Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100

Вложенные файлы: 1 файл

Гадалина.docx

— 429.56 Кб (Скачать файл)

Выбор поставщика составляет важную часть функции  закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности  своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после  продажи. Среди основных сведений, которые  могут храниться как в электронном  виде, так и в книгах учета, в  отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются  заказы, товарная классификация закупленных  изделий, реестр поставщиков. Анализ и  выбор поставщика, являющиеся вопросами  субъективной оценки, ведут к размещению заказа. Большинство компаний применяют  простую форму оценки предложений  при их анализе, но универсальной  практики в этом не существует. Многие заказы размещаются в результате тендера, например, после ознакомления с прайс-листом или в ходе переговоров [19].

1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия

1.3.1 Концепция  «точно в срок»

В современных  условиях деятельность отечественных  производителей должна быть ориентирована  на выпуск высококачественной и конкурентоспособной  продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. Поэтому  особую значимость приобретает использование  передовых форм и методов организации  труда и управления производством, применяемых в экономически развитых странах. В этой связи особый интерес  представляет метод управления производством  по системе JIT («just-in-time», т.е. «точно в срок») [8].

Термин «точно-в-срок» (just-in-time - JIT) используется по отношению к промышленным системам, в которых перемещение изделий в процессе производства и поставки от поставщиков тщательно спланированы во времени - так, что на каждом этапе процесса следующая (обычно небольшая) партия прибывает для обработки точно в тот момент, когда предыдущая партия завершена [25].

Конечная  цель системы JIT — это сбалансированная система; то есть такая, которая обеспечивает плавный и быстрый поток материалов через систему. Основная идея состоит  в том, чтобы сделать процесс  как можно короче, используя ресурсы  оптимальным способом. Степень достижения этой цели зависит от того, насколько  достигнуты дополнительные (вспомогательные) цели, такие как:

1. Исключить  сбои и нарушения процесса  производства.

2. Сделать  систему гибкой.

3. Сократить  время подготовки к процессу  и все производственные сроки.

4. Свести к  минимуму материальные запасы.

5. Устранить  необоснованные затраты [16].

Необоснованные  расходы представляют собой непроизводительные ресурсы; их устранение может освободить ресурсы и расширить производство. В философии JIT необоснованные расходы  включают:

  • перепроизводство;
  • время ожидания;
  • ненужные перевозки;
  • хранение материальных запасов;
  • брак и отходы;
  • неэффективные методы работы;
  • дефекты изделий.

Наличие подобных необоснованных расходов говорит о  возможности усовершенствования или  список необоснованных расходов определяет потенциальные цели непрерывного усовершенствования.

Точносрочные» системы имеют ряд важных преимуществ, которые привлекают внимание компаний с традиционным подходом к производству Основными преимуществами являются:

1. Пониженный  уровень материальных запасов  в процессе производства (незавершенного  производства), закупок и готовых  изделий.

2. Меньшие  требования к размерам производственных  площадей.

3. Повышение  качества изделий, уменьшение  брака и переделок.

4. Сокращение  сроков производства.

5. Большая  гибкость при изменении ассортимента  изделий.

6. Более плавный поток производства с очень редкими сбоями, причинами которых являлись бы проблемы качества, короче сроки подготовки к производственному процессу; рабочие с многопрофильной квалификацией, которые могут помочь или заменить друг друга.

7. Повышенный  уровень производительности и  использования оборудования.

8. Участие  рабочих в решении проблем.

9. Необходимость  хороших отношений с поставщиками.

10. Меньше  необходимости в непроизводственных  работах, например, складировании  и перемещении материалов [8].

 

1.3.2 ABC-XYZ анализ

К современным  методам управления качеством закупочной логистики относятся:

  • АВС-анализ;
  • XYZ-анализ;
  • ABC-XYZ-анализ.

Метод АВС  – анализ является действенным средством  классификации ресурсов по ряду параметров (стоимости, объёму, массе и др.), значимость которых определяется поставленной целью анализа и спецификой предпринимательской  деятельности фирмы.

Обычно в  процессе проведения АВС – анализа  сопоставляют количественно-стоимостные  характеристики ресурсов.

Рисунок 6 – Этапы проведения ABC-анализа

 

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Ресурсы этой группы - основные в бизнесе фирмы.

Категория В составлена из тех видов ресурсов, которые в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного).

Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных ресурсов, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля [7].

Метод XYZ -анализа  позволяет произвести классификацию  тех же ресурсов предприятия в  зависимости от характера их потребления  и точности прогнозирования изменений  в их потребности.

Рисунок 7 – Этапы проведения XYZ-анализа

 

Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая [7].

В таблице 4 представлена матрица АВС-XYZ групп запасов товарно-материальных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Матрица АВС-XYZ групп запасов товарно-материальных ценностей

Группы ресурсов

Метод закупок

Взаимоотношения с поставщиками

Учет и контроль

AX

Расчет оптимального размера заказа,

использование системы «точно в срок»

Не более двух источников поставки по каждому ресурсу с долгосрочным контрактом, график доставки составляет покупатель, полное устранение потерь при доставке

Скрупулезный расчет норм расхода  и учет отклонений, ежедневный учет и контроль наличия ресурсов, контроль качества осуществляет поставщик

AY

Расчет оптимального размера заказа, использование системы снабжения по запросам

Незначительное количество поставщиков, выявление тенденции изменения потребности

Ежедневный учет и контроль, расчет «омертвленного» в запасах капитала, совершенствование планирования потребности и нормирование расхода

AZ

Расчет резервного запаса, использование системы планирования потребности в материалах

Несколько источников поставки по каждому  ресурсу, наличие у поставщиков

резервных мощностей 

Организация надежного хранения, размещение с учетом удобства получения со склада, постоянный учет и контроль


 

1.3.3 Методы оценки поставщиков

1. Метод рейтинговых  оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем.

Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при  выборе поставщика будет поставлен  критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым  большим.

 

 

 

Таблица 5 – Метод рейтинговых оценок

Критерий  выбора

Удельный  вес критерия

Оценка  значения критерия по 10- бальной шкале

Произведение  удельного веса критерия на оценку.

1. Надежность  поставки

0,30

7

2,1

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество  товара

0,15

8

1,2

4. Условия  платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность  внеплановых поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое  состояние поставщика

0,05

4

0,2

ИТОГО:

1

 

6,3


 

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10 – бальной  системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного  поставщика.

Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков  по основным критериям, то процедуру  повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что  при обращении к потенциальным  поставщикам трудно, а иногда практически  невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов [5].

2. Метод оценки  затрат. Этот метод иногда называют  затратно–коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен  с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость»  выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует  большого объема информации и анализа  большого объема информации по каждому  поставщику.

В качестве примера, можно привести перечень логистических  издержек, связанных с закупкой конкретного  товара:

  • маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
  • издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);
  • издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;
  • затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);
  • затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;
  • транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;
  • затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать  и контролировать [3].

3. Метод доминирующих  характеристик. Метод состоит  в сосредоточении на одном  выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее  низкой ценой, наилучшим качеством,  графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора [34].

4. Метод категорий  предпочтения. В этом случае оценка  поставщика, в том числе и выбор  способа его оценки, зависит от  информации, стекающейся из многих  подразделений фирмы. Инженерные  службы дают свою оценку способности  поставщика производить высокотехнологическую  продукцию и могут компетентно  судить о ее качестве. Диспетчерская  докладывает о сроках доставки  закупаемых материальных ресурсов.

Производственные  отделы - о простоте и удобстве пользования  материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает  наличие обширной и разнообразной  информации из множества источников, которая позволяет рассматривать  каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой–то фактор является ключевым, например, простота использования продукции  в производственном процессе.

Информация о работе Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)