Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Экономические потребности еще определяют как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Различают первичные, жизненно важные потребности (пища, одежда, жилище) и вторичные (досуг).
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках. Она включает 5 уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Содержание

1. Предмет экономической теории
1.1. Экономические потребности и ресурсы
1.2. Экономический выбор: альтернативные издержки, производственные возможности
1.3. Экономические агенты и экономический кругооборот
Задачи и упражнения
Литература
2. Экономические системы
Задачи и упражнения
Литература
3. Очерк истории экономических учений
Задачи и упражнения
Литература
4. Метод экономической теории
Задачи и упражнения
Литература
5. Рыночное равновесие
5.1. Спрос и факторы его определяющие
5.2. Предложение и факторы его определяющие
5.3. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки
5.4. Выигрыш потребителя и производителя
Задачи и упражнения
Литература
6. Эластичность спроса и предложения
6.1. Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие
6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса
6.3. Эластичность предложения
Задачи и упражнения
Литература
7. Теория поведения потребителя
8. Производство и экономические издержки

Вложенные файлы: 1 файл

Теория раздел 1.doc

— 2.27 Мб (Скачать файл)

Как уже отмечалось выше, функциональная зависимость по определению считается  эластичной, если модуль показателя эластичности больше единицы и не эластичной, если модуль показателя эластичности меньше единицы. Если этот показатель равен нулю, то зависимость считается совершенно не эластичной, а если он равен бесконечности, то зависимость считается совершенно эластичной. Графики этих крайних случаев для связей цен и объемов благ приведены на рис.6.2.

Рис. 6.2. Графики совершенно неэластичной и совершенной эластичной зависимости (на примере зависимости количества от цены)

В прикладных работах часто применяется понятие дуговой эластичности, то есть об изменениях по формуле, аналогичной основному показателю эластичности, но не в точке, а между довольно отдаленными точками на кривой. В этом случае возникает проблема – в какой из двух точек "привязывать" расчет. Проблема эта решается тем, что берутся средние арифметические значения аргумента и функции. Причем, поскольку операция усреднения производится и в числителе, и в знаменателе, то коэффициент 2 сокращается и для определения показателя дуговой эластичности берется просто соотношение разностей и сумм значений аргумента и функции:

 

6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса

 

Если мы в исходной функции спроса в качестве аргумента станем рассматривать  доход – индивидуальных покупателей или всех их сразу, – то получим показатель эластичности спроса относительно дохода:

 

EI<0

Малоценное благо

0<EI<1

Нормальное благо

Предмет роскоши


Рис. 6.3. Математическая классификация благ разной ценности

Если мы в исходной функции спроса в качестве аргумента станем рассматривать  цены других благ, а цену блага включим в число параметров, считающихся неизменными, то получим показатель перекрестной эластичности. Эластичность спроса на одно благо в зависимости от изменения цены на другое благо называется перекрестной эластичностью:

Если этот показатель больше нуля, то мы имеем дело с взаимозаменяемыми  благами, если меньше – то с взаимодополняющими. Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда , перед нами совершенные заменители) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

 

6.4. Эластичность  предложения

 

Эластичность предложения  по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент или, в математической форме:

.

Поскольку знак производной здесь  положителен, сравнение числителя  и знаменателя не имеет такого содержательного смысла, как в случае спроса. В то же время, для кривой предложения гораздо проще оценить степень эластичности без всяких измерений. Если касательная пересекает ось цен, то предложение эластичное, если оно пересекает ось количеств благ, то оно неэластичное. Если проходит через начало координат, то показатель эластичности равен единице (Рис.6.4.).

Рис. 6.4. Значение эластичности предложения на разных участках кривой S

Кроме того, в моделировании предложения  особенно велика роль крайних случаев, представленных на рис. 6.5. Абсолютно  неэластично предложение благ, для  которых на рынок выставляется не поток произведенного в течение рассматриваемого периода, а его запас. Например, это относится к земле как фактору производства. Другой пример – скоропортящиеся продукты, не подлежащие хранению до следующего цикла купли-продажи. Это относится, в частности, к дарам природы, предлагаемым на рынке их собирателями.

 Рис. 6.5. Сравнительный статический анализ рыночного равновесия

 

Абсолютно эластичное предложение  – это вариант, когда рассматриваемый  период достаточно велик для того, чтобы по цене, которая устраивает и покупателей, и продавцов, было предложено столько благ, сколько диктуется спросом. В этом случае сторона предложения диктует цену, а сторона спроса – объем рынка. Подробный анализ того, как это происходит, будет дан во второй части. Однако в любом случае требуется совместное рассмотрение спроса и предложения.

Совместное рассмотрение спроса и  предложения предполагает применение математического аппарата, именуемого системы уравнений.

Задачи и упражнения

 

Для каждого из приведенных  здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Эластичность.

2. Эластичность спроса по цене.

3. Эластичный спрос.

4. Неэластичный спрос.

5. Спрос с единичной эластичностью.

6. Абсолютно (совершенно) эластичный  спрос.

7. Абсолютно (совершенно) неэластичный спрос.

8. Коэффициент эластичности спроса  по цене.

9. Выручка от продажи товара (доход).

 

Определения

А. Числовой показатель, отражающий степень  изменения величины спроса на товары и услуги в ответ на изменение  цены, может быть больше, меньше или  равен единице.

Б. Спрос, при котором степень  изменения цены данного товара больше, чем степень изменения величины спроса на этот товар. При этом выручка  от продажи товара возрастает, если его цена повышается.

В. Степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой, когда первая переменная находится в функциональной зависимости от второй.

Г. Цена проданных товаров или  услуг, умноженная на их количество.

Д. Спрос, при котором степень  изменения величины спроса на товар  равна степени изменения его  цены, так что выручка от продажи этого товара не изменяется при повышении или снижении его цены.

Е. Процент изменения величины спроса на товары или услуги, приходящийся на один процент изменения их рыночной цены.

Ж. Спрос, при котором его величина изменяется до плюс бесконечности при самом незначительном снижении цены или падает до нуля при самом незначительном со повышении.

3. Спрос на товар или услугу, который изменяется и большей степени, чем степень изменения цены данного товара или услуги. При этом выручка от продажи товара на рынке возрастает, если цена на него снижается.

И. Спрос, величина которого совершенно не изменяется с изменением цены данного  товара или услуги.

 

Выберите единственно правильный вариант ответа

 

1.  Если бы эластичность спроса  по цене на утюги была бы нулевой, это означало   бы, что:

а)  по существующим ценам можно  продать любое количество утюгов;

б)  данное количество утюгов может  быть продано по сколь угодно высоким  ценам;

в)  покупатели, готовы купить любой  объем данного блага по любой цене;

г)  покупатели не согласятся ,ни на какие изменения в объеме продаж и ценах утюгов.

 

2. Из ниже перечисленного выберите  фактор, не влияющий на ценовую  эластичность спроса на товар  X:

а) доля расходов на товар X в доходах потребителей;

6) наличие или отсутствие субститутов;

в) вкусы потребителей;

г) технология производства товара X.

 

3. Определите, какое из нижеследующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар;

а)  покупатели расходуют на его  покупку значительную долга своего дохода;

б) данный товар является для потребителей товарам первой необходимости;                                         

в) процентное изменение объема спроса меньше, чем процентное изменение  цены;

г) имеется большое число товаров-заменителей.  

 

4. Ценовая эластичность вертикальной кривой спроса:

а) равна 0;

б)  бесконечно велика;

в) равна 1;

г) равна 0,1.

 

5. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар X по цене товара Y имеет отрицательное значение (Е < 0). Это означает, что:

а) X и Y являются товарами-субститутами;

б)  X и Y являются взаимодополняющими товарами;

в) X и Y являются независимыми товарами;

г)  спрос на товар X неэластичен по цене.

 

Решите задачи:

 

1.При цене (Р) 10 тыс. руб. за  единицу величина спроса на  товар равна нулю. При величине спроса (Q) 10 ед. ценовая эластичность спроса на товар равна -1.

Укажите, как выглядит функция спроса при условии, что функция спроса,—  линейна.

 

2. Аналитики-экономисты предполагают, что с изменением цены эластичность спроса на товар будет меняться так:

Цена                    200      230        250         260        270        280

Эластичность     0,7       0,8         0,9           1,0        1,3         1,8

Рассчитайте, какую цену они рекомендуют  установить, чтобы максимизировать  выручку:

 

 

7. Теория поведения  потребителя

Глава V. Рыночная экономика: поведение потребителей

В обобщенном виде поведение потребителей представляется функцией спроса, которая читателю уже известна по материалам гл.IV. Теперь нам предстоит выяснить, как формируется индивидуальная кривая спроса, как при этом взаимодействуют цены и доход. В частности, нам предстоит разобраться в непростом вопросе: что такое эффект дохода при изменении цены. Разбираться в этом мы будем с применением математического аппарата, введенного в гл. IV. Полученные результаты мы сразу же используем для анализа поведения домохозяйств – как "стандартных", отражающих в основном реалии индустриально развитого общества, так и более приближенные к нашим реалиям, а также анализа межвременного выбора.

§ 1. Общая модель поведения потребителя

Основные постулаты теории поведения  потребителя

От кардиналистской к ординалистской теории  На первом этапе освоения математических методов анализа поведения экономических агентов экономисты видели в потребителе точную копию производителя1. По полной аналогии с производителем считалось, что потребитель способен каждой дополнительной единице блага, поступающей в его пользование, "вменить" количественный прирост некоей субъективной полезности.

Такая линия рассуждений называлась "кардиналистской теорией" поведения потребителя. Однако никаких эмпирически наблюдаемых феноменов, позволяющих поверять существование такой полезности или чего-то в этом роде, кардиналистская теория не предусматривала. Поэтому с точки зрения критерия проверяемости фактами (верификации и фальсификации высказываемых суждений) эта теория не была научной. Экономистам – теоретикам, как честным людям, пришлось отказаться от этой теории в пользу другой, более полно соответствующей критериям научности. Теперь уже экономическая теория не настаивает на существовании "кардиналистской полезности", во всяком случае, при абстрагировании от вероятностных событий.

Вместо этого предполагается, что  рациональный потребитель способен упорядочивать наборы благ (по-английски порядок – order – отсюда название – ординалистская теория поведения потребителя), то есть сделать выбор одного из наборов благ в предложенной ему на выбор паре или сказать, что он не может предпочесть один набор другому, что ему безразлично, какой из них потреблять. Такие суждения и соответствующие им реальные выборы – вещь вполне наблюдаемая.

Теория потребительского выбора изучает  поведение идеального потребителя  и основывается на следующих основных предположениях:

1. Множественность вариантов потребления. Каждый потребитель может потреблять любое сочетание благ, любой их набор и сравнивать любые пары наборов.

2. Не насыщаемость. Из двух наборов, различающихся количеством только одного блага, потребитель всегда предпочтет тот набор, в котором этого блага больше.

3. Транзитивность. Если А, В и С являются наборами благ и потребитель в выборе между А и В предпочитает В, а между В и С – С, то он также предпочтет С в выборе между А и С.

4. Убывающая норма замещения. На множестве наборов, которые потребитель не предпочитает друг другу, выполняется следующее условие: чем больше в наборе одного блага, тем от меньшего количества другого блага он должен отказаться при увеличении потребления первого блага.

Именно эти содержательные предположения  лежат в основе графической модели возможности выбора, описанной в гл. IV. В аналитической форме им соответствует функция полезности, возрастающая при положительных изменениях аргументов и определенная с точностью до монотонного преобразования. Предположение кардиналистской теории об убывающей предельной полезности здесь в соответствии с принципом "бритвы Оккама" отброшено как излишнее. Оно, конечно, может выполняться, но может и не выполняться. Экономистов – теоретиков это уже не интересует.

Кроме того, предполагается независимость предпочтений потребителя от изменений цен и дохода, а также их постоянство во времени. Эти предположения необходимы как "прочие равные", на фоне которых и появляется возможность анализировать влияние на поведение потребителя изменений рыночных цен и номинального дохода. Сами эти изменения предполагаются постоянными, то есть каждый раз потребитель исходит из того, что в течение рассматриваемого периода цены и доход, имевшиеся на начало периода, не изменятся до его конца. Напомним также, что в основной модели возможности выбора потребителя отсутствует возможность создавать запас какого-либо блага.

Анализ изменения дохода

Исходный пункт анализа –  положение равновесия при фиксированном  доходе. Увеличение номинального денежного дохода означает сдвиг бюджетной прямой вправо вверх, а при его уменьшении – влево вниз. Последний эффект наблюдается также при пропорциональном росте цен, что бывает при инфляции. Поэтому можно сказать, что здесь мы изучаем реакцию потребителя на изменение реального денежного дохода.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения