Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Экономические потребности еще определяют как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Различают первичные, жизненно важные потребности (пища, одежда, жилище) и вторичные (досуг).
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках. Она включает 5 уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Содержание

1. Предмет экономической теории
1.1. Экономические потребности и ресурсы
1.2. Экономический выбор: альтернативные издержки, производственные возможности
1.3. Экономические агенты и экономический кругооборот
Задачи и упражнения
Литература
2. Экономические системы
Задачи и упражнения
Литература
3. Очерк истории экономических учений
Задачи и упражнения
Литература
4. Метод экономической теории
Задачи и упражнения
Литература
5. Рыночное равновесие
5.1. Спрос и факторы его определяющие
5.2. Предложение и факторы его определяющие
5.3. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки
5.4. Выигрыш потребителя и производителя
Задачи и упражнения
Литература
6. Эластичность спроса и предложения
6.1. Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие
6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса
6.3. Эластичность предложения
Задачи и упражнения
Литература
7. Теория поведения потребителя
8. Производство и экономические издержки

Вложенные файлы: 1 файл

Теория раздел 1.doc

— 2.27 Мб (Скачать файл)

Предполагается, что у каждого  человека свои собственные предпочтения. Поэтому одному и тому же набору благ на картах безразличия соответствуют  разные предельные нормы замещения. Тем не менее, она одинакова для  всех, кто делает выбор в одних  и тех же рыночных условий, потому что она "по построению" совпадает с углом наклона касательной – линией бюджетного ограничения, наклон которой, в свою очередь, задан соотношением цен. Разница предпочтений выразится в том, что для разных людей с одинаковым доходом точка выбора будет лежать выше или ниже на линии бюджетного ограничения.

С ростом дохода бюджетное ограничение  сдвигается последовательно в положение B1, B2, B3,. , Bn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями K1, K2, K3, K4,. , Kn показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом дохода (рис. V-1). Эта кривая, названная Дж. Хиксом "доход – потребление", в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

Рис. V- 1. Кривая уровня жизни ("доход – потребление").

Если кривая "доход – потребление" – луч, выходящий из начала координат  под углом 450, это значит, что с ростом дохода наш потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления блага Y и постепенное увеличение потребления блага X.

Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление  вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821 – 1896).

Кривые Энгеля в современной  интерпретации представлены на рис. V-13. Отложим на оси абсцисс доход потребителя I, а на оси ординат – количество оплачиваемых им продуктов Q. Раньше всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

Рис. V- 2. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

Если часть дохода выдается "в натуре", причем не такой, которую можно продавать, то кривая дохода становится ломаной и принимает вид, представленный на рис. V-3. Здесь же показано, что в этом случае может произойти нарушения правила равенства предельных норм замещения в точке рационального выбора. Это сокращает возможности потребителя самостоятельно заботиться о повышении своего благосостояния за счет повышения качества выбора. На рисунке видно, что если бы доход был получен в денежной форме, не исключено, что агенту удалось бы достигнуть более высокого уровня благосостояния, соответствующего кривой безразличия, которая касается условной линии бюджетного ограничения, а не пересекает ее. Массовое применение таких выплат не только снижает эффективность отношений обмена, но и мешает установлению стабильных рыночных цен. Всегда может найтись агент, находящийся в "угловой точке" и готовый со скидкой уступить свои права на не самое нужное ему благо. Известно из реального исторического опыта, что в обществах с развитой карточной системой обычно появляется вторичный рынок самих карточек: одни карточки обмениваются на другие. Понятно, что альтернативные издержки такого обмена гораздо выше, чем обычной купли – продажи.

Рис. V- 3. "Ломаное бюджетное ограничение"

Тем не менее, даже в высоко развитых странах практика натуральных доходов  не прекращена полностью. Например, безработным  и другим маргинальным слоям правительство  часто предпочитает выдавать блага  в натуральной или близкой  к натуральной форме, поскольку нет уверенности в том, что трансферты в денежной форме будут использованы по прямому назначению. Похожие соображения лежат в основе обязательного бесплатного медицинского страхования, права на получение бесплатного образования.

Анализ изменения цены. Эффект замещения, эффект дохода

Рассматривая кривую "доход –  потребление", мы исходили из постоянства  цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной величины – доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например, блага X. Допустим, что цена блага X снижается, т.е. РX1 > РX2 > РX3 > РX4 и т.д. Например, 1 единица блага X стоила 100 руб. , а теперь она стоит 50 руб. Это значит, что за 100 руб. покупатель может купить 2 единицы блага X.

Графически это выглядит как поворот бюджетного ограничения из положения NM1 в положение NM2 (рис. V-4).

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NM3, NM4 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую "цена – потребление". На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса (см. рис. V-4б). В этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х (РX), а на оси абсцисс – количество блага Х. При анализе кривой "доход – потребление" мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена – потребление" – влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо Х вызвано изменением относительной цены, а в какой – реального дохода.

 

Рис. V- 4. Кривая "цена – потребление" (а) и вывод кривой спроса (б).

Понять, что такое эффект дохода при изменение реальной цены, можно и без математики. Если цена на товар выросла при неизменной уровне цен на другие товары, то я уже не могу на свой прежний доход купить прежний набор благ. Значит, фактически мой доход уменьшился, хотя номинально он не изменился. Точно также можно "на пальцах" показать, что с уменьшением цены все мы становимся немного богаче. "Было время – и цены снижались" – эти слова из песни напоминают старшему поколению послевоенные времена, когда ежегодно, обычно в конце первого квартала, правительство объявляло о снижении цен на те или иные товары потребительского назначения. Тогда всем было понятно, что на кошельках это сказывалось положительно. Люди это помнят.

Правда, при этом многие из них забывают, что в те же годы широко практиковался  принудительный государственный заем, аналог современных государственных обязательств. Государство тогда брало взаймы без отдачи. Точнее, в какой-то момент правительство объявило о замораживании своих обязательств перед гражданами на двадцать лет и только в 80-е годы расплатилось по ним в номинальном выражении, без учета инфляции, которая существовала и при плановом хозяйстве, особенно на последнем этапе его существования.

Допустим, цена блага X снижается с  РX1 до РX2, а цена на благо Y остается неизменной. В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход при неизменном денежном доходе индивида и осуществляется относительная замена одного блага (X) другим благом (Y).

Определим, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано уменьшением  цены, а в какой – связано с ростом реального дохода. Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки E0 в точку E1 (рис. V-5).

Рис. V- 5. Эффект дохода для нормальных благ (при понижении цены РХ).

Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести бюджетное ограничение N1G2, параллельное бюджетному ограничению NG1, так, чтобы оно касалось первоначальной кривой безразличия I. Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия I через Е2. Величина проекции отрезка кривой безразличия Е0Е2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения (субституции). Оставшееся увеличение спроса на благо Х – R2R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения складываются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

Разграничение эффекта дохода и  эффекта замещения имеет важно для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

Таблица 1

Эффект дохода и эффект замещения при снижении цены РХ

Малоценные блага. Парадокс Гиффена (повышающаяся кривая спроса)

В главе IV мы уже рассматривали в общем виде классификацию благ на предметы роскоши, обычные и малоценные и связывали это с эластичностью по доходу. Теперь мы можем кое-что уточнить. Эффект замещения всегда имеет одно направление: если относительная цена блага растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его потребление. Именно он вносит основной вклад в понижающийся наклон кривой спроса. Эффект дохода может иметь разные направления при изменении цены.

Если его направление совпадает  с направлением эффекта замещения, то такие товары называются нормальными. Предметы роскоши представляют собой частный случай таких благ наряду с обычными.

Если его направление не совпадает с направлением эффекта замещения, противоположно ему, то такие товары называются малоценными благами. Теоретически при этом возможна ситуация, когда эффект дохода перекрывает эффект замещения. Это значит, что кривая спроса имеет положительный наклон вопреки "закону спроса" и здравому смыслу (позитивная кривая спроса). Такие теоретически возможные товары называются благами Гиффена (Giffen goods). Этот парадокс теории в действительности никогда не наблюдался, хотя английский экономист Гиффен в прошлом веке был уверен, что обнаружил их существование.

Рис. V- 6. Эффект дохода для товаров Гиффена

От благ Гиффена следует отличать товары, спрос на которые растет, когда начинают повышаться цены на них. Здесь мы имеем дело с динамической ситуацией, когда спрос на хранимое благо индуцируется ожиданием дальнейшего роста цены, а не статическое однократное повышение цены.

 

Тема 3. Теория потребительского поведения

 

3.1. Потребительские предпочтения. Закон убывающей предельной полезности.

3.2. Правило потребительского выбора в кардиналистской концепции.

3.3. Ординалистская концепция потребительского выбора: кривые безразличия и линия бюджетных ограничений.

3.4. Кривые безразличия и их применение в анализе потребительского выбора.

 

3.1. Потребительские предпочтения.  
Закон убывающей предельной полезности

Потребительское поведение  определяется рядом факторов (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Факторы потребительского выбора

 

Потребительские предпочтения — это симпатии и антипатии потребителей в отношении товаров. В их основе лежит субъективная оценка полезности (рис. 3.2)


[экономическая  теория, теория потребительского  поведения]

Рис. 3.2. Совокупная и предельная полезность

 

По мере роста запаса блага полезность каждой дополнительной единицы снижается.

В этом заключается закон  убывающей предельной полезности (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Закон убывающей  предельной полезности

 

Потребительское поведение рассматривается с позиции кардиналистской и ординалистской концепций.

3.2. Правило потребительского  выбора  
в кардиналистской концепции


Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять предельную полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения.

Под предельной полезностью понимается прирост общей полезности товара при увеличении объема его потребления на одну единицу.


По мере того как количество потребляемого  товара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается (рис. 3.3).


В этом заключается закон убывающей предельной полезности, лежащий в основе закона спроса.

Потребитель располагает  свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров (А и В) в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.


Правило потребительского выбора в кардиналистской концепции:

Задание 3.1. Предельная полезность масла для француза составляет MUx = 40 – 5х, где х — количество потребляемого масла, предельная полезность хлеба составляет MUу = 20 – 3у, где у — количество хлеба, которое потребляет француз. Цена 1 кг масла равна 5 франкам, цена хлеба — 1 франк. Общий доход потребителя составляет 20 франков в неделю. Какое количество хлеба и масла потребляет француз?


3.3. Ординалистская концепция потребительского  
выбора: кривые безразличия и линия бюджетных  
ограничений

Подход с позиций  ординалистской концепции потребительского выбора предполагает использование кривых безразличия и бюджетной линии. Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся не на количественном измерении полезности, а на способности покупателей точно сказать, предпочитают ли они набор товаров А другому набору товаров В либо наоборот или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.

Кривая безразличия графически изображает наборы продуктов, обладающих одинаковой полезностью (рис. 3.4). Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая кривая безразличия отображает относительно большую полезность.


Кривые безразличия имеют нисходящий характер и демонстрируют уменьшающиеся предельные нормы замещения (МRS).

 

 

Рис. 3.4. Кривая безразличия

 

 

Кривая  безразличия — это:

1. Линия равного удовлетворения потребностей;

2. Линия, имеющая нисходящий характер, т. к. количество одного товара уменьшается, другого — увеличивается.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения