Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

- морские гидрологические  (тайфуны, цунами, шторм и т.д.);

- гидрологические (наводнения, половодье, дождевые паводки и  т.д.);

- природные пожары (лесные, степные, торфяные, подземные пожары  горючих ископаемых).

46. Методические особенности  изучения раздела «ОМЗ и ЗОЖ»

Охрану здоровья детей  можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку  лишь здоровые дети в состоянии должным  образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом и  воспроизведением здорового поколения.

В качестве важнейших условий  сбережения здоровья учащихся можно  рассматривать: 1) признание в каждом образовательном учреждении приоритета охраны здоровья; 2) повышение квалификации всех педагогов по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий и культуры здоровья; 3) введение в школьные программы специальной дисциплины, направленной на формирование культуры здоровья учащихся, профилактику вредных привычек, подготовку к семейной жизни, формирование устой-чивой мотивации на ведение здорового образа жизни.

Именно на формирование культуры здоровья должны быть направлены усилия школы и семьи. Первой составляющей культуры здоровья является информированность  в вопросах здоровья и ЗОЖ, которую  учащиеся получают в процессе специального обучения.

В процессе этого обучения должны быть сфор¬мированы:

- научное понимание сущности  здоровья и здорового образа  жизни; 

- отношение к здоровью  как к ценности;

- целостное представление  о человеке;

- навыки управления своим  здоровьем;

- знания в области профилактики  вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний,  понимание сущности этих явлений; 

- навыки оказания первой  медицинской помощи;

- культура межличностных  отношений;

-навыки безопасного (для  здоровья личности) поведения в  различных жизненных ситуациях;

- стратегии и технологии  саморазвития.

Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых школьных предметов (например, на биологии, природоведении, геогра¬фии), не представляется возможным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обучение здоровью необходимо строить по спе¬циально разработанной комплексной программе.

Одной из таких программ является обучение здоровью в курсе ОБЖ.

Структурно этот раздел представлен  двумя темами:

«Основы ЗОЖ», «Основы мед.знаний и оказание ПМП».

47.Методические особенности  изучения разделов «Основы обороны  государства» и «Основы военной  службы»

Проблема подготовки молодежи к защите Отечества приобретает  особую актуальность в условиях модернизации Российского образования на период до 2010 года.

Кризис в российском образовании  выявил ряд противоречий, обуславливающих  его остроту:

- дискредитация существующей  практики подготовки подростков  к защите Отечества в общеобразовательных  школах с одновременным повышением  требований к современному призывнику  Российской Армии;

- условия политической  нестабильности, антиармейские настроения среди подростков, негативные отношения к воинскому долгу и защите Отечества при необходимости воспитания чувства патриотизма, готовности к выполнению гражданского воинского долга;

- отсутствие системной  подготовки подростков к защите  Отечества с одновременной потребностью  и повышением требований к  современному призывнику Российской  Армии.

Раздел «Основы военной  службы» входит в программу 10 и 11 классов.

Воспитательно-образовательные цели:

- закрепить и углубить  убежденность учащихся в необходимости  укрепления обороны страны, в  том, что каждый молодой человек  должен готовить себя к защите  Родины;

- изложить основные положения  о защите государства, показать  их развитие в документах правительства  о назначении и функциях Вооруженных  Сил;

- вести пропаганду боевых  традиций ВС, прививать учащимся  чувство любви и уважения к  Армии и Военно-Морскому Флоту;

- формировать у учащихся  умения объяснять ситуации военно-политического  характера с объективных, научных  позиций, применять полученные  знания и умения на уроках  и при проведении внешкольных  военно-патриотических мероприятий;  осуществлять самоподготовку к  будущей воинской деятельности  и защите Отечества.

Для реализации этих целей  предполагается следующий порядок  изучения тем данного раздела:

1.В 10 классе – «Основы обороны государства» - 12 ч на совместное изучение тем:

- «ВС РФ – защитники  нашего Отечества» (6 ч). Изучается  история создания ВС РФ, виды  ВС, рода войск, история их создания  и предназначение, функции и основные  задачи современных ВС России, их роль и место в системе  обеспечения национальной безопасности  страны.

- «Боевые традиции ВС  России» (3 ч). Изучаются следующие  вопросы: Патриотизм и верность  воинскому долгу – качества  защитника Отечества, дни воинской  славы России, дружба и войсковое товарищество как основа боевой готовности частей и подразделений.

- «Символы воинской чести» (3 ч). Изучаются такие символы  как Боевое Знамя воинской  части, Ордена, Ритуалы ВС РФ.

2. «Основы военной службы» 40 ч – практические занятия на базе воинской части во внеурочное время (являются необязательными для девушек. В это время с ними проводят занятия по «Основам мед.знаний и оказание ПМП» учитель биологии или медработник).

Практические занятия  на базе воинской части проходят по следующим темам:

1.   Основы подготовки  граждан к военной службе. Начальная  военная подготовка в войсках  (1 ч).

Проводится вводное занятие  перед началом учебных сборов на базе воинской части. Ознакомление с историей части, ее боевым путем, подвигами  воинов части в военное и мирное время, боевыми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время  по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий  и распорядком дня, с требованиями к правилам безопасности во время  занятий с оружием и на военной  технике. Значение учебных сборов в  практической подготовке обучающихся  к военной службе.

2.    Размещение и  быт военнослужащих (3 ч).

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная  защита. Охрана окружающей среды. Распределение  служебного времени и повседневный порядок. Распределение времени  в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и  ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

3.    Суточный наряд,  обязанности лиц суточного наряда. (4 ч). Назначение и состав суточного  наряда воинской части. Подготовка  суточного наряда.

4. Организация караульной  службы, обязанности часового (4 ч). Организация  караульной службы, общие положения.  Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.

5.    Строевая подготовка(4 ч).

Отработка строевых приемов  и движений без оружия. Отработка  правил воинского приветствия без  оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю  на месте и в движении.

6.    Огневая подготовка (14 ч).

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его  чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.

7.    Тактическая подготовка (5 ч).

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата  в бою, передвижения солдата в  бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

8.    Физическая подготовка (5 ч).

Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Проведение занятий  по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей.

В 11 классе изучение основ  военной службы отводится 25 ч (для  девушек – необязательно. Они проходят подготовку по специальной программе «Основы мед.знаний и ЗОЖ»)

- «Воинская обязанность»  (10 ч). Организация воинского учета  и его предназначение, обязательная  и добровольная подготовка граждан  к военной службе и др.

- «Особенности военной  службы» (8 ч). Правовые основы  военной службы, Военная присяга,  прохождение военной службы по  призыву, по контракту, альтернативная  гражданская служба и др.

-«Военнослужащий – защитник  своего Отечества. Честь и достоинство  воина Вооруженных Сил»  (7 ч). Знания  о военных профессиях, как стать  офицером Российской армии, международная  (миротворческая)  деятельность ВС  РФ.

50. Методика определения  содержания внеклассной работы  по предмету

 

Цель: Выявить круг тем, вопросов, которые интересуют учеников и которые  могут составить содержание, тематику  внеклассной работы. 

Процедура: предоставить каждому  из учащихся бланк с перечнем возможных  тем для совместного обсуждения, предложить учащимся отметь значком "V" те темы, которые им наиболее интересны.

1. Что и почему происходит  в нашей стране?

2. Для чего рождаются  и живут люди?

3. Что такое "вера" и что значит "верить"?

4. Кем быть и зачем  быть?

5. Как учиться и не  чувствовать дискомфорта?

6. Как выбрать профессию  и получить образование?

7. Как узнать себя и  развить свои способности?

8. Что есть здоровье  и как его сохранить?

9. Безопасна ли среда  нашего обитания?

10. Как обезопасить себя  и свой дом от посягательств?

11. Как дружить с товарищами?

12. Как находить взаимопонимание  со взрослыми?

13. Что такое любовь  и как быть счастливым в  любви?

14. Как понимать серьезную  музыку, живопись, театр?

15. Есть ли жизнь после  смерти, НЛО и другие необъяснимые  явления?

16. Другие вопросы... напиши, какие. 

Обработка результатов. Подсчитать количество выборов по всем предложенным темам, ранжировать (распределить по частоте  выбора), проанализировать и использовать при планировании и организации  воспитательной работы с учащимися.

Примерная схема составления  плана-конспекта внеклассного мероприятия  по предмету

ТЕМА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

•образовательные;

•воспитательные;

•развивающие.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ.

ВРЕМЯ (продолжительность) И  МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

УЧАСТНИКИ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ (структура  и содержание).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Примерный план-схема анализа  внеклассного мероприятия по предмету

I. Общие сведения: тема; дата проведения мероприятия; участники (класс, кружок, школьный коллектив учащихся и т.д.); организатор.

Материальная база:

– место проведения мероприятия  и его оформление;

– оборудование и материалы.

Целенаправленность

I.1. Соответствие цели данного  мероприятия общей цели воспитания. Педагогическая целесообразность  выбора темы (чем обусловлен выбор  темы – классными (школьными)  традициями, системой воспитательной  работы класса (школы), возрастными  особенностями учащихся, их потребностями  и т.д.).

I.2. Четкость формулировок  планируемых целей данного мероприятия.

I.3. Соответствие цели уровню  воспитанности, возрастным особенностям  и потребностям учащихся.

I.4. Место данного мероприятия  в системе воспитательной работы.

I.5. Осознание самими учащимися  значимости, целесообразности данного  мероприятия.

I.6. Соответствие содержания  форм и методов целевым установкам.

II. Содержание

II.1. Актуальность темы, содержания  мероприятия.

II.2. Доступность содержания (учет возрастных особенностей, объема, уровня подготовленности).

II.3. Новизна информации.

II.4. Воспитывающая ценность  содержания, возможности эмоционального  воздействия.

II.5. Связь содержания с  жизненным опытом учащихся.

II.6. Уровень владения материалом  организаторами мероприятия, степень  их эрудированности в данном  вопросе.

III. Методика проведения

III.1. Обоснованность выбора  форм (диспут, беседа, викторина, устный  журнал) и методов проведения  мероприятия, их соответствие  поставленной цели, содержанию.

III.2. Организационная четкость, целесообразность распределения  времени.

III.3. Активность, самостоятельность  учащихся, методы и приемы, обеспечивающие  их. Роль органов самоуправления.

III.4. Соотношение фронтальной,  групповой и индивидуальной работы.

III.5. Роль обстановки (место  проведения, оформление), использование  специальных приемов для создания  необходимой эмоциональной атмосферы.

III.6. Использование внешней  и внутренней наглядности, ТСО,  ММСО.

III.7. Приемы, способы активизации  внимания учащихся на различных  этапах проводимого мероприятия.

III.8. Соотношение заранее  подготовленного материала и  импровизации (как у учителя, так  и у учащихся), целесообразность  этого соотношения.

III.9. Наличие эмоционального  контакта между участниками мероприятия  и его организаторами, пути и  средства его достижения, использование  элементов игры

III.10. Влияние личности  педагога на подготовку и ход  мероприятия.

III.11. Педагогические способности,  уровень владения педагогической  техникой, педагогическое мастерство  учителя.

IV. Результативность (общая  оценка мероприятия)

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД