Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления. В административной науке есть много различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Важно отметить, что единого определения нет, как, собственно, и нет единого названия таких актов. Довольно часто в юридической науке в качестве синонимов правовых актов управления используют другие названия – "акты государственного управления", "административные акты", "акты государственной администрации".

Содержание

1. Административно-правовые акты управления
1.1 Понятие и признаки правовых актов управления
1.2 Виды правовых актов управления. Административно-правовой договор
2. Характеристика субъектов, подлежащих ответственности за административные правонарушения. Общие, особенные и специальные субъекты административной ответственности
3. Самостоятельная работа
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АдПраво.docx

— 93.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Административно-правовые  акты управления

1.1 Понятие  и признаки правовых актов  управления

1.2 Виды  правовых актов управления. Административно-правовой  договор

2. Характеристика  субъектов, подлежащих ответственности  за административные правонарушения. Общие, особенные и специальные  субъекты административной ответственности

3. Самостоятельная  работа

Список литературы

 

 

1. Административно-правовые  акты управления

 

1.1 Понятие и признаки правовых  актов управления

 

Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления. В административной науке есть много различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Важно отметить, что единого определения нет, как, собственно, и нет единого названия таких актов. Довольно часто в юридической науке в качестве синонимов правовых актов управления используют другие названия – "акты государственного управления", "административные акты", "акты государственной администрации".

По мнению Ю.М. Козлова "правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридическое властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, которое направлено на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений с целью реализации исполнительной власти" Р.Ф. Васильев считает, что актом управления является властное волеизъявление государственных органов и других субъектов государственного управления, которые устанавливают, изменяют, отменяют правовые нормы и изменяют сферу их действия. Такое властное волеизъявление должно совершаться в процессе осуществления функций государственного управления в установленном порядке на основании и во исполнение законов.

В.М. Манохин, не давая общего определения акта управления, указывает на его основные признаки:

1) наличие  субъекта принятия правового  акта управления;

2) содержание  правового акта управления всегда  сводится к управленческим вопросам, вопросам деятельности исполнительной  власти;

3) подзаконность  правовых актов управления;

4) юридические  последствия правового акта управления.

Д.Н. Бахрах и С.Д. Хазанов считают, что актом государственной администрации можно считать "особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, которые имеют одностороннее властное волеизъявление и которые влекут юридические последствия". Такое разнообразие определений понятия правовых актов управления предопределяется тем, что сущность правовых актов управления можно рассматривать исходя из различных точек зрения:

- правовой  акт управления – важная форма  управленческой деятельности, наряду  с такими формами, как осуществление  юридически значимых действий, административный  договор;

- правовой  акт управления – управленческое  решение, которое устанавливает  обязательность выполнения конкретных  действий государственным органом  или должностным лицом;

- правовой  акт управления – разновидность  юридических документов, поскольку  те предписания, которые в нем  предусматриваются, имеют определенное  документальное оформление;

- правовые  акты управления – "предписания", поскольку юридическое содержание  такого акта в большинстве  случаев составляют правоустановительные  и правоприменительные предписания.

Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.

1. Правовой  акт управления принимается уполномоченным  субъектом государственного управления  в пределах его компетенции. Он  может приниматься как единолично, так и коллегиально.

2. Правовой  акт управления всегда является  управленческим решением, поскольку  именно такое управленческое  решение и составляет содержание  правового акта. Он разрабатывается  и принимается с соблюдением  правил управленческого процесса и направлен на решение конкретной управленческой ситуации или обеспечение выполнения государственно-управленческих задач и функций.

3. Правовой  акт управления представляет  собой юридическое властное волеизъявление  органа государственного управления  или его должностного лица. Правовой  акт управления всегда имеет  государственно-властный характер, поскольку его принятие обусловлено  государственными интересами и  направлено на регулирование  конкретных управленческих отношений; установление общеобязательных  правил поведения, которые обеспечиваются  государством; решение конкретной  управленческой ситуации или  административного спора. Государство  в лице органов государственного  управления не только принимает  акты государственного управления, но и обеспечивает их выполнение, включая и меры административно-правового  принуждения.

4. Правовой  акт управления устанавливает  обязательные правила поведения  в сфере государственного управления. Другими словами, такой акт является  императивным по характеру правовых  предписаний. А это означает, что  другая сторона – объект управления  – должна придерживаться установленных  предписаний и обеспечивать их  реализацию. Издание правовых актов  управления направлено на решение  вопросов общего характера (абстрактное  правовое регулирование) или конкретного  вопроса (индивидуальное правовое  регулирование).

5. Правовой  акт управления является разновидностью  правовых документов, которые используются  в деятельности органов государственного  управления (справки, акты ревизии, протоколы, докладные записки и  т. д.). Однако в отличие от них  правовые акты управления характеризуются  односторонне властными предписаниями, которые не характерны для  других правовых документов.

6. Правовой  акт управления всегда является  подзаконным актом, поскольку он  принимается органом государственного  управления, осуществляющим подзаконную деятельность, принимается на основании законов и во исполнение законов. Правовой акт управления не может предусматривать положения, которые противоречат законам.

7. Правовой  акт управления имеет специальную  форму и порядок его принятия. В подавляющем большинстве случаев  правовой акт управления принимается  в письменной форме. Немаловажное  значение имеет процедура принятия  правового акта управления. Нужно  отметить, что в настоящее время  нет единого законодательного  акта, который бы предусматривал  единую процедуру принятия правовых  актов управления.

С учетом основных признаков можно дать такое определение правового акта управления. Правовой акт управления – это правовой документ государственно-властного характера, который принимается уполномоченным органом государственного управления или его должностным лицом в одностороннем порядке с целью осуществления управленческих задач и функций.

Юридическое значение правовых актов управления состоит в том, что они:

- могут быть  правовым основанием для принятия  иных актов управления

- нормативные  правовые акты управления устанавливают, изменяют и прекращают нормы  права; обеспечивают единообразное  регулирование общественных отношений  для неограниченного круга субъектов; определяют порядок привлечения  к административной ответственности  и т. д.;

- индивидуальные  правовые акты управления выступают  юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения общественных  отношений субъектов государственного  управления(например, издание распоряжения  о принятии на государственную  службу является основанием возникновения  нового статуса лица – статуса  государственного служащего);

- они могут  выступать юридическими документами  или доказательствами в юридическом процессе (например, распоряжение об увольнении государственного служащего с должности является основанием для возбуждения судебного дела о восстановлении на работе и т. д.);

- правовые  акты управления выступают правовыми  средствами проведения административной  реформы, осуществления кадровой  политики, юридической защиты прав  и свобод граждан и т. д.

 

1.2 Виды правовых актов управления. Административно-правовой договор

административный акт управление правонарушение

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Признаки: имеет юридическую форму; издается полномочным субъектом; носит юридически властный характер; служит юридическим фактом; может быть обжалован; обеспечен силой государственного принуждения.

Виды правовых актов управления

1. По юридическим  свойствам:

а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности;

б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела;

в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.

2. По форме  выражения:

а) словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме;

б) конклюдентные.

3. По сроку  действия:

а) бессрочные; б) срочные; в)временные.

4. По территории  действия:

а) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

5. По органу, издавшему акт:

а) акты Президента РФ; б) акты Правительства РФ;

в) акты федеральных органов исполнительной власти;

г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; е) акты руководителей предприятий, учреждений.

6. По характеру  компетенции:

а) общей компетенции; б) межотраслевой компетенции; в) отраслевой компетенции; г) специальной компетенции.

7. По наименованиям:

а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др.

Административный договор – правовая форма взаимодействия и взаимоотношений субъектов административного права по реализации управленческих функций публичного характера. Как правило, А.д. заключается между органами исполнительной власти (федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти – по горизонтали; между федеральными и региональными (субъектов РФ) органами исполнительной власти – по вертикали; между органами исполнительной власти субъектов РФ). Порядок заключения административных договоров (соглашений) между Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ регулируется ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" (1999 г.). В указанном Законе определены содержание соглашения, порядок его принятия и расторжения, условия исполнения. А.д. также широко распространены между федеральными министерствами, иными федеральными исполнительными органами и главами администрации (губернаторами) субъектов РФ. В отличие от гражданско-правового договора в А.д. сторонами являются органы, осуществляющие публично-властные полномочия.

На "административный договор" возлагаются соответствующие функции, а именно:

— структурно-организационная;

— социального компромисса;

— обеспечительная;

— ориентационно-стимулирующая;

— демократизации исполнительной власти;

— воспитательная;

— охранительная.

 

 

2. Характеристика субъектов, подлежащих  ответственности за административные  правонарушения. Общие, особенные и  специальные субъекты административной  ответственности

 

Субъект административной ответственности, он же субъект административного правонарушения – лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Административная ответственность характеризуется неоднородным кругом субъектов с различным их правовым статусом – различным в смысле самого юридического режима их ответственности (возрастные, должностные и иные характеристики, определяющие признание лица субъектом ответственности; некоторые изъятия из общих правил ответственности и др.) [7].

Действующее административно-деликтное законодательство в целом сохраняет прежние известные до его новейшей кодификации подходы к регулированию субъектного элемента ответственности:

  • устанавливает две группы субъектов административной ответственности: 1) физические лица и 2) юридические лица (организации);
  • применяет для уточнения правил административной ответственности соответствующих субъектов категории общего, специального и особого субъекта.

Конструкция общих и специальных субъектов административной ответственности предполагает наличие у них признаков, соответственно входящих в состав либо каждого, любого правонарушения (признаки общего субъекта), либо только конкретного, именно данного правонарушения (признаки специального субъекта). Для привлечения, скажем, к ответственности за мелкое хищение, мелкое хулиганство либо стрельбу из оружия достаточным является соответствие физического лица признакам общего субъекта. Однако для административного наказания за большинство дорожно-транспортных правонарушений и, например, деяний, предусмотренных ч.1 ст. 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации и т.д.) или ч.2 ст. 20.16 КоАП (несанкционированное создание в организации службы безопасности), дополнительно требуется, чтобы лицо выступало соответственно в качестве водителя, организатора проведения незаконной демонстрации либо руководителя организации. В противном случае ответственность не наступит за отсутствием состава административного правонарушения: нет специального его субъекта.

Информация о работе Административное право