной практической цели.

цели проектного обучения понимают следующее:

1.  Способствовать повышению  личной уверенности у каждого  участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. 

2.  Развивать у учащихся  осознание значимости коллективной  работы для получения результата, роли   сотрудничества, совместной  деятельности в процессе выполнения  творческих заданий; вдохновлять  детей на развитие коммуникабельности

3.  Развивать исследовательские  умения (анализировать проблемную  ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять  отбор необходимой информации  из литературы, проводить наблюдения  практических ситуаций, фиксировать  и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять  их проверку, обобщать, делать выводы).

Методика работы команд, состоит  из нескольких стадий:

1. Подготовка к работе  над проектом.

2. Выбор проблемы.

3. Сбор информации.

4. Разработка собственного  варианта решения проблемы.

5. Реализация плана действий  команд.

6. Подготовка к защите  проекта.

7. Презентация проекта.

8. Рефлексия (анализ).

Типология проектов

По количеству участников проектов можно выделить проекты:

•личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

•парные (между парами участников);

•групповые (между группами участников).

В последнем случае очень  важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую  деятельность участников проекта (как  в группе своих учеников, так и  в объединенной группе ребят из различных  школ, стран и т.д.). Роль педагога здесь особенно велика.

По продолжительности  выполнения проекты бывают:

- краткосрочными (для решения  небольшой проблемы или части  более крупной проблемы), которые  могут быть разработаны на  нескольких уроках по программе  одного предмета или как междисциплинарные ;

• средней продолжительности (от недели до месяца);

. долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

 29.Игровая технология в обучении ОБЖ в школе. Деловые и организационные игры. Военно-спортивные игры.

Игра является одним из основных видов деятельности человека. Она выполняет ряд функций:

- развлекательная

- коммуникативная (освоение норм общения)

- самореализация в игре  ( не секрет, что порой самые застенчивые дети в играх становятся такими активными, какими учитель их и представить не мог)

- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в различных жизненных ситуациях)

- диагностическая (самопознание в процессе игры)

- функция коррекции (внесение  позитивных изменений в структуру  личности)

- межнациональные коммуникации (усвоение единых для всех людей  социально-культурных ценностей)

- социализация (включение  в систему общественных отношений,  усвоение норм человеческого  общежития).

Современные игры могут быть разделены на две большие группы:

1)деловые игры 

2)организационные

Деловые игры

Деловые игры входят в разряд активных методов обучения.

Деловые игры представляют собой  метод обучения, наиболее близкий  к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Игра представляет собой совокупность мероприятий, в ходе которых команде обучающихся “игроков” предлагается решить определенную игровую задачу, отражающую реальные проблемы предприятия.

. Модификации деловых  игр

1. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

2. Операционные игры. Они помогают отработать выполнение конкретных специфических операций, н-р, методики написания сочинений, решения задач, написания конспектов и т.д.

3. Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действия, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для этого разрабатывается модель ситуации с «обязательным содержанием» ролей.

4.  «Деловой театр». В нем разрабатывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Составляется «сценарий», где нет обязательного содержания ролей, а описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задача. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

В отличие от деловых игр  – больший охват участников, охватывают больший временной промежуток.

Существует множество  разновидностей организационных игр: организационно-деятельностные (ОДИ), проектные, организационно-мыслительные, продуктно-ориентированные, практически-деловые, рекреационные и т.д. У каждой из этих игр своя задача, но большинство из них связано с решением каких-либо производственных задач, нежели с образованием. Рассмотрим виды игр, несущих наибольшую образовательную нагрузку. Это организационно-обучающие игры (ООИ), организационно-деятельностные игры (ОДИ), инновационные игры (ИНИ), ансамблевые игры, имитационные игры (ИМИ).

Организационно-обучающие  игры (ООИ).

Приоритетные цели: развитие теоретического мышления и творческого  потенциала участников. В основу ООИ  положена концепция развивающего обучения. Развивающий эффект ООИ достигается  при слиянии игровой формы  и игровой деятельности.

Игровая форма – это  программа этапов игры, сценарное  описание некоторых наиболее важных игровых эпизодов, схема действий организаторов игры и прогноз  возможных действий участников.

На этапе проведения усилия направлены на то, чтобы у участников возникла игровая деятельность. Она  характеризуется наличием игровой  мотивации, пониманием участниками  игрового сюжета, нахождение своего места  в игре, проявление импровизации, активности, артистичности.

Организационно - деятельностная игра (ОДИ)

В отличие от деловых игр, основная задача которых сводится к  овладению заданными функциями  ролевого поведения, цель ОДИ – решение  проблемной задачи теоретического уровня, четкого и однозначного ответа на которую еще не достигла даже наука. Вторая цель – развитие рефлексивного  компонента творческого мышления. Неслучайно ОДИ считаются играми на развитие мышления, на выработку обобщенных приемов продуктивной умственной деятельности.

Инновационные игры

Под инновационной игрой  подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение учащихся мыслить перспективно, нестандартно, также обучить специальным методам, приемам ориентирования в нестандартных  ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать  с окружающими.

 31.Методические особенности обучения ОБЖ в начальной школе (1-4 классы).

Основной задачей обучения в начальных классах является выработка и закрепление у  учащихся общего представления о  том, что любая деятельность человека потенциально опасна, а также привитие им знаний и элементарных навыков  безопасного поведения дома, на улице, в школе, в природе. Главное здесь  — научить детей избегать необоснованного  риска, замечать опасности и предотвращать  их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать  быстро и грамотно.

Акцентируя внимание ребенка  на повседневно наблюдаемых явлениях ближнего окружения, на привычных объектах окружающей среды и применяя средства, материалы и оборудование, широко используемые в быту и на игровых  площадках, необходимо прививать ему  чувство опасности, осторожности, элементарные навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе.

В Базисном учебном плане  начальной школы предусмотрен предмет  «Окружающий мир» по 2 ч в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно  введены развивающие модули и  разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. На основании этого подготовлена программа по курсу ОБЖ для 1-4 классов.

Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями методическим пособием, «О противодействии терроризму», учебно-методическим комплектом «Безопасность  дорожного движения», игрой «Азбука  пешехода». Имеются учебные фильмы «Безопасность в доме», «Пожарная  безопасность», «Транспортный мир», «Безопасность на воде» для нач. школы, а также  учебно-методические пособия на электронных носителях.

Основной целью интеграции знаний по ОБЖ в содержание «Окружающего мира» является формирование социального  опыта школьника, осознание им необходимости  уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Дети изучают сначала  опасности, с которыми они могут  столкнуться дома, знакомятся с правилами  безопасного поведения в быту. Затем последовательно переходят  к рассмотрению опасностей, которые  их подстерегают во дворе, на улице, в  школе, в природе не только в повседневной жизни, но и в случае стихийных  бедствий, производственных аварий и  катастроф.

Для младшего школьника особенно актуальны следующие средства обучения:

- движение (активное практическое  действие, игра как реализация  полученных знаний, рисунок) и

- слово (беседа, рассказ).

Программой предусмотрены  обязательные практические занятия:

- работа с дидактическим  материалом (в игровой форме);

- изучение в реальной  обстановке возможных в повседневной  жизни опасных ситуаций (н-р, знакомство  с правилами дорожного движения  на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Ведущим методом знакомства детей с опасностями окружающего  мира является наблюдение. Кроме целенаправленных наблюдений, используются и другие методы, приемы — беседа, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, сюжетные игры, решение жизненных  задач, метод проектов.

 32. Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе общеобразовательной школы.

Второй уровень обучения — V— IX классы. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а  завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека.

Второй уровень обучения включает следующие разделы:

1)  описание источников  опасностей и их видов;

2) основные понятия и  терминология в области БЖД,  классификация опасностей;

3)  естественные опасности,  связанные с изменением климата,  освещенности, защита от них (безопасное  устройство жилища и других  помещений, микроклимат, отопление,  вентиляция, освещение);

4)  стихийные явления  (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели, лесные  и торфяные пожары, опасности  горной местности и т.п.) и защита  от них;

5) техногенные опасности,  связанные с реализацией учебного  процесса в школе, работой современного  производства, различных видов транспорта, источников получения энергии  и других отраслей экономики,  защита от техногенных опасностей;

6) техногенные опасности  при чрезвычайных ситуациях (взрывы, пожары, обрушения и т.п.) и защита  от них;

7) безопасность в условиях  автономного существования, средства  индивидуальной защиты;

8)  опасности при взаимодействии  со взрослыми, сверстниками, животными, при использовании продуктов питания и питьевой воды;

9)  оказание первой помощи  пострадавшим;

10)  опасные профессии,  роль личности в обеспечении  безопасности жизнедеятельности.

Духовно-нравственными качествами для учащихся 4–5 классов должны быть: патриотизм, долг и ответственность, добросовестность в учебе, труде, общественной работе, дружба, товарищество, взаимопомощь, верность, дисциплина и самодисциплина, приветливость и доброжелательность, забота о старых и больных, честность  ума, мужество ума, работа по совершенствованию, сила воли, защита природы, смекалка, общительность, умение владеть собой, следование правилам здорового образа жизни.

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД