Анализ и управление оборотными активами на предприятии на примере ОАО «Алтайвагон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания выпускной работы является изучение процессов анализа и управления оборотными активами в целях выработки обоснованных и оптимальных управленческих решений по повышению эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– охарактеризовать сущность оборотных активов как экономической категории и управление ими;
– привести краткую характеристику предприятия ОАО «Алтайвагон»;
– провести анализ финансовой деятельности предприятия, дать оценку платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, провести анализ ликвидности оборотных активов, проанализировать движение денежных средств.
– провести диагностику оборотных активов предприятия, в которую входят такие процедуры как анализ обеспеченности предприятия оборотными активами, а также анализ показателей эффективности управления оборотными активами предприятия;
– выявить «узкие места» в управлении оборотными активами, для разработки необходимых рекомендаций по оптимизации управления оборотными активами на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………………4
Теоретические основы управления и анализа оборотных активов……………….7
Экономическая сущность и классификация активов…………..………………….7
Общие основы управления оборотными активами…………...………………….14
Анализ оборотных активов предприятия…………………………………………21
Анализ оборотных активов предприятия ОАО «Алтайвагон»…………………36
Характеристика объекта исследования………………………….………………..36
Анализ финансовой деятельности предприятия………..………………………..43
Анализ обеспеченности предприятия оборотными активами……..……………62
Анализ показателей эффективности управления оборотными активами предприятия…………………………….……..68
Разработка мероприятий по повышению эффективности управления оборотными активами предприятия ОАО «Алтайвагон»…………..…………………75
Резервы повышения эффективности управления оборотными активами предприятия………………………………...…75
Рекомендации по управлению оборотными активами и стратегии их финансирования………………………………….……………89
Прогнозные значения коэффициентов с учетом их изменения…………...……..92
Заключение……………………………………………………………………………….98
Список использованных источников………………………...………………………..100

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ казань.docx

— 659.51 Кб (Скачать файл)
    • Низкая рентабельность;
    • Плохая оборачиваемость рабочего капитала.

При разработке принципов управления оборотными активами следует выделить ключевые факторы, которые влияют на структуру активов, рассчитать потребность в каждом виде активов и оценить эффективность  запланированного объема оборотных  средств [68]. Стратегия управления оборотными активами позволяет определить страховые резервы компании, а также базовые условия работы с поставщиками и подрядчиками.

В целях  управления оборотными активами используются показатели их оборачиваемости и  факторный анализ показателей оборачиваемости, хотя они и являются скорее подтверждающими  конкретное мнение, чем основополагающим доводом для принятия управленческого  решения.

Для повышения  оборачиваемости оборотных средств  предприятию ОАО «Алтайвагон» необходимо более эффективно использовать оборотные  средства и изменить величину товарооборота  и его структуру, использовать прогрессивные  способы реализации продукции и  др. Предприятию рекомендуется снизить  запасы материалов до оптимального уровня, увеличить ликвидность оборотных  активов (снижением доли материалов и увеличением денежных средств) и не допускать роста и больших  перепадов дебиторской задолженности  и товарной продукции на складе, то есть пересмотреть маркетинговую  политику по сбыту товаров.

Чем меньше объем запасов, тем выше скорость их обращения (при неизменном объеме выручки и себестоимости), но чрезмерное уменьшение запасов приводит к возникновению  перебоев в торговле, что снижает  выручку и прибыль предприятия. Для оптимизации объема запасов необходимо определить такое количество каждой их составляющей, чтобы колебания рынка уже не вносили перебоев в деятельность компании, но при этом денежные средства не иммобилизовались в товарно-материальных запасах, необходимость в которых в данный момент отсутствует.

Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:

  • совершенствовать производство и сбыт, нормализовать размещение оборотных средств: для повышения экономической эффективности производства, и сбыта продукции необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства и сбыта продукции;
  • полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;
  • совершенствовать организацию производства и сбыта, внедрять прогрессивные формы и методы: разработка плана поставки, плана реализации, контроль над выполнением указанных планов по срокам, получение продукции от цехов, организации отгрузки и другие функции;
  • совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;
  • улучшать претензионную работу;
  • ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах предприятия, в пути, на расчетном счете в банке;
  • свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спецодежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов.

Особое  внимание уделяется изучению причин выявленных отклонений по отдельным  видам оборотных активов и  разработке мер по их оптимизации. Рост т запасов может быть результатом  недостатков в организации торговли, рекламе, изучении спроса покупателей, другой маркетинговой деятельности, наличия невостребованных и неходовых  товарных групп.

Система обобщающих и частных показателей  оборачиваемости оборотных средств  основывается на двух взаимосвязанных  финансовых коэффициентах: коэффициенте оборачиваемости и длительности одного оборота, характеризующих эффективность  использования оборотного капитала, а частности оборачиваемость  оборота материально-производственных запасов, оборачиваемость и срок погашения дебиторской задолженности  т.д.

 

 

3.3 Прогнозные значения коэффициентов с учетом их изменения

 

Показатели  деловой активности позволяют оценить  финансовое положение предприятия  с точки зрения платежеспособности: как быстро средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный капитал  и трудовые ресурсы, как использует предприятие свои активы для получения  доходов и прибыли [61].

К общим  показателям деловой активности относят, прежде всего, показатели оборачиваемости.

Для расчета  показателей деловой активности необходимо подготовить исходную информацию, по мере возможности используя не абсолютные значения оборотных средств, а среднеарифметические, для чего необходимо знать значения оборотных  активов на начало предыдущего периода, представленных в таблице 3.2.

Проведем  расчеты применительно к оборотным  активам на будущий период.

Таблица 3.2- Расчет средних значений оборотных активов

Виды оборотных активов

На начало предыдущего периода, тыс.руб.

На начало  отчетного периода, тыс.руб.

На конец отчетного периода, тыс.руб.

Среднеарифметическое за базовый  период, тыс.руб.

Среднеарифметическое за отчетный период, тыс.руб.

Абсолютноотклонение

1. Запасы

2287106

3 426 126

3 869 524

2856616,00

3647825

791209,00

Сырье и материалы

1874179

2 662 484

2 949 836

2268331,50

2806160

537828,50

затраты в незавершенном производстве

355036

695 147

848 763

525091,50

771955

246863,50

 готовая продукция

57891

68 495

70 925

63193,00

69710

6517,00

2. НДС

161975

234 877

170000

198426,00

202438,5

4012,50

Продолжение таблицы 3.2

3.Краткосрочная  дебиторская задолженность

1700491

1 586 981

1899500

1643736,00

1743240,5

99504,50

4.Финансовые вложения

180784

1 779 228

1 276 928

980006,00

1528078

548072,00

5.Денежные средства

64365

175 634

170000

119999,50

172817

52817,50

6.Прочие оборотные активы

214820

277 283

230000

246051,50

253641,5

7590,00

всего оборотных активов

6896647

10906255

11485476

8901451,00

11195865,5

2294414,5


После того как определены средние значения оборотных активов (8901451 тыс. руб. на начало периода и 11195865,5 тыс. руб. на конец периода), только эти значения будут использованы для оценки эффективности использования оборотных активов. Оценка эффективности использования оборотных активов представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.3 - Расчет эффективности использования оборотных активов.

Показатели

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Отклонение (+;-)

1. Прибыль от реализации,тыс.руб.(П)

2 947 455

4 300 000

1 352 545

2.Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.(РПсб)

13655080

19190000

5 534 920

3.Средние остатки оборотных активов, тыс.руб .(ср.ООА)

8901451

11195866

2 294 414,5

4.Рентабельность продукции, %((п.1/п.2)*100) (РЕНрп)

22

23

1

5.Коэффициент оборачиваемости (п.2/п.3) (Кобор)

1,40

1,71

0,3

6.Оборачиваемость,дни(п.3/п.2*360дн.)

235

210

-25

7.Рентабельность оборотных активов, %(РЕНоа)((п.5*п.4)или(п.1/п.3)

30,22

38,41

8


Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле:

Кобор = РПСБ / ср.ООА,                                          (40)

где ср. ООА – средние остатки оборотных  активов;

РПСБ  – реализованная продукция в  оценке по себестоимости (себестоимость реализованной продукции).

Кобор. на н.отч.п = 13655080/8901451= 1,5;

Кобор. на к.отч.п.= 19190000/11195866= 1, 7

Этот  показатель характеризует количество оборотов, совершенных оборотными  активами, т.е. показывает, какую долю себестоимости обеспечивает один рубль, вложенный в среднегодовые остатки  оборотных активов.

Вывод:  Как видно из таблицы 3.2, в анализируемый  период произошло ускорение оборачиваемости  оборотных активов примерно на 25 дней, как результат увеличилось  количество циклов (оборотов) текущих  активов примерно на один (+0,3) оборотов. Также отмечается увеличение рентабельности продукции на 1 % и рентабельности оборотных активов на 8%.

Факторный анализ показателей оборачиваемости, представленный в таблице. 3.3 и 3.4 проводится способом цепной подстановки, в основу которого положен принцип элиминирования. При этом в первую очередь учитывается влияние средней стоимости оборотных активов и всех факторов, с ним связанных, а затем – влияние себестоимости продукции [51]. Причиной такой последовательности является их место в кругообороте средств предприятия, т.к. сначала формируются запасы, затем они передаются в производство и переходят в запасы готовой продукции, после чего отгружаются покупателям и заказчикам, а счета предъявляются к оплате.

Таблица 3.4 - Факторный анализ оборачиваемости в днях

Причины(факторы),повлиявшие на изменение  оборачиваемости ОА а днях за период

Величина влияния, дней

Изменение оборачиваемости ОА в днях,всего

-25

1.1 за счет изменения стоимости  остатков ОА из них за счет  изменения средней стоимости

21

1.1.1 сырья и материалов

14

1.1.2 затраты в незавершенном производстве

7

1.1.3 готовая продукция

0

1.2 за счет себестоимости реализованной  продукции

-85

1.3 НДС

0

1.4 Краткосрочная  дебиторская задолженность

3

1.5 Финансовые вложения

14

1.6 Денежные средства

1

1.7 Прочие оборотные активы

0


Наиболее  весомыми причинами увеличения операционного цикла послужили, представленные в таблице 3.4:

- рост остатков сырья и материалов вызвал увеличение операционного цикла на 14дней;

- увеличение финансовых вложений – на 14 дней.

Эти факторы  можно рассматривать как резервы  сокращения длительности нахождения средств  предприятия в оборотных активах.

Таблица 3.5 - Факторный анализ коэффициента оборачиваемости

Причины(факторы),повлиявшие на изменение  оборачиваемости ОА а днях за период

Величина влияния, тыс.руб.

Изменение оборачиваемости ОА в днях,всего

0,3

1.1 за счет изменения стоимости  остатков ОА из них за счет  изменения средней стоимости

7,32

1.1.1 сырья и материалов

2,62

1.1.2 затраты в незавершенном производстве

2,35

1.1.3 готовая продукция

2,34

1.2 за счет себестоимости реализованной  продукции

0,49

1.3 НДС

66,05

1.4 Краткосрочная  дебиторская задолженность

6,43

1.5 Финансовые вложения

7,54

1.6 Денежные средства

77,61

1.7 Прочие оборотные активы

52,44


Вывод: Таким  образом, увеличение количества оборотов текущих активов произошло за счет опережения темпов роста объема реализации над темпами роста  средних остатков оборотных активов, представленных в таблице 3.5.

Результаты  проведенного анализа применяются  при оценке процесса оборачиваемости  оборотных активов с точки  зрения рублевой отдачи в виде объема реализованной продукции, полученной предприятием с одного рубля средств, вложенных в оборотных активов. Это позволяет использовать итоги  факторного анализа коэффициента оборачиваемости  и для измерения полученной предприятием отдачи с рубля оборотных активов  в виде прибыли, т.е. для измерения  рентабельности оборотных активов

В процессе анализа рентабельности оборотных  активов, необходимо использовать данные столбца 2 таблицы 3.5. Определим влияние факторов на изменение рентабельности оборотных активов, для чего используем следующую факторную модель:

РенОА = Кобор х РенПР,                                          (41)

где РенОА- рентабельность оборотных активов;

Кобор- коэффициент оборачиваемости;

РенПР- рентабельность продаж.

Таблица 3.6 - Факторный анализ рентабельности оборотных активов

Причины (факторы), повлиявшие на изменение  величины рентабельности ОА за период

Величина влияния, тыс. руб.

1 Изменение рентабельности реализованной  продукции (табл.3.2: п.5 столб.3 х п.4 столб.4)

1,2

2 Изменение коэффициента оборачиваемости  ОА, всего (табл.3.2: п.5 столб.4 х п.4 столб.2)

6,8

2.1 за счет изменения средней  стоимости ОА (табл.3.4: п.1.1 столб.2х  табл.3.2 п.4 столб.2)

157,9

из них за счет изменения средней  стоимости:

 

2.1.1 сырья и материалов

56,6

2.1.2 затраты в незавершенном производстве

50,7

2.1.3 готовой продукции (табл.3.4: п.1.1.4 столб.2х табл.22 п.4 столб.2)

50,6

2.3 НДС

1425,8

2.4 Краткосрочная  дебиторская задолженность

138,9

2.5 Финансовые вложения

162,7

2.6 Денежные средства

1675,3

2.7 Прочие оборотные активы

1131,8

2.8 Себестоимости реализованной продукции (табл.24: п.1.2. столб.2х табл.3.2 п.4 столб.2)

10,7

Отклонение рентабельности ОА, всего (табл.3.2)

8,2

Информация о работе Анализ и управление оборотными активами на предприятии на примере ОАО «Алтайвагон»