Понятие,признаки и принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты.

Вложенные файлы: 1 файл

АП ответы.docx

— 239.51 Кб (Скачать файл)

Согласно статье 41 Федерального закона №79-ФЗ выход  из гражданства Российской Федерации  или приобретение гражданства другого  государства является одним из оснований  расторжения служебного контракта.

11) соблюдать ограничения,  выполнять обязательства и требования  к служебному поведению, не  нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом №79-ФЗ и другими федеральными законами;

Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года №885 утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных  служащих», которые представляют собой  основы поведения государственных  служащих, которыми им надлежит руководствоваться  при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Так, государственный  гражданский служащий призван:

- исполнять должностные  (служебные) обязанности добросовестно,  на высоком профессиональном  уровне в целях обеспечения  эффективной работы государственного  органа;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо  личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих  добросовестному исполнению должностных  (служебных) обязанностей;

- соблюдать нормы  служебной, профессиональной этики  и правила делового поведения;

- проявлять корректность  и внимательность в обращении  с гражданами и представителями  организаций;

- не использовать  свое служебное положение для  оказания влияния на деятельность  государственных органов, организаций,  должностных лиц, государственных  служащих и граждан при решении  вопросов, лично его касающихся;

- и так далее.

К служебному поведению  гражданского служащего предъявляются  определенные требования.

Так, согласно статье 18 Федерального закона №79-ФЗ гражданский  служащий обязан:

«1) исполнять должностные обязанности  добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина  определяют смысл и содержание  его профессиональной служебной  деятельности;

3) осуществлять профессиональную  служебную деятельность в рамках  установленной законодательством  Российской Федерации компетенции  государственного органа;

4) не оказывать предпочтение  каким-либо общественным или религиозным  объединениям, профессиональным или  социальным группам, организациям  и гражданам;

5) не совершать действия, связанные  с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных  интересов, препятствующих добросовестному  исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами  для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую  возможность влияния на свою  профессиональную служебную деятельность  решений политических партий, других  общественных объединений, религиозных  объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие  его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении  с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным  обычаям и традициям народов  Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные  особенности различных этнических  и социальных групп, а также  конфессий;

12) способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  его репутации или авторитету  государственного органа;

14) соблюдать установленные правила  публичных выступлений и предоставления  служебной информации».

12) сообщать представителю  нанимателя о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, принимать меры по  предотвращению такого конфликта.

Основные обязанности гражданских  служащих устанавливаются и законодательством  субъектов Российской Федерации.

По законодательству города Москвы лицо, замещающее государственную  должность города Москвы, обязано:

«1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и  иные нормативные правовые акты, Устав  города Москвы, настоящий Закон и  иные правовые акты города Москвы;

2) обеспечивать соблюдение и  защиту прав, свобод и законных  интересов человека и гражданина;

3) выполнять постановления Конституционного  Суда Российской Федерации, решения,  определения и постановления  иных судов Российской Федерации  в части, касающейся его полномочий  по замещаемой государственной  должности города Москвы;

4) хранить государственную и  иную охраняемую законом тайну;

5) соблюдать ограничения, связанные  с осуществлением полномочий  по замещаемой государственной  должности города Москвы;

6) передавать в доверительное  управление под гарантию города  Москвы на время осуществления  полномочий по замещаемой государственной  должности города Москвы находящиеся  в его собственности доли (пакеты  акций) в уставном капитале  коммерческих организаций в порядке,  установленном федеральным законом;

7) представлять в органы государственной  налоговой службы сведения о  полученных им доходах и имуществе,  принадлежащем ему на праве  собственности, являющихся объектами  налогообложения;

8) выполнять иные обязанности,  возлагаемые на него федеральными  законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными  правовыми актами города Москвы»

(статья 6 Закона  №43).

22. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой

напечатать  страницу

Извлечения из Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»

Статья 16. Ограничения, связанные  с гражданской службой

1. Гражданин не может  быть принят на гражданскую  службу, а гражданский служащий  не может находиться на гражданской  службе в случае:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;  
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».  
    (п. 10 введён Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ)

2. Иные ограничения, связанные  с поступлением на гражданскую  службу и её прохождением, за  исключением ограничений, указанных  в части 1 настоящей статьи, устанавливаются  федеральными законами.

3. Ответственность за  несоблюдение ограничений, предусмотренных  частью 1 настоящей статьи, устанавливается  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами.

Статья 17. Запреты, связанные  с гражданской службой

1. В связи с прохождением  гражданской службы гражданскому  служащему запрещается:

  • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • замещать должность гражданской службы в случае: — избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;  
    (пп. "а" в ред. Федерального закона от 29.03.2008 № 30-ФЗ)  
    — избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;  
    — избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ)
  • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договорённости между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почётные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;  
    (п. 16 введён Федеральным законом от 02.03.2007 № 24-ФЗ)
  • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.  
    (п. 17 введён Федеральным законом от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

2. В случае если, владение  гражданским служащим приносящими  доход ценными бумагами, акциями  (долями участия в уставных  капиталах организаций) может  привести к конфликту интересов,  он обязан передать принадлежащие  ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных  капиталах организаций) в доверительное  управление в соответствии с  гражданским законодательством  Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения  с гражданской службы не вправе:

  • в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;  
    (п. 1 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ)
  • разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

4. Ответственность за  несоблюдение запретов, предусмотренных  настоящей статье

23. Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего. 1. Гражданский служащий обязан: 

1) исполнять должностные  обязанности добросовестно, на  высоком профессиональном уровне; 
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; 
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; 
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; 
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; 
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; 
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; 
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; 
9) проявлять корректность в обращении с гражданами; 
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; 
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; 
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; 
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. 
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. 
Комментарий к статье 18 
1. Закон является инструментом кадровой политики в органах государственной власти, на его основе происходит формирование кадрового состава гражданских служащих и регулируется их деятельность. 
Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие. 
Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих. 
Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали. 
Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17). 
Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном поведении связаны с: 
субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий; 
отсутствием интеграции современного российского общества посредством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей; 
невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению. 
Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм: 
а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего); 
б) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения); 
в) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время). 
В законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести. 
Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих. 
Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы. К недостаткам ст. 18 Закона можно отнести то, что по сути не определены процедуры принятия нормативных актов государственных органов о служебном поведении, конкретизирующих деятельность служащих применительно к отдельным сферам и специфике целей и функций органов власти; не определены способы контроля и санкции за нарушения. 
Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих" рекомендовано не только государственным служащим, но и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться Принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц. 
Указ принят в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Действует Указ с момента подписания и до принятия федеральных законов о видах государственной службы, одним из видовых законов является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". 
Впервые в Указе Президента N 885 дано определение понятия "конфликт интересов": это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей. Определен и порядок действий служащего при угрозе возникновения конфликта интересов, а именно: служащий обязан сообщить об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов. 
2. Повышенные требования, вполне обоснованно, предъявляются к руководителям. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. 
Так как гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" наделен значительными организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, то он призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений. 
Необходимо учесть, что хотя перечень требований к служебному поведению гражданского служащего и не является исчерпывающим, смысл требований определяет главное - закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.

Информация о работе Понятие,признаки и принципы государственного управления