Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Экономические потребности еще определяют как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Различают первичные, жизненно важные потребности (пища, одежда, жилище) и вторичные (досуг).
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках. Она включает 5 уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Содержание

1. Предмет экономической теории
1.1. Экономические потребности и ресурсы
1.2. Экономический выбор: альтернативные издержки, производственные возможности
1.3. Экономические агенты и экономический кругооборот
Задачи и упражнения
Литература
2. Экономические системы
Задачи и упражнения
Литература
3. Очерк истории экономических учений
Задачи и упражнения
Литература
4. Метод экономической теории
Задачи и упражнения
Литература
5. Рыночное равновесие
5.1. Спрос и факторы его определяющие
5.2. Предложение и факторы его определяющие
5.3. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки
5.4. Выигрыш потребителя и производителя
Задачи и упражнения
Литература
6. Эластичность спроса и предложения
6.1. Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие
6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса
6.3. Эластичность предложения
Задачи и упражнения
Литература
7. Теория поведения потребителя
8. Производство и экономические издержки

Вложенные файлы: 1 файл

Теория раздел 1.doc

— 2.27 Мб (Скачать файл)

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний урожайности и других стихийных, непредсказуемых явлений, типичных для сельскохозяйственного производства. Другим упрощением является предпосылка об отсутствии запасов и резервов и их возможной реализации в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка.

Равновесие в паутинообразной  модели зависит от соотношения углов  наклона кривой спроса и кривой предложения  в области, близкой к точке  равновесия. Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче  кривой спроса D (cм. рис. 5.6.а). Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения толкает цены вниз, и в результате возникает избыток спроса, который поднимает цены вверх. Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке Е. Колебания носят затухающий характер.

Рис. 5.6.. Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной  модели, а также равновесный цикл колебаний

Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предложения S (см. рис. 5.6.в). В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесие не наступает. Более того, рынок данного товара просто исчезает.

Возможен, наконец, и такой вариант (см. рис. 5.6.б), когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны. Такие случаи встречались на практике. Например, в Германии наблюдался т.н. "свиной цикл". Однако подобная цикличность приносит дополнительные издержки производителям, и они со временем становятся более предусмотрительными. Поэтому и такой вариант в развитой рыночной экономике встречается не часто. Типичным является рынок с устойчивым равновесным состоянием, вокруг которого происходят небольшие колебания. Внешние шоки могут изменить спрос или предложение, и тогда рынок переходит к другому равновесному сочетанию цены и количества.

Рис. 5.7. Участки устойчивого (1) и неустойчивого (2) равновесия спроса и предложения

График на рис. 5.7. наглядно иллюстрирует разницу между развитой рыночной экономикой, для которой характерно устойчивое равновесие благодаря сравнительно низким издержкам производства (нижняя кривая предложения), и экономикой, только переходящей к рыночному механизму регулирования. В этом случае издержки намного выше и после освобождения цен возможно просто прекращение производства блага из-за того, что потенциально возможное равновесие оказывается неустойчивым и не достигается под действием "невидимой руки".

 

5.4. Выигрыш  потребителя и производителя

 

Левая зона на графике "крест Маршалла" состоит из двух частей, расположенных  выше и ниже равновесного уровня цены. (См. рис. 5.8.) Площадь верхней части называется "излишком потребителя (или потребителей)". Она представляет собой разность между суммой денег, которые покупатели были готовы заплатить за определенные объемы благ, приобретая их по ценам спроса, и теми расходами, которые они несут, приобретая благо по равновесной цене, поскольку на рынке совершенной конкуренции отсутствует ценовая дискриминация и цена является единой для всех агентов.

Рис. 5.8. Графическая модель "Крест Маршалла"

Площадь нижней части зоны реальных экономических процессов называется "излишком производителя (или производителей)". Она представляет собой разность между теми доходами, которые реально получили продавцы опять-таки благодаря отсутствию ценовой дискриминации, и теми доходами, которые были для них вполне достаточны для покрытия всех издержек, явных и неявных при реализации меньших объемов блага. Этот вид излишка составляет вполне наблюдаемую величину и является источником выплаты фирмами всех видов налогов. Площадь под "излишком производителя" представляет собой совокупные издержки на производство равновесного объема блага.

Излишек производителя (продавца, собственника блага) когда в качестве блага  выступает фактор производства, называется экономической рентой. Экономическая рента представляет собой разницу между реальной платой за пользование фактором производства и той минимальной ценой, которую необходимо уплатить, чтобы побудить собственника этого блага передать его в пользование.

Задачи и упражнения

 

Для каждого из приведенных  здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

  1. Спрос.
  2. Величина спроса.
  3. Закон спроса.
  4. Детерминанты спроса.
  5. Низшие товары.
  6. Нормальные товары.
  7. Товары-субституты.
  8. Товары-комплементы.

 

Определения

А. Товары, которые потребляются совместно; при этом один без другого, как правило, не может быть пригоден для потребления.

Б. Желание и способность покупателей  приобретать товары.

В. Факторы, вызывающие изменение спроса и сдвиг кривой спроса.

Г. Товары, которые могут быть использованы вместо других товаров с аналогичными свойствами.

Д. Товары, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей.

Е.  Количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести при  данном уровне цены.

Ж.  Товары, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей.

З. Закон, в соответствии с которым  величина спроса на товар находится  в обратной зависимости от цены этого  товара.

 

Выберите единственно правильный вариант ответа

 

1. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к:

а)  увеличению равновесной  цены и увеличению равновесного количества;

б)  уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества;                              

в) увеличению равновесной цены и  неопределенному эффекту в отношении  равновесного количества;

г)  уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.

 

2. При данной величине спроса технический прогресс в производстве продукта X повлечет  за собой:

а)  увеличение равновесной цены на продукт X и увеличение равновесного количества;

б)  увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества;

в)  уменьшение равновесной цены и уменьшение равновёсного количества;

г) уменьшение равновесной цены и  увеличение равновесного количества.

 

3. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло:

а) увеличение предложения;

б)  сокращение спроса;         

в)  увеличение величины предложения;

г) уменьшение величины предложения,

 

4.  Существует обратная зависимость между:

а) количеством осадков в месяц и продажей зонтов;

6) величиной дохода потребителя  и его спросом на товары  низшей категории;

в) ценой картины и степенью известности  художника, ее написавшего;

 г) ни один ответ не подходит.

 

5. С ростом доходов потребителя крутая спроса на ржаной хлеб будет:

а) смещаться вправо и вверх;

б) смещаться влево к вниз;

в)   смещаться влево и вверх;                     

г)   смещаться вправо и вниз.

 

6. В ситуации равновесия на  рынке риса:

а) не все покупатели, желавшие приобрести рис по рыночной цене, сумели сделать покупки;

б)  не весь рис, предложенный для  продажи по рыночной цене, покупается потребителями, готовыми заплатить  эту цену;

в)  некоторые продавцы не могут  найти покупателей на свой рис, продаваемый  по рыночной цене,

 г) остается непроданным рис,  который предлагается по цене выше рыночной.

 

7.  При директивном установлении на рынке минимальной цены (не ниже которой производители компьютеров могут их предлагать на рынке) на уровне ниже цены равновесия

количество проданных товаров:    

а.) уменьшится;

б) увеличится;

в) не изменится;

г)  может как увеличиться, так и уменьшиться.

 

8 Пусть известно, что потребление шоколада в стране Лимонии на душу населения упало, а цена выросла (удвоилась). Это можно объяснить   тем, что в это время:

а) предложение какао-бобов снизилось;

б) спрос на какао-бобы вырос;

в) одновременно выросли спрос на какао-бобы и их предложения;

г) кривая предложения какао-бобов  является вертикальной линией.

 

9. Если некая отрасль высокоприбыльная, то, вероятно, вскоре на рынке появятся новые фирмы. Это будет отражено   на графике:     

а) сдвигом кривой спроса вправо;

б)  сдвигом кривой предложения  вправо;

в) сдвигом кривой спроса влево;

г)  сдвигом кривой предложения  влево.

Решите задачи

 

1. Функция рыночного спроса имеет  вид:

Qd = 3 - р

где р - рыночная цена.

Функция предложения:

Qs = 2р.

Определите, чему равна равновесная  рыночная цена:

 

2. Функция спроса на товар  имеет вид: Qd = 700 – Р; функция  предложения: Qs = 2Р – 200.

 Определить равновесную цену  и равновесное количество  товара.

Ответить на вопросы, исходя из первоначальных функций:

а) Государственными органами установлена  фиксированная цена в размере 200 рублей. Определить величину предложения, количество продаж и величину нехватки (дефицита).

б) Вводится дотация производителю в размере 150 рублей на единицу проданного товара. Определить равновесную цену и равновесное количество товара.

в) Вводится налог с продаж в  размере 150 рублей на единицу товара. Найти новые равновесные величины.

Литература

  1. Брю С., Макконнелл К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.1. – М.: Республика. 1992. Глава 4.

 

  1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. глава. 3, п.п.3.1., 3.2., 3.3.
  2. Нордхауз В., Самуэльсон П. Экономика: Пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1997. глава 3.

6. Эластичность спроса  и предложения

6.1. Эластичность спроса  по цене и факторы ее определяющие

 

Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент или, в математической форме:

.

Если присмотреться к формуле  эластичности спроса по цене, то можно  заметить, что числитель представляет собой предельное изменение общего дохода – TR=P·Q – за счет изменения  количества реализуемого блага – dQ·P, а знаменатель – предельное изменение дохода за счет изменения его цены dP·Q. Если спрос по цене эластичный – (|ЕрD |>1), то |dQ·P| > |dP·Q|. Это значит, что, например, снижение цены, в конечном счете, ведет к росту совокупной выручки за счет того, что снижение выручки от понижения цены более чем компенсируется повышением дохода от увеличения объема продаж. И наоборот, рост цены в этом случае приведет к снижению совокупной выручки. Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет значение для фирм, способных своим поведением влиять на цены, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.).

Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются:

  • наличие заменителей: чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос на данный товар;
  • удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса);
  • размер дохода;
  • степень необходимости товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из них неэластичен);
  • размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

Кроме того, не надо забывать, что эластичность зависит и то того, на каком участка кривой спроса находится текущая конъюнктура. По жизни следовало бы ожидать, что при более низких ценах спрос должен быть более эластичным, поскольку товар покупают и те, для кого товар не является предметом первой необходимости. Как это ни странно, для типичной модельной кривой – то есть прямой – эластичным является верхний левый участок. Причем, чем выше цена и меньше величина спроса, тем выше показатель эластичности.

Среди функций с отрицательной  эластичностью особенно широко экономистами применяется линейная функция спроса(см. рис. 6.1. – верхняя часть). Для нее показатель эластичности зависит только от положения точки на прямой, поскольку величина производной постоянна. При этом его значение равно –1 точно на середине отрезка между осями координат, а в целом меняется от 0 до - .

Рис. 6.1. Эластичность на разных участках отрезка кривой спроса

При восприятии формулы показателя эластичности неспециалисты обращают внимание, прежде всего, на первый сомножитель и часто делают вывод, что чем он больше, чем круче кривая, тем выше эластичность. На самом деле второй сомножитель так же важен и приведенный здесь график линейной функции с постоянной величиной производной это подтверждает. Только в точке пересечения кривых соотношение показателей эластичности зависит только от модулей величин производных, поскольку второй сомножитель у разных функций здесь одинаковый.

На этом же рисунке в средней  части приведен график объемов сделок TR=PQ (от английского специального термина Total Revenue французского происхождения) при всех возможных значениях аргумента – цены, который представляет собой параболу с опускающимися ветвями и вершиной точно посередине функции, связывающей цены и объемы, а в нижней части – "кривая" предельного дохода (или предельного расхода, смотря с чьей стороны смотреть – продавцов или покупателей), обозначаемого MR=dTR/dQ (от английского Marginal Revenue). Она начинается в той же точке, где основная "кривая" пересекает ось цен, и доходит до оси объемов благ точно посередине. Именно в этой точке общий объем финансового потока максимален.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения