Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100

Вложенные файлы: 1 файл

Гадалина.docx

— 429.56 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Тольяттинский  государственный университет»

 

 

 ИНститут энергетики и электротехники

(институт, факультет)

Автоматизация технологических процессов и  производств

(кафедра)

220501.65 «Управление качеством»

(код и  наименование направления подготовки, специальности)

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

на  тему: «Управление закупочной деятельностью  на основе логистики (на примере ОАО  «АВТОВАЗ»)»

 

Студент(ка)

К.С. Гадалина

(И.О. Фамилия)

 

(личная подпись)

Руководитель

О.М. Сярдова

(И.О. Фамилия)

 

(личная подпись)

Консультанты:

по экономической части

Е.М. Шевлякова

(И.О. Фамилия)

 

(личная подпись)

по безопасности и экологии

Т.Ю. Фрезе

(И.О. Фамилия)

 

(личная подпись)

Нормоконтроль:

В.В. Щипанов

(И.О. Фамилия)

 

(личная подпись)


 

Допустить к защите

 

Заведующий  кафедрой к.т.н., доцент, М.О. Искосков             ______________

                                                                                    (ученая степень, звание, И.О. Фамилия )                                     (личная подпись)

 

«_____»______________________20_____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012

Содержание

 

Введение 3

1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5

1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5

1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9

1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20

2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29

2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29

2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34

2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47

3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62

3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62

3.2 Методика определения индекса качества поставок 65

3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69

3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69

3.3.2 Экономическая эффективность 77

4 Экологическая безопасность 83

Заключение 98

Список использованных источников 100

Введение

 

Результаты  хозяйственной деятельности предприятий автомобильной промышленности во многом определяются эффективностью управления поставками. От качества, количества, цены, своевременности приобретения сырья, материалов, комплектующих зависят расходы предприятия, величина прибыли и потребность в оборотных средствах.

Большинство ведущих компаний мира автомобильной промышленности активно используют концепцию гибкого производства как эффективный инструмент достижения успеха в конкурентной борьбе. Эти предприятия давно осознали, что эффективные взаимоотношения с поставщиками определяют успех деятельности на рынке, поэтому идут по пути интеграции поставщиков в производственный процесс, делая их надежными партнерами, несущими солидарную ответственность за качество выпускаемой продукции. Мировой опыт также показывает, что в ближайшей перспективе предприятия-партнеры будут вынуждены развиваться в направлении интеграции, т.е. в направлении создания ассоциаций, финансово-промышленных групп и иных объединений, позволяющих противостоять нестабильности внешней среды и растущей конкуренции.

Выжить и  развиваться в современных условиях способны только гибкие структуры, оперативно реагирующие на изменения внешней  среды и способные в соответствии с ее требованиями быстро перестраивать  свою деятельность. В связи с этим особую важность приобретает обоснование  путей перестройки процессов  функционирования российских предприятий, выработка новых подходов при  планировании деятельности, разработка методов, позволяющих создавать  на базе автозаводов качественно  новые логистические системы, в  которых поставщик комплектующих  интегрирован в производственный процесс. Такой подход позволит отечественным предприятиям автомобильной промышленности выжить на современном этапе и успешно развиваться в долгосрочной перспективе.

Актуальность  данной дипломной работы обусловлена  необходимостью повышения эффективности  деятельности предприятия автомобильной  промышленности, а также отсутствием  взаимосвязанных методов анализа, планирования и оптимизации закупочных процессов.

Целью дипломной  работы является  разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    • изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
    • изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
    • провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
    • выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
    • разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
    • оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.

Объектом  исследования дипломной  работы является ОАО «АВТОВАЗ».

Предметом исследования является логистическая система  закупочной деятельности на ОАО «АВТОВАЗ».

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия

1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики

Логистика – это наука об организации, планировании, контроле, оптимизации  движения материального и сопутствующих  ему потоков.

Главная цель логистики – обеспечение  поставок необходимой продукции  в нужное место, в указанное время, при оптимальных  затратах, требуемого качества и количества [6].

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных  этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:

  • интегрирующая – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
  • организующая – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
  • управляющая – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах [13].

Принципы  логистики, представленные в таблице 1, представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.

 

Таблица 1 – Принципы логистики

Принцип

Содержание

Системность

Предполагает  разработку и осуществление на практике единого технологического процесса, выполнения производственных заказов  на стадиях закупки, производства и  сбыта продукции.

Обратная  связь

Требует выделения в составе логистической  системы логистического блока, который  бы осуществлял сбор и обработку  информации о требованиях товарного  рынка и эффективности действий управляемой системы.

Оптимальность

Достижении  такой согласованности стадий процесса товародвижения и действий участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы.

Гибкость

Предполагает  степень приспосабливаемости логистической системы к специфическим запросам потребителей.  

Компьютеризация

Все функции и процессы товародвижения в логистической системе должны выполняться с максимальной степенью автоматизации (контроль за передвижением материалов, наличие производственных запасов, объем поставок и т.д.).

Надежность  поставок

Создание  таких организационно-экономических  условий, которые обеспечивали бы бесперебойное  снабжение предприятия ТМЦ.

Общие затраты

Учет  всей совокупности издержек управления потоками в логистической цепи.

Эффективность

Минимизация логистических издержек.

Всеобщее  управление качеством

Подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем  удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.


 

Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

Логистическая система (рисунок 1) – это совокупность элементов (звеньев), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, предназначенную для управления потоками.

Рисунок 1 – Логистическая система предприятия

 

Звено логистической системы –  функционально обусловленный объект, не подлежащий декомпозиции и выполняющий  свою локальную цель [11].

Материальный поток – это  продукция в виде грузов, товарно-материальных ценностей, рассматриваемый в процессе приложения к нему различных логистических (погрузка, разгрузка и т.д.) и технологических (обработка, сборка и т.д.) операций. Материальный поток, который рассматривается не на временном интервале, а в определенный момент времени называется материальным запасом.

Информационный поток – это  поток информации в речевой, письменной, электронной формах, сопутствующий  материальному и предназначенный в основном для управляющих воздействий.

Финансовый поток – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока и т.д.

 Логистическая цепь – это  линейно упорядоченное множество  физических и (или) юридических  лиц, осуществляющих логистические  операции по проведению внешнего  материального потока от одной  логистической системы до другой  в случае производственного потребления  или до конечного потребителя  в случае личного непроизводственного  потребления. Основными звеньями  логистической цепи являются:

  • поставщики материалов;
  • склады;
  • транспорт;
  • распределительные центры;
  • производители товаров;
  • потребители продукции.

Логистическая функция – это  укрупненная группа логистических  операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. К основным логистическим функциям относят:

  • планирование материального обеспечения производства;
  • управление ходом выполнения производственных заказов;
  • управление запасами;
  • управление распределением продукции.

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных па преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим  операциям с материальным потоком  можно отнести складирование, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации [15].

Видовой состав логистики представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 – Видовой состав логистики

Вид логистики

Сущность

Закупочная

Система согласованного управления материальными, финансовыми и информационными  потоками в процессах планирования и обеспечения предприятия материальными  ресурсами лучшего качества в  необходимом количестве и по оптимальной  цене.

Производственная

Обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация  затрат на производство.

Сбытовая

Область научных исследований системной  интеграции функций, реализуемых в  процессе распределения материального  и сопутствующих ему потоков  между различными потребителями, т.е. в процессе реализации товаров, основная цель которой – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в  нужное время с оптимальными затратами.

Складская

Оптимизация и управление складскими запасами, хранение грузов, складская обработка: упаковка, маркировка, консолидация грузов для отправки (сборные грузы) и  т.д.

Транспортная

Система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и прочее из одной точки в другую по оптимальному маршруту.

Информационная

Часть логистики, которая является связующим  звеном между снабжением, производством  и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который  сопровождает материальный поток в  процессе его перемещения.

Маркетинговая

Планирование, оперативное управление и контроль физических потоков материалов и  готовых продуктов, начиная с  мест возникновения потоков исходного  сырья, комплектующих деталей и  т.п. и заканчивая доведением конечных продуктов до потребителей, в целях  наиболее эффективного удовлетворения их запросов. Маркетинговая логистика  основана на объединении идей маркетинга и логистики.

Информация о работе Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)