Понятие,признаки и принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты.

Вложенные файлы: 1 файл

АП ответы.docx

— 239.51 Кб (Скачать файл)

- создание и поддержание в  государственных органах благоприятных  межличностных отношений, которые  обеспечивали бы развитие положительных  личных качеств работников.

 

 Государственная  служба: понятие, виды и система

 

Государственная служба - это профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов, а также лиц, замещающих государственные должности.

Российской  Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов  Российской Федерации, иных государственных  органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных  органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов Российской Федерации.

 

.2 Правовые основы государственной  службы 

Правовую основу государственной  службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации  в части 4 статьи 32 одной из важнейших  форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу.

Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный  закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации[1].

Предметом регулирования  данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового  положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «О системе  государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный закон  в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и  организационные основы системы  государственной службы Российской Федерации, в том числе системы  управления государственной службой  Российской Федерации.[2]

Преобразования, происходящие в системе российского права, во многом связаны с осуществляемыми  в нашей стране судебной, правовой и административной реформами. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи  государственной службы и гражданского общества, а также общие вопросы  реформирования государственно-служебного законодательства [3].

С одной стороны, административная реформа воздействует на систему  административного права. Уже сейчас утверждают, что принятие в 2003 году ФЗ "О системе государственной  службы Российской Федерации" явилось  результатом проводимой в стране административной реформы.

Следующим шагом в развитии института государственной службы стало принятие Государственной  Думой Федерального закона "О  государственной гражданской службе Российской Федерации". Этот Закон  называют "трудовым кодексом" для  чиновника или ГОСТом службы [4]. В плане законотворческой деятельности находятся и другие законы (например, "О государственной службе казачества" [5]).

С другой стороны, административное право может само воздействовать на характер и содержание административной реформы. Создатели концепции административной реформы, с нашей точки зрения, в меньшей степени согласовывали  ее направления и этапы проведения с потребностями развития административного  права. Административная реформа изменяет черты, содержание, а иногда и сами принципы соответствующих административно-правовых институтов[6].

В литературе новые законы о государственной службе получили неоднозначную оценку: наряду с утверждениями  о том, что они заложили, в целом, твердые правовые основы построения и практической деятельности самой  двигательной силы в государственном  механизме, можно встретить и  достаточно отрицательные оценки нововведений. Например, президент фонда "ИНДЕМ" Г. Сатаров оценивает ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" на "три  с минусом" и приводит соответствующие  обоснования[7].

Кроме указанных нормативных  актов, правовую основу государственной  службы Российской Федерации также  составляет ряд подзаконных нормативных  актов:

1. Указ Президента Российской  Федерации «Об утверждении Положения  о персональных данных государственного  гражданского служащего Российской  Федерации и ведении его личного  дела» от 30 мая 2005 года N 609.

2. Указ Президента Российской  Федерации «О примерной форме  служебного контракта о прохождении  государственной гражданской службы  Российской Федерации и замещении  должности государственной гражданской  службы Российской Федерации»  от 16 февраля 2005 года N 159.

3. Указ Президента Российской  Федерации «О проведении аттестации  государственных гражданских служащих  Российской Федерации» от 1 февраля  2005 года N 110.

4. Указ Президента Российской  Федерации «О конкурсе на замещение  вакантной должности государственной  гражданской службы Российской  Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112.

18. Понятие и содержание административно-правового  статуса государственного служащего

Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется  тем, что: 
   - их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на госслужбе; 
   - деятельность госслужащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; 
   - служебные права и обязанности госслужащих находятся в органическом единстве: права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности - правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить; 
   - законные предписания и требования госслужащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы; 
   - госслужащие имеют право на продвижение по службе, т.е. служебную карьеру. Порядок продвижения регламентируется нормативными актами; 
   - предусмотрены ограничения общегражданских прав гос-служащих в целях эффективности служебной деятельности; 
   - для госслужащих предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения. 
   Правовой статус госслужащих характеризуется: а) общегражданскими правами и обязанностями; б) обязанностями и правами по занимаемой госдолжности. 
   Общегражданские права и обязанности у госслужащих в целом такие же, что и у других граждан. Следует выделить служебные ограничения: пассивное избирательное право, право на забастовку, право заниматься предпринимательской деятельностью и т.д. Служебные права и обязанности госслужащих могут быть подразделены на две подгруппы. 
   Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности. Например, обязанность осуществлять полномочия в пределах предоставленных прав и в соответствии с должностными обязанностями; исполнять приказы и указания вышестоящих инстанций в порядке подчиненности руководителей; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей; право госслужащих требовать письменного оформления содержания объема должностных полномочий и создания условий для их исполнения; получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т.д. 
   Вторую группу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие статусу госслужащих. Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета госслужбы; имеют право по первому требованию ознакомиться со всеми материалами своего личного дела, требовать приобщения к личному делу своих объяснений. Обязанности и права этой группы не влияют на содержание служебной деятельности.

19. Понятия и признаки государственной гражданской службы

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе РФ», законом РК от 07.02.2005 г. № 181 «О государственной гражданской  службе Республики Калмыкия», государственная  гражданская служба (далее также - гражданская служба) - вид государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации  подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую  службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Принципы государственной  гражданской службы

Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная гражданская  служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.

Все федеральные органы и  органы государственной власти субъектов  РФ обязаны проводить в жизнь  принципы, представленные на рисунке 4. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими  в своей работе.

Все принципы органически  взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления  государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В принципах государственной  гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой  к государственной гражданской  службе и государственным гражданским  служащим.

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных  законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов  РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной  службе. А в случаях, когда возникают  коллизии в законодательстве о государственной  службе, следует руководствоваться  принципом верховенства Конституции  РФ и федеральных законов над  иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной  гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ.

Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится  в ведении РФ, а государственная  гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный  принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и  обязанности государственных гражданских  служащих признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного  принципа государственной гражданской  службы. В конечном счете, этот принцип  определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных  гражданских служащих. С учетом этого  при отборе кандидатов на государственные  гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности  и готовности учитывать в своей  работе интересы граждан. Важно, чтобы  государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал  права и свободы человека и  гражданина.

Принцип равного доступа  к государственной гражданской  службе тоже является конституционным  и означает равный доступ граждан  к государственной гражданской  службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Информация о работе Понятие,признаки и принципы государственного управления