Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Экономические потребности еще определяют как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Различают первичные, жизненно важные потребности (пища, одежда, жилище) и вторичные (досуг).
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках. Она включает 5 уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Содержание

1. Предмет экономической теории
1.1. Экономические потребности и ресурсы
1.2. Экономический выбор: альтернативные издержки, производственные возможности
1.3. Экономические агенты и экономический кругооборот
Задачи и упражнения
Литература
2. Экономические системы
Задачи и упражнения
Литература
3. Очерк истории экономических учений
Задачи и упражнения
Литература
4. Метод экономической теории
Задачи и упражнения
Литература
5. Рыночное равновесие
5.1. Спрос и факторы его определяющие
5.2. Предложение и факторы его определяющие
5.3. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки
5.4. Выигрыш потребителя и производителя
Задачи и упражнения
Литература
6. Эластичность спроса и предложения
6.1. Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие
6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса
6.3. Эластичность предложения
Задачи и упражнения
Литература
7. Теория поведения потребителя
8. Производство и экономические издержки

Вложенные файлы: 1 файл

Теория раздел 1.doc

— 2.27 Мб (Скачать файл)

3. Линия, выпуклая к началу координат, т. к. предельная норма замещения одного товара другим (MRS) уменьшается при движении вдоль кривой.

4. Наклон кривой безразличия равен и имеет отрицательный знак. Поэтому

Если кривые безразличия  характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов, требующих одинаковых затрат на их приобретение (рис. 3.5). Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров. При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение, параллельное первоначальному. Изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.

 

Рис. 3.5. Бюджетная линия:

Н — доход не весь истрачен; W — недоступная комбинация товаров А и В

 

Задание 3.2. Предположим, что ваша стипендия 40 руб. в неделю и вы расходуете ее на мороженое и концерты. Цена мороженого 4 руб., цена билета на концерт 10 руб. Нарисуйте ваше бюджетное ограничение. Если вы все деньги тратите только на мороженое, сколько порций вы можете купить? А если ваша стипендия составит только 20 руб. в неделю? Покажите эффект повышения цен на билеты до 20 руб.


Точка касания бюджетной линией самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя. В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей. МRS в данной точке равна обратному соотношению цен товаров (рис. 3.6).


 

Рис. 3.6. Правило потребительского выбора  
в ординалистской концепции

 

В точке С находится оптимальный для потребителя набор.

Условие максимизации полезности:

Заметим, что условие  максимизации полезности, выведенное из анализа кривой безразличия и полученное в ординалистской концепции, совпадает.

Задание 3.3. В положении равновесия Дима потребляет 2 кг помидоров по цене 30 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 50 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены помидоров грушами?


3.4. Кривые безразличия и их  применение в анализе потребительского  выбора

Спрос — многогранное понятие. Введенный выше аналитический аппарат позволяет дать дополнительные характеристики спроса, построить кривую спроса для любого товара, выявить эффект дохода и эффект замещения.


[экономическая  теория, теория потребительского  поведения, спрос]

Для построения кривой спроса сначала строится линии «цена  — потребление».

Линия «цена — потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Кривая «цена —  потребление» и построение кривой спроса

Эффект дохода и эффект замещения

Необходимо  учитывать два отдельных эффекта, влияющих на величину потребительского спроса. Эффект дохода возникает вследствие того, что при снижении цены потребитель может проявить возросший спрос при прежней величине дохода.

Эффект  замещения указывает на то, что потребитель замещает подешевевшим товаром другие продукты (рис. 3.8).

 

Рис. 3.8. Эффект дохода и эффект замещения

 

Задание 3.4. Функция полезности потребителя U = 2XY, где Х — количество покупаемых им видеокассет; Y — количество покупаемых аудиокассет. Его еженедельные расходы на приобретение этих двух товаров составляют 100 руб. Цена видеокассеты — 50 руб., цена аудиокассеты —10 руб. Сколько видео- и аудиокассет покупает потребитель еженедельно? Как изменится спрос на эти товары, если цена видеокассет возрастет до 70 руб.? Определите эффект замены и эффект дохода.


Выводы:

В основе потребительских  предпочтений лежит субъективная оценка полезности.

Правило потребительского выбора в кардиналистской концепции: предельные полезности приобретаемых товаров (А и В) в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

В ординалистской концепции  полезность имеет только порядковую измеримость — один набор благ предпочтительнее другого. Эти предпочтения демонстрируются картой кривых безразличия. В соединении с линией бюджетного ограничения карта дает представление об оптимуме потребителя. Он находится в точке касания самой высокой кривой и бюджетного ограничения.

Условие максимизации полезности, выведенное из анализа кривой безразличия  и полученное в кардиналистской  концепции, совпадает.

Аналитический аппарат теории портребительского  поведения позволяет дать дополнительные характеристики спроса, построить кривую спроса для любого товара, выявить эффект дохода и эффект замещения.


[экономическая  теория, хрестоматия, тема 3]

 

 

  1. Тема: Теория потребительского выбора

Глава 1:Неоклассическая теория полезности и равновесие потребителя.

№1. ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ И ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГ.

Потребность – желаемое состояние, которое потребитель достигает с помощью определенных благ.

Благо – предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства. Для блага очень важно свойство отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами. Существуют также неэкономические блага.

Существуют различные способы классификации потребностей и благ.

Один из них – пирамида Маслоу. Классификации учитывают такие объективные свойства благ, как дополняемость и замещаемость, очередность в удовлетворении потребностей, насыщение и замещение одного блага другим, комплексность (потребление благ происходит в виде приобретения потребителем определенных ассортиментных наборов).

 

Комплексность классификаций

Члены различных социальных групп имеют свои приоритеты, т.е. наборы благ, что ценность каждого блага зависит от того в каком наборе оно находится. Таким образом, ценность блага не определяется заранее, она определяется положением потребителя в социальной группе.


 

Существуют два основных подхода  к изучению потребительского поведения:

  • Эмпирический (статистический) способ.
  • Теоретико-экономический способ.

В эмпирическом способе изучаются процессы реального потребления, закупок товаров различного вида по группам населения. Ведется статистика потребительских расходов, появляются обобщения об образцах потребительского поведения по странам, по отдельным регионам, по группам населения с различными доходами. Существуют даже закономерности, например, закон Рейли (он исследовал, как население покупает товары в двух соседних больших магазинах. Формула похожа на закон всемирного тяготения). Однако статистика исследует не вкусы потребителей, а реально совершенные закупки. Поэтому мы не можем анализировать все возможные варианты потребительского поведения. Тем не менее, в рамках статистического подхода определен ряд понятий, которые затем были использованы в экономической теории, например, потребительская корзина. Для цели социальной политики важно следить и отвечать на вопросы: на сколько доступным населению по ассортименту и цене является набор основных благ? Насколько точно ИПЦ отражает стоимость набора этих благ? Какой процент населения может приобрести данный набор? В РФ существует несколько методик по расчету потребительской корзины. Например, официальная методика, методика журнала «Коммерсантъ».

Понятие потребительской корзины  иногда используют в расширенном  плане, включая в него показатели: доступность и качество услуг  медицины, образования, наличие и  развитость общественного транспорта и т.д. – таким же образом появляется понятие «уровень жизни».

В теоретико-экономическом способе в экономической теории мы должны рассмотреть не только возможности потребления, которые реализовались. Нам следует рассмотреть всю область потребительского выбора, т.е. возможности, которые не были реализованы, также должны быть приняты во внимание. Следовательно, надо использовать метод моделирования. Основным понятием, которым руководствуется потребитель при приобретении блага, является его полезность. Но дело в том, что каждый потребитель полезность оценивает субъективно. Поэтому теория поведения потребителя имеет, в качестве главной особенности, дело с субъективными оценками.

Закономерности поведения  потребителя – достаточно тонкая материя, но они существуют. И мы будем рассматривать те закономерности, которые охватывают большее количество людей – примерно 90%. С некоторыми неточностями придется смириться. В дальнейшем мы будем придерживаться теоретико-экономического подхода, в рамках которого мы должны сделать некоторые предположения в отношении модели поведения идеального потребителя:

  • Полная информированность.
  • Полная рациональность.
  • Последовательность в осуществлении выбора (транзитивность).
  • Предпочтение текущего потребления будущему.

№2. ПРОСТРАНСТВО ТОВАРОВ.

Положение каждого потребителя  с точки зрения наличия у него товаров, мы можем выразить с помощью потребительской корзины. В каждый данный момент времени потребителю доступно конечное число товаров, причем потребление некоторых из них должно быть не на нулевом уровне.

 – индекс товаров.

 – индекс потребителя.

 – количество товаров вида  j в системе (запас блага j в системе).

 – количество товара вида j, находящегося в распоряжении потребителя под номером k.

 – условие частной собственности  (нет ничейных товаров).

 – векторная величина; набор  потребительских товаров у потребителя  k.

Некоторые значения могут быть равны 0 (нет товаров).

 

N=3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получаем аналог N-мерного пространства, его положительную часть.

Любой точке этого пространства соответствует некий товарный набор. Все возможные товарные наборы, взятые вместе, образуют это пространство – пространство благ. Наша задача: для отдельно взятого потребителя научиться определять полезность каждого набора благ. В идеале, хорошо было бы иметь некоторую функцию, где вместо аргументов было бы количество благ. Подставляя в нее реальные значения, мы получили бы индекс полезности, с помощью которого могли бы сравнить любые наборы благ. Для большинства утверждений мы можем рассматривать товарное пространство на плоскости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q1min, Q2min – минимально необходимый набор благ.

B>>A; D>>B; D>>A; C>>A; D>>C; B ? С – основная проблема.

№3. ПРОБЛЕМА СОИЗМЕРЕНИЯ БЛАГ.

Существует два подхода к  решению проблемы определения полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Кардиналистский подход исторически первый, логически более простой. Идея австрийской школы. Предположили, что потреблению каждого блага можно приписать определенное число. Суммируя это число по разным благам можно получить общий показатель полезности. Есть некоторая единица – ютиль (utile). Чем больше uti-ей, тем полезнее благо. Человек всегда может все сравнить.

Если количество всех благ фиксировано, а потребление одного отдельно взятого  блага увеличивается, то каждая следующая единица этого блага приносит все меньшую полезность. Этот принцип получил название «убывающая предельная полезность».

Допустим, потребляется два блага. Первое благо в количестве А, второе – в количестве В. Может ли потребитель  увеличить совокупную полезность, если откажется от потребления части  блага А в пользу В или наоборот.

Решая эту задачу, вывели условие равновесия потребителя: потребитель будет получать максимальную полезность в том случае, если предельные полезности по каждому благу равны, т.е. последняя единица блага А принесла столько же полезности, сколько последняя единица блага В. При потреблении многих благ, каждая последняя единица любого блага должна принести одинаковую полезность. Если это не так, то надо отказаться от менее эффективного блага ради более эффективного. Относительные цены двух товаров, ceteris paribus, пропорциональны отношению предельных полезностей данных товаров.

Недостатком кардиналистской версии является невыясненность вопроса о  природе измерителя полезности.

Возможен другой подход, ординалистский: представители кембриджской школы обратили внимание, что ценность одного и того же блага зависит не только от его количества, но также от ассортиментного набора, в котором это благо находится (одно и то же количество хлеба может иметь весьма различную ценность в зависимости от того, в каком наборе оно находится). Эта идея привела к тому, что понятие полезность лучше применять не к отдельному благу, а к определенному потребительскому набору. Причем одну и ту же степень полезности могут иметь различные потребительские наборы.

От потребителя требуется только умение сравнить два набора благ и выбрать, который из них предпочтительней, причем неважно, на сколько. По отношению к любому заданному набору потребитель может разделить все возможные потребительские наборы на 3 части:

Информация о работе Эластичность спроса и предложения