Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:24, контрольная работа
Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления. В административной науке есть много различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Важно отметить, что единого определения нет, как, собственно, и нет единого названия таких актов. Довольно часто в юридической науке в качестве синонимов правовых актов управления используют другие названия – "акты государственного управления", "административные акты", "акты государственной администрации".
1. Административно-правовые акты управления
1.1 Понятие и признаки правовых актов управления
1.2 Виды правовых актов управления. Административно-правовой договор
2. Характеристика субъектов, подлежащих ответственности за административные правонарушения. Общие, особенные и специальные субъекты административной ответственности
3. Самостоятельная работа
Список литературы
Признаки общего субъекта административной ответственности применительно к физическому лицу – его возраст (16 лет) и вменяемость (ст.2.3, 2.8 КоАП). Для организаций общим признаком субъекта административной ответственности по смыслу положений КоАП и Гражданского кодекса признается наличие у них статуса юридического лица, возникающего с момента внесения записи о государственной регистрации организации в единый государственный реестр юридических лиц (ст.2.10 КоАП, ч.3. ст.49 и ч.2 ст.51 ГК РФ). Филиалы и представительства юридического лица, как и другие его производственные (цеха, фермы, склады и т.д.) или управленческие подразделения субъектами административной ответственности не признаются Признаки специального субъекта правонарушения связаны со служебной, трудовой, предпринимательской или иной деятельностью правонарушителей, их физическим состоянием и другими специальными требованиями. Эти признаки широко отражены в статьях Особенной части КоАП, но по отдельным специальным субъектам сформулированы и в его Общих положениях, например, по должностному лицу (ст.2.4).
Наряду с этим в законодательстве выделяются и такие характеристики субъектов правонарушения, которые не включаются в состав правонарушения, но по различным соображениям требуют установления для отдельных лиц особенностей административного наказания и процедур его применения. Речь идет о беременности, инвалидности, военной службе, службе в некоторых правоохранительных органах и других признаках особого субъекта административной ответственности. Так, административный арест по понятным мотивам гуманности исключен в отношении беременных женщин и некоторых других категорий граждан (ч.2 ст.3.9), а административный штраф по причинам специфики военной службы – в отношении военнослужащих, проходящих ее по призыву (ст.2.5).
В итоге круг субъектов административной ответственности представлен теперь в КоАП и законодательстве субъектов РФ следующим образом:
1. Общие субъекты:
а) физические лица (вменяемые, достигшие
16-летнего возраста граждане, иностранные
граждане, лица без гражданства)
и б) юридические лица (резиденты
и нерезиденты вне зависимости
от организационно-правовых
2. Специальные
субъекты – физические лица: а)
должностные лица (представители
власти и руководители, выполняющие
организационно-
3. Специальные
субъекты – юридические лица
– различные коммерческие и
некоммерческие организации, особенные
признаки статуса или профиля
деятельности которых
4. Особые
субъекты-физические лица: а) военнослужащие,
призванные на военные сборы
граждане, сотрудники органов внутренних
дел, уголовно-исполнительной
5. Особые
субъекты – юридические лица
– организации-правопреемники
Характерной для Кодекса является новая тенденция к объединенному наименованию специальных субъектов административных правонарушений одним обобщающим термином, относящимся одновременно к гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и, соответственно, к должностным лицам последних – работодатель, землепользователь, пользователь воздушного пространства, эмитент, профессиональный участник рынка ценных бумаг, держатель реестра, перевозчик (при нарушении таможенных правил), рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель и т.д.
При всем многообразии в круге субъектов административной ответственности Кодекс и региональное законодательство об административных правонарушениях субъектами последних чаще всего признают три вида лиц: граждан, должностных лиц и организации.
Граждане этой категорией субъектов, если законом специально не оговорено иное, охватываются для целей административного наказания:
1) собственно
граждане Российской Федерации (включая
должностных и приравненных к
ним лиц, так сказать, в быту, т.е.
совершивших административные
В указанном смысле граждане – это прежде всего те физические лица, которые совершили административное правонарушение вне рамок своей профессиональной, предпринимательской или служебной деятельности (например, мелкое хулиганство, стрельба из оружия или безбилетный проезд). Именно такое понимание термина "граждане" (в смысле субъектов административной ответственности) устойчиво сохранял прежний КоАП РСФСР, признававший ответственность отдельных "недолжностных" субъектов административных правонарушений только как ответственность специальных субъектов, не относящихся ни к гражданам, ни к должностным лицам, например, работников организаций торговли и общественного питания (ст.147 КоАП РСФСР).
Новый КоАП сохранил те же подходы к пониманию категории "граждане" по бытовым, непроизводственным правонарушениям. Однако в отличие от КоАП РСФСР новый КоАП закладывает совершенно иное толкование термина "граждане", когда речь идет о составах правонарушений, которые могут быть совершены и в быту, и в профессиональной деятельности. Смысл предписаний КоАП в таких случаях следующий: понятием "гражданин" охватывается и гражданин вне его связи с соответствующей трудовой деятельностью, и гражданин, таковую осуществляющий в рамках рядовой (не властно-должностной) профессиональной деятельности. Формулировки многих статей Особенной части КоАП РФ подтверждают этот новый расширительный подход законодателя. Так, за разглашение информации с ограниченным доступом КоАП определяет ответственность только лиц, получивших доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, однако в санкции состава (ст.13.14) субъектами ответственности признаны граждане и должностные лица. Ясно, что в данном случае (как и в массе иных ситуаций) КоАП под гражданами для целей административной ответственности предполагает и граждан-работников (служащих-специалистов, служащих технических исполнителей, а также рабочих), не являющихся лицами должностными.
Должностные лица как специальные субъекты административных правонарушений подлежат по сравнению с гражданами повышенной административной ответственности. Эта линия законодателя отчетливо просматривается из сравнения предельных размеров административных штрафов, установленных для граждан и должностных лиц: для последних штрафная ответственность – "двойная", а за отдельные правонарушения – и более значительная (ч.3 ст.3.5). Причина тому – в специальном должностном статусе, включающем властные функции, использование (как и не использование) которых в связи с правонарушением, разумеется, усиливает его общественную вредность.
Понятие "должностное лицо" дается Кодексом в варианте признаков, максимально приближенном к уголовно-правовому толкованию того же понятия (примечания к ст.2.4 КоАП, ст.285 УК). Круг должностных лиц охватывает представителей власти и руководителей государственной (в т. ч. – военной) и муниципальной систем органов и организаций (предприятий и учреждений), их структурных и производственных подразделений.
Этот перечень КоАП конкретизирует в статьях Особенной части, прямо предусматривающей ответственность в качестве специальных субъектов отдельных административных правонарушений таких лиц, как: должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий и комиссий референдума (вплоть до Председателя Центральной избирательной комиссии РФ) – за правонарушения в сфере законодательства о выборах (ст.5.21, 5.24, 5.25); должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления – за действия, направленные на незаконное ограничение свободы торговли (ст.14.9); должностные лица государственных или муниципальных органов – за невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности (ч.1 ст.17.1); должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, предоставление земельных участков, водных объектов – за нарушения соответствующего законодательства (ст.14.25, 19.9) и т.д.
Кроме того, конструкции ряда составов административных правонарушений сформулированы таким образом, что соответствующее противоправное деяние по смыслу закона может быть совершено прежде всего лицами, действующими от имени государственно-властных структур и органов местного самоуправления. Так, воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, снятие номерных знаков, а также применение иных, не предусмотренных КоАП мер административного принуждения (ст.12.36), предполагает в первую очередь действия и ответственность за них представителей власти, в т. ч. – сотрудников органов внутренних дел.
Регулирование в Кодексе, а также в новейших законах субъектов РФ ответственности за административные правонарушения представителей государственных органов и органов местного самоуправления следует рассматривать как важный шаг в становлении гражданского общества и правового государства. Это – свидетельство прямой реализации принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, независимо от должностного положения и иных обстоятельств (ст.1.4).
Термином "должностные лица" помимо названных субъектов Кодекс для целей административного наказания охватывает также субъектов, которые несут административную ответственность как должностные лица – субъектов, приравненных к должностным лицам.
В их круг КоАП
включает, во-первых, руководителей всех
иных (т.е. не являющихся государственными
либо муниципальными органами или организациями)
коммерческих и некоммерческих структур,
а также других их работников, выполняющих
организационно-
Общее в административной ответственности должностных и приравненных к ним лиц, помимо повышенных размеров штрафных санкций, состоит в следующем:
1) их ответственность
наступает за деяние "в связи
с неисполнением или
2) действие
(бездействие) должностных и приравненных
к ним лиц имеют две формы
выражения: а) должностное лицо лично
нарушило какое-либо из правил,
например, воспрепятствовало под
каким бы то ни было предлогом
явке в суд народного или
присяжного заседателя либо
3) административная
ответственность должностных и
приравненных к ним лиц не
исключает их параллельной
4) привлечение
к административной