Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100

Вложенные файлы: 1 файл

Гадалина.docx

— 429.56 Кб (Скачать файл)

 

В зависимости  от полученной интегральной оценки каждому  поставщику присваивается одна из следующих четырех категорий (таблица 19):

  • отличный поставщик (А), в наибольшей степени удовлетворяющий требованиям АО «АВТОВАЗ» по качеству поставок и получивший отличную (близкую к максимальной) интегральную оценку;
  • надежный поставщик (В), отвечающий требованиям АО «АВТОВАЗ» по качеству поставок и получивший хорошую интегральную оценку;
  • ненадежный поставщик (С), не отвечающий требованиям АО «АВТОВАЗ» по качеству поставок и получивший посредственную интегральную оценку;
  • неудовлетворительный поставщик (D), не отвечающий требованиям АО «АВТОВАЗ» по качеству поставок и получивший неудовлетворительную интегральную оценку.

Категория присваивается поставщику по итогам работы за месяц, квартал  и за год.

Таблица 19 - Взаимосвязь интегральной оценки и категории поставщика

Категория  поставщиков

Граничные значения интегральной оценки в

А

Отличные

В ³ 90

В

Надежные

80 £ В < 90

С

Ненадежные

50 £ В < 80

D

Неудовлетворительные

В < 50


 

Для руководителей, ответственных за обеспечение качества поставок, по окончании квартала и  года формируются сводные ведомости  и диаграммы оценок неудовлетворительных, ненадежных, надежных и отличных поставщиков.

Такие ведомости  формируются также выборочно  по запросу результатов оценки любого поставщика или группы поставщиков  с изображением диаграмм частных  оценок и графиков их изменения за определенный период. Наблюдая за динамикой  изменения оценок после принятия поставщиком мер, можно судить об эффективности этих мер.

С течением времени  поставщик может, изменяя показатели своей работы, переходить из одной  категории в другую. Категория  поставщика может также измениться в связи с изменением требований ОАО «АВТОВАЗ» к показателям  работы поставщиков по качеству.

В соответствии с политикой ОАО  «АВТОВАЗ» по качеству к поставщикам  комплектующих изделий и материалов предъявляется требование непрерывного улучшения показателей качества до уровня категорий надежного и отличного поставщика.

Эта политика реализуется с помощью системы мер (таблица 20), предусматривающей поощрение отличных и надежных поставщиков и оказания воздействия на неудовлетворительных и ненадежных поставщиков, вплоть до отказа от поставщика.

 

Таблица 20 - Установленные меры воздействия на поставщиков

Категория поставщика

Действия в отношении поставщиков

A

  • Публикация рейтинга лучших поставщиков в средствах массовой информации (в том числе в сети Internet)
  • Отмена входного контроля
  • Награждение специальными дипломами или другие действия поощрения за качество

В, С

  • Изменение степени доверия к поставщику и, соответственно, планов входного контроля на ОАО «АВТОВАЗ» и выходного контроля у поставщика

В, С, D

  • Аудит поставщика

C, D

  • Изменение объема заказа
  • Подбор альтернативного поставщика
  • Уценка поставленной продукции
  • Предупреждение поставщика о возможности прекращения контракта

D

  • Отказ от поставщика

 

По результатам  оценки поставщиков за квартал служба качества поставок ДпК совместно с Дирекцией по закупкам (ДпЗ) готовит в соответствии предложения по корректирующим и предупреждающим действиям в отношении поставщиков и передает их на рассмотрение руководству ДпК.

Руководство ДпК совместно с руководством ДпЗ и Дирекцией по техническому развитию (ДТР) принимает окончательное решение по мерам воздействия на поставщиков и осуществляет контроль за реализацией принятых мер [51].

Решение об уменьшении объемов поставки или полном отказе от поставщика принимается  на конъюнктурном комитете ОАО «АВТОВАЗ».

3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности

3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.

Рассмотрим  главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

  • снизить запасы на всем пути движения материального потока;
  • сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
  • снизить транспортные расходы;
  • сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом [7].

Значительная  доля экономического эффекта достигается  за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 - 50%).

Высокая значимость оптимизации запасов  объясняется    следующим:

  • в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;
  • большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);
  • в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 - 30% от общего объема издержек.

Сокращение  запасов при использовании логистики  обеспечивается  за    счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин [41].

Следующая составляющая экономического эффекта  от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Как показывает мировая практика в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно производство составляют в среднем от двух до пяти процентов (рисунок 20).

Рисунок 20 – Соотношение времени на собственно производство товара (t1) и времени на доведение изготовленного товара до потребителя (t2)

 

Таким образом, свыше 95% времени оборота  приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает  также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта [7].

Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности  участников товародвижения в области  технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой  тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики –   сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также  условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается   управляемость [26].

Совокупный  экономический эффект от использования  логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств,  то есть качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности [7].

Успех работы предприятия в большой  степени зависит от обеспечения  производства необходимыми сырьевыми  ресурсами, по соответствующим необходимым  показателям качества, количества и времени. В связи с этим многие авторы уделяют пристальное внимание выбору поставщиков комплектующих и материалов.

 

 

 

3.2 Методика определения индекса качества поставок

Методика  определения индекса качества поставок позволяет получить интегральную оценку поставщика, которая определяется по следующим показателям:

  • показатель качества продукции;
  • показатель уровня цены;
  • показатель своевременности поставок;
  • показатель обслуживания.

Далее представлен  алгоритм методики определения индекса качества поставок

  1. Расчет индекса качества поставок. Индекс качества поставок конкретного поставщика определяется как сумма показателей по формуле:

 

,                                          (8)

где - показатель качества продукции;

 – показание уровня  цены;

- показатель своевременности  поставок;

- показатель обслуживания.

 

  1. Определение веса показателей индекса качества. Сумма весов всех четырех показателей индекса качества равна единице. На основании данных опыта американских оборонных предприятий установлены следующие веса: для показателя качества – 0,44, для показателя уровня цены – 0,3, для показателя своевременной поставки – 0,16, для показателя обслуживания – 0,1.
  2. Расчет показателя качества. По результатам входного контроля полученной от поставщика продукции отбирается следующая информация:
  • ОЧП – общее число проверенных партий продукции;
  • ЧП – число принятых партий продукции;
  • ОЧИ – общее число проверенных изделий;
  • ЧИ – число принятых изделий.

Расчет показателя производится по следующей формуле:

 

.                                           (9)

 

  1. Расчет  показателя уровня цен. Показатель уровня цен рассчитывается по формуле:

 

,                                                    (10)

где - цена самой дешевой на рынке оферты (минимальная цена по каталогам);

- цена поставщика.

 

  1. Выбор показателя своевременности поставок. Выбор показателя своевременности поставок производится из таблицы 21.

 

Таблица 21 – Выбор показателя своевременности поставок

Отклонение от согласованного срока поставок (дней)

Запаздывание,

Опережение,

0-7

0,16

0,16

8-14

0,14

0,15

15-21

0,12

0,14

22-35

0,10

0,13

36-42

0,08

0,12

43-49

0,06

0,11

50-56

0,04

0,10

57-63

0,02

0,09

Свыше 63

0

0,08


 

  1. Выбор показателя обслуживания. Если поставщик согласен производить срочные ремонты и поставку мелких партий продукции для восполнения ЗИП, то . В противном случае (то есть при отказе) – .
  2. Установление допустимого уровня индекса качества. Ежеквартально (или ежегодно) отделом снабжения по согласованию со службой качества и начальником производства устанавливается нижняя граница индекса качества поставок по видам основной продукции предприятия.

После того, как  определен индекс качества поставок для всех поставщиков, проводится статистический анализ качества закупаемой продукции  и оценка работы поставщиков путем  построения диаграмм Парето для всех поставщиков:

  • по долям поставок;
  • по показателям несоответствия поставок;
  • по категориям несоответствия.

На основании  анализа этих диаграмм определяются поставщики с высоким уровнем  несоответствия продукции с целью  пересмотра с ними условий договора о поставках или принятия решения  об отказе от их услуг.

Информация о работе Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)