Понятие,признаки и принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты.

Вложенные файлы: 1 файл

АП ответы.docx

— 239.51 Кб (Скачать файл)

1.Понятие,признаки и принципы государственного управления

Государственное управление – подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Принципы:

1.Деятельность всех государственных  органов. 

2.Деятельность органов  исполнительной власти.

Признаки:

1.Исполнительно-распорядительный  характер.

2.Организационная и практическая  направленность.

3.Подзаконная деятельность  и подзаконное нормотворчество.

2..Предмет,метод и система административного права.

Предмет административного  права – это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Методы административного  права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего  воздействия на управленческие отношения.

Система административного  права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением  административного права на отдельные  институты.

3.Понятие и  виды источников административного  права.

Источники административного  права – это внешняя форма  выражения административно-правовой нормы.

Виды:

Источники административного  права на федеральном уровне

I. Законодательные 

1. Конституция Российской  федерации 

2. Федеральные Конституционные  законы 

3. Федеральные законы 

4. Законы РСФСР; законы  Российской Федерации; законы  СССР 

II. Подзаконные 

1. Указы президента 

2. Постановления правительства 

3. Акты министерств и  ведомств 

 Источники административного  права на уровне субъектов 

I. Законодательные 

1. Конституции и уставы  субъектов Российской Федерации 

2. Законодательство субъектов 

II. Подзаконные 

1. Президентские акты, акты  глав администраций 

2. Акты правительств субъектов 

3. Акты министерств и  ведомств субъектов 

 Источники административного  права на уровне местного самоуправления (в случае наделения органами  местного самоуправления необходимыми  государственными полномочиями)

1. Акты представительных  органов самоуправления 

2. Акты исполнительных  органов самоуправления 

5.Понятие,признаки и особенности административно-правовых норм,их структура и виды.

Административно-правовая норма  – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения  управленческого характера, возникающие  в процессе осущест-вления государственной деятельности.

 Особенности административно-правовых  норм:

1. Целью административно-правовых  норм является обеспечение организации  и функционирования всей системы  исполнительной власти.

2. Административно-правовые  нормы определяют должное поведе-ние всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления.

3. Предназначение административно-правовых  норм заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти.

4. Административно-правовые  нормы устанавливают и обеспечи-вают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

5. Административные отношения  являются хорошим средством за-щиты от посягательств на административно-правовые нормы.

6. С помощью административно-правовых  норм обеспечивается урегулированность финансовых, земельных и иных отношений.

8. Административно-правовая  норма состоит из

1) гипотеза – условие  действия административно-правовых  норм (ст. 13 Кодекса об административных  правонарушениях.).

2) диспозиция – правило  поведения, предписываемое, дозволенное  или рекомендуемое данной нормой  права (ст. 165).

          3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздей-ствия.

Признаки:

1) устанавливает нормы  права, изменяет и прекращает  их действие;

2) является результатом  нормотворческой деятельности специально  на то уполномоченного субъекта  органа государственной власти, государственного управления или  уполномоченного должностного лица;

3) содержит общеобязательные  правила поведения для всех  участников конкретных общественных  отношений;

4) имеет определенную  степень силы (иерархии или сопод-чиненности), в зависимости от уровня органа (должностного лица) его принявшего;

5) имеет односторонний  (государственно-властный) характер  воздействия для субъектов административного  права, подпадающих в поле действия  этой нормы

6) не имеет конкретного  адресата;

7) действует независимо  от его исполнения, до его официальной  отмены.

Виды:

1) по содержанию, т.е. по  типу регулируемых однородных  отношений;

2) по предмету регулирования;

3) по методу воздействия;

4) по форме предписания;

5) по способу действия

1. По содержанию административно-правовые  нормы объединяются в правовые  институты, с их помощью регулируются  родственные по содержанию управленческие  правоотношения. Это, прежде всего,  следующие группы (виды) норм:

1) регламентирующие порядок  образования, функции, задачи, структуру  и компетенцию органа исполнительной  власти, государственного управления;

2) закрепляющие основные  положения организации, функционирования  и правовое положение государственных  предприятий, учреждений и организаций;

3) устанавливающие оптимальные  формы и методы реализации  деятельности органов исполнительной  власти, государственного управления;

4) закрепляющие права,  обязанности и ответственность  граждан и их общественных  объединений в сфере деятельности  органов исполнительной власти, государственного управления;

5) закрепляющие и регулирующие  основные положения, принципы  организации и деятельности института  государственной службы;

6) регламентирующие способы  обеспечения законности и дисциплины  в сфере деятельности органов  исполнительной власти, государственного  управления;

7)разрешающие вопросы  административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих  споров и конфликтов, рассмотрения  индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;

8) определяющие положения  и принципы регулирования отношений  между субъектами административного  права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной  сфере, социально-культурной и  административно-политической сфере  и межотраслевом управлении.

2. По предмету правового  регулирования они делятся на  материальные и процессуальные  нормы. Нормы, регулирующие сущность  управленческих отношений, правила  поведения субъектов административного  права в процессе осуществления  прав, обязанностей, задач, функций  и полномочий называются материальными.

Нормы, регламентирующие порядок  реализации этих управленческих отношений  или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного  наказания, порядок обжалования  решения и порядок исполнения решения, регламентируются и охраняются административно-процессуальными нормами.

3. По методу воздействия  на поведение субъектов управленческих  отношений.

Они могут быть:

1) обязывающими — содержать юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой (например, ст. 1.6. Кодекса РФ об АП ). Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;

2) уполномочивающими; например, в главе 23 Кодекса РФ об АП  перечислены субъекты права, уполномоченные  рассматривать дела об административных  правонарушениях;

3) запрещающими вмешиваться в работу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2. Кодекса РФ об АП);

4) стимулирующие; создавать  условия должного поведения в  сфере управленческих отношений  или наличие обстоятельств, смягчающих  административную ответственность  (ст. 4.2.), также косвенно стимулируют  законопослушность граждан;

5) согласительные административные  процедуры также широко используются  в регулировании управленческих  отношений.

4. По форме предписания  административно-правовые нормы  бывают:

1) категорические (императивные);

2) рекомендательные (решения  научно-консультативных советов  при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров,  обмен опытом и др.);

3) диспозиционные (регулируемые  права и обязанности в рамках  или диапазоне, предоставленных  нормой права).

5. По способу действия (в пространстве, по времени и  субъектам регулирования):

1) в пространстве —  общероссийские, в пределах субъекта  Российской Федерации, местные  правовые акты и др.;

2) по времени — с  определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного  срока действия;

3) по субъектам регулирования  — в сфере деятельности органов  исполнительной власти, государственного  управления, касающиеся физических  или юридических лиц, государственных  служащих, негосударственных учреждений.

5.Формы реализации  административно-правовых норм.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, примене¬ние.

Исполнение — форма  реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных  на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение — форма  реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой  наказания.

Использование — форма  реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют Имеющиеся у них субъективные права.

Применение — особая форма  реализации административно- правовых норм, состоящая в разрешении управомочиваюшим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

6.Понятие,особенности,структура и виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные  нормами административного права. Они возникают и изменяются в  связи с применением административно-правовых норм.

Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Любой гражданин становится участником административно-правовых отношений  с момента рождения, далее его  административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.

Виды:

по своему характеру - материальные и процессуальные;

 по характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов);

Информация о работе Понятие,признаки и принципы государственного управления