Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Экономические потребности еще определяют как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Различают первичные, жизненно важные потребности (пища, одежда, жилище) и вторичные (досуг).
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках. Она включает 5 уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Содержание

1. Предмет экономической теории
1.1. Экономические потребности и ресурсы
1.2. Экономический выбор: альтернативные издержки, производственные возможности
1.3. Экономические агенты и экономический кругооборот
Задачи и упражнения
Литература
2. Экономические системы
Задачи и упражнения
Литература
3. Очерк истории экономических учений
Задачи и упражнения
Литература
4. Метод экономической теории
Задачи и упражнения
Литература
5. Рыночное равновесие
5.1. Спрос и факторы его определяющие
5.2. Предложение и факторы его определяющие
5.3. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки
5.4. Выигрыш потребителя и производителя
Задачи и упражнения
Литература
6. Эластичность спроса и предложения
6.1. Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие
6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса
6.3. Эластичность предложения
Задачи и упражнения
Литература
7. Теория поведения потребителя
8. Производство и экономические издержки

Вложенные файлы: 1 файл

Теория раздел 1.doc

— 2.27 Мб (Скачать файл)

Рис. 5.2. Горизонтальное суммирование индивидуального спроса на частные  блага

На рис. 5.2. представлено суммирование спроса двух индивидов. Это суммирование называют горизонтальным, поскольку одному значению цены, которую экономисты изображают на вертикальной оси координат, соответствует множество значений индивидуального спроса на частное благо, изображаемого на горизонтальной оси. Для сравнения отметим, что спрос на чистое общественное благо суммируется "по вертикали". Его анализом мы здесь, в этом учебнике, заниматься не будем.

Характерный излом суммарного спроса позволяет предположить, что кривая рыночного спроса в общем виде выпукла вниз, имеет положительное условие второго порядка. Однако для теоретических выкладок это свойство кривой совокупного спроса не потребуется и кривая спроса, как правило, будет изображаться прямой линией. Кроме цены на спрос влияют и другие факторы. Их результатом являются сдвиг кривой. Сдвиг кривой спроса вправо/вверх означает рост спроса, то есть готовность купить по той же цене большее количество блага или, что то же самое, прежнее количество купить по более высокой цене (см. рис. 5.3.а).

Рис. 5.3.. Сдвиги: а) кривой спроса и б) кривой предложения

Функция спроса – функция, отражающая зависимость спроса на благо от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный период. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса(cм. рис. 5.1.).

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы, называемые неценовыми, хотя среди них встречаются и  цены: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение  вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен благ-заменителей и дополняющих благ, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов, среди которых цена является непосредственно аргументом функции, когда графическую проекцию функции мы даем в осях "цена – количество". В этом случае остальные величины входят в состав ее параметров:

где QD – спрос, Р – цена, I – средний доход покупателя, Psub – цена на товары-заменители, Рcom – цена на дополняющие товары, N – количество покупателей, … – прочие факторы. Знаки под параметрами указывают условия первого порядка, а вместе с ними и направление сдвига кривой: положительной – вправо, отрицательной – влево.

Изменения параметров способствуют сдвигам  кривой спроса (cм. рис. 5.3а). Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) может приводить к повышению спроса, то есть сдвигу кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров, которые называются нормальными благами за исключением "низкокачественных товаров", которые называются малоценными благами. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары нормального и повышенного качества, точнее, предметы роскоши спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1. Товар называется благом повышенного качества, если спрос на него при повышении дохода растет быстрее, чем доход.

Рост цен на товар, который является заменителем данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, снижение цен на нефть цен может переключить на нее часть спроса на газ, вследствие чего цена газа также начнет снижаться. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует положительная связь.

Наоборот, повышение цен на благо, дополняющее данное благо, сокращает  спрос на данное благо. Например, рост цен на бензин приведет к уменьшению продаж автомобилей с его высоким удельным потреблением. Таким образом, если два товара взаимодополняющие (комплементарные), то между ценой на один из них и спросом на другой существует отрицательная связь.

Важным фактором, влияющим на общий  спрос, является число покупателей. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средние размеры семей, долю лиц пенсионного возраста и т. д.

На изменение спроса влияют и  вкусы потребителей, однако, их влияние  порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги. Движение вдоль  кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 5.1). Сдвиг кривой спроса отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 5.3а).

 

5.2. Предложение  и факторы его определяющие

 

Если представить ситуацию на рынке  какого-нибудь товара со стороны продавцов, то интуиция и здравый смысл подскажут, что между ценой товара и количеством  предлагаемого к продаже товара также существует определенная связь, но противоположная по сравнению со спросом: чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Положительная зависимость между ценой и величиной предложения называется законом предложения. Сказанное выше о применимости термина закон для связи между ценой и спросом полностью относится и к этой ситуации. Определенность количества для предложения еще меньше, чем для спроса. Если купленное (=проданное) хотя бы частично регистрируется, то предлагаемое к продаже – крайне редко. Связь цены блага и его предложения – еще более предположительная, чем для цены и спроса на него. Более того, на практике встречаются ситуации, когда действует прямо противоположная зависимость: большее количество может предлагаться по более низкой цене. Для спроса такие нарушения закона пока не фиксировались.

В общем виде , где Qs – величина предложения.

Зависимость количества предлагаемых благ от уровня цены может быть изображена графически. Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага при прочих неизменных условиях готовы продать производители по разным ценам в данный период времени

Рис. 5.4.. Зависимость величины предложения  от цены

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует связь уровня цен и объема предложения блага Х в определенный период времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Усиливающаяся кривизна кривой отражает снижение эффективности производства благ по мере увеличения объема и формально отражается в положительности условия второго порядка. Когда это условие можно при анализе игнорировать, экономисты и кривую предложения предпочитают изображать как прямую.

Кривая предложения, обозначаемая символом S, делит первый квадрант на две области. Точки выше ее характеризуют такие соотношения цены и количества, при которых косвенная конкуренция продавцов будет давить на рыночную ситуацию. Если на рынке неизменно количество блага, то конкуренция продавцов будет вести к понижению цены до тех пор, пока не останутся только те, кто готов продать по цене, находящейся на кривой предложения. Если почему- либо цена не изменяется, хотя бы недолго, то конкуренция продавцов будет вести к усиленному предложению ими товара по этой цене. Граница этой активности – все та же кривая предложения. Таким образом, кривая предложения – это граница, разделяющая зону конкуренции производителей и те сочетания цены и количества блага, которые никогда не могут реализоваться на практике. Можно сказать, что кривая предложения представляет собой геометрическое место точек, соответствующих минимальным значениям цены, по которой множество продавцов готово предложить каждый объем благ на протяжении стандартного периода времени.

Отметим также, что предложение  частных благ тоже суммируется по горизонтали.

Функция предложения – функция, отражающая зависимость предложения блага от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный период времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (cм. рис.5.4.). В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:

где Рr  – цены ресурсов, К – характер применяемой технологии, Т – налоги и субсидии, N – количество продавцов, … – прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы  производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (cм. рис. 5.3.б).

Напомним, что под затратами  в микроэкономике понимаются денежные оценки, причем такие оценки, которые  отражают ценность данных факторов производства при их наилучшем альтернативном использовании. Поэтому функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Сдвиг кривой предложения вправо/вниз означает рост предложения, то есть готовность продать по той же цене большее  количество блага или, что то же самое, прежнее количество предложить по более  низкой цене (см. рис. 5.3.б) Хотя обычно говорят о сдвигах кривых спроса и предложения по горизонтали, что соответствует подходу к функциональной зависимости "от вертикали", в дальнейшем мы увидим, что бывает уместно говорить и о сдвигах кривых спроса и предложения по вертикали. Например, так бывает при анализе влияния налогов и субсидий, внешних эффектов.

 Можно заметить, что только  при горизонтальной трактовке  сдвига его направление для  спроса и предложения совпадает.  При вертикальной трактовке оно  взаимно противоположно.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис.5.4.). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (см. рис. 5.3.б).

 

5.3. Равновесие  спроса и предложения. Дефицит  и излишки

 

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения.

До сих пор мы рассматривали  математические модели спроса и предложения  порознь и на разных осях. Теперь мы несколько приблизимся к реальности и рассмотрим эти модели совместно. Алгебраически это выражается в том, что мы примем во внимание тот факт, что при отсутствии посредников цена продавца совпадает с ценой покупателя и отсутствии внешних агентов, то есть при рассмотрении закрытой экономики проданный объем блага совпадает с купленным. Иначе говоря, на идеальном рынке совершенной конкуренции, который мы сейчас моделируем, есть только одна цена и один объем реализованного блага. Поэтому два приведенных выше уравнения – отдельно для спроса и для предложения – можно рассматривать вместе, как систему из двух уравнений:

.

Ее решением является пара значений (Pe, Qe), где Pe=PS=PD – равновесный уровень цены, а Qe=QS=QD – равновесный объем блага. Точка равновесия обозначается e – от латинского Equilibrium.

Графически это выражается совмещением  на одном графике изображений кривых спроса и предложения, представленных на рис. 5.5.. Эту модель экономисты называют "крест Маршалла" в честь ее автора, предложившего ее в конце XIX века.

 

Рис. 5.5. Крест Маршалла. Графическая  интерпретация "правила короткого плеча"

На рисунке хорошо видны четыре разных зоны. Реальные события могут  происходить только в одной из них – левой, где между собой и с представителями противоположной стороны конкурируют и покупатели, и продавцы. Избыток, дефицит, "правило короткого плеча"

Рассмотрим теперь основные виды неравновесных  рыночных ситуаций.

Часть левой зоны "креста Маршалла", расположенная выше равновесного уровня цены, называется рынком покупателей (или  покупателя), поскольку объем реализации благ на рынке определяется стороной спроса (в рамках модели – кривой спроса). В этом случае разность между реальной реализацией и объемом, который предлагают продавцы, называется избыточным предложением.

Часть, расположенная ниже равновесного уровня цены называется рынком продавцов (или продавца), поскольку объем реализации благ на рынке определяется стороной предложения (в рамках модели – кривой предложения). В этом случае разность между реальной реализацией и объемом, который хотели бы приобрести покупатели, называется дефицитом.

Часто говорят, что на рынке действует "правило короткого плеча". Это значит, что если цена отличается от равновесной, то объем рыночной активности – общей количество реализованных благ – представляет собой минимум из двух величин – потенциально возможного спроса по этой цене и максимально возможного предложения:

.

На рис. 5.5. дана графическая версия "правила короткого плеча" и  показаны избыточное предложение и рыночный дефицит.

В верхней части графической  модели "крест Маршалла" могли бы конкурировать между собой продавцы, но там не присутствует сторона покупателей. В нижней части, наоборот, могли бы конкурировать покупатели, но здесь нет предмета конкуренции – реально предложенного товара. Наконец, правая часть представляет собой совершенно пустую зону. Поведение рыночных агентов никогда не приводит в нее, если только не вмешается государство.

Устойчивость равновесия, паутинообразная  модель. До сих пор мы рассматривали ситуации, когда производители могли довольно быстро отреагировать на изменения ценовой конъюнктуры изменением предложения блага. Так бывает не всегда, особенно в условиях только формирующихся рыночных отношений в обществе, когда время реакции зависит не только от технологических ограничений, но и от скорости распространения и понимания ценовой информации. Паутинообразная модель отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем: Qst= S(Pt-1), где Qst – объем предложения в период времени t, Pt-1 – фактическая цена экономического блага в период времени, предшествующий периоду t.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения