Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является:
1. Раскрыть понятие эластичности спроса;
2. Раскрыть понятие эластичности предложения;
3. Показать, как показатели эластичности применяют в практической деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Эластичность спроса 6
1. 1. Измерение эластичности спроса 10
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 13
1.3. Перекрестная эластичность спроса 15
1.4. Эластичность спроса по доходу 17
2. Эластичность предложения 20
3. Использование показателей эластичности в практической деятельности 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Ананьина Микроэкономика.docx

— 233.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Микроэкономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Эластичность спроса 6

1. 1.   Измерение эластичности спроса 10

1.2.   Факторы, влияющие на эластичность спроса 13

1.3.   Перекрестная эластичность спроса 15

1.4.   Эластичность спроса по доходу 17

2.  Эластичность предложения 20

3.  Использование показателей эластичности в практической деятельности 23

Заключение 29

Список использованной литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционирования здоровой экономики.

Экономическая наука призвана определять, как максимально  эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных  для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание  накопляемой.

Но у  экономики есть принципиальное отличие  от точных и естественных наук: она  имеет дело не с отдельным человеком  на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию  традиций, национального менталитета  и политических институтов.

Наука формируется  примерно также, как растет дерево или  строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали  теорию, называемую микроэкономикой. В  качестве исходного пункта для анализа здесь берется хозяйство предпринимателя и фермера. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.

Рынок —  косвенное, опосредованная взаимосвязь  между производителями и потребителями  продукции в форме купли-продажи  товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это  единственная система отношений  купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок —  основа рыночной экономики.

Рынок —  это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят  международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем  спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или  вовсе не знают друг друга.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных  понятия: спрос, предложение и их эластичность.

Спрос и  предложение — взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Целью данной контрольной работы является:

  1. Раскрыть понятие эластичности спроса;
  2. Раскрыть понятие эластичности предложения;
  3. Показать, как показатели эластичности применяют в практической деятельности.

 

1. Эластичность спроса

 

 

Мера реакции  одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов  изменится одна переменная экономическая  величина при изменении другой на один процент. Примером может служить  эластичность спроса по цене, или ценовая  эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар  при изменении его цены на один процент1.

Если  обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

                                                            (1)

где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.

Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет  равен:

 

,               

 

Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в  данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой  меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о  единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а  снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Рис. 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

Рис. 1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

 

Существует два  крайних случая. Первый случай —  существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться  покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному  увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно  эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно  изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

 Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

Другой крайний  случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

  — спрос эластичен;

  — спрос неэластичен;

       — спрос с единичной эластичностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 1.   Измерение эластичности  спроса

 

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

 

                                                        (2)

 

Из этой формулы  видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения  приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным  для разных точек на этой кривой.

Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует  использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после  него?

Пример 1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной  цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов  булочная сможет продать. Зависимость  цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных  интервалах, выбранных нами для анализа.

 

Таблица 1

 Расчет  коэффициента ценовой 

эластичности  спроса

Количество проданных батонов, шт.

Цена, руб.

Выручка, руб.

Коэффициент

эластичности

500

3,5

1750

1000

3,0

3000

4,3

1500

2,5

3750

2,2

2000

2,0

4000

1,3

2500

1,5

3750

0,8


 

Как измерить изменение величины спроса? Возьмем  второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают  сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения  процентного изменения каждой рассматриваемой  величины используется средняя точка  выбранного интервала. В нашем примере  это (1000+1500):2= 1250 батонов.

Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов  составит 500:1250=0,4 (или 40%).

В общем  виде формула для определения  процентного изменения величины спроса  ∆Q  будет выглядеть:

 

                                                (3)

где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

 

Аналогично  для определения процентного  изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:

                                                (4)

где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

 

Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены:

 

                              (5)

 

Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных  ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в  четвертом интервале — неэластичен.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения