Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:34, курс лекций
Основные понятия и законы экономической теории. Экономические аспекты издержек, капитала и прибыли предприятия. Спрос и предложение труда. Земельная рента и её экономические формы.
МС – предельные издержки
TR – валовой
доход
В точке Е2 возникает ситуация экономического равновесия при несовершенной конкуренции (чистой монополии). В точке Е2 при цене 2 – фирма получает нормальную прибыль.
Сверхприбыль в этой ситуации предполагает, что монополист решает проблему «а стоит ли вообще производить?»
А) Р>AC
Б) P<AC
Минимизация убытков обеспечивается при двух подходах:
Убытки монополиста минимизируются в случае функционирования, деятельности предприятия при (AC-P)*Q1.
Закрытие
предприятия предполагает возникновение
равенства FC=(AC-AVC)*Q1
Антимонопольная политика государства.
1Административно-правового характера:
-запрет монополии в данной отрасли
-разъединение
монополии на ряд
-роспуск, расформирование
существующих
2Административно-
-преследование
торговцев за рост цен,
-преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товара, выпуск контрафакта
-запрет неэкономического
воздействия на рыночных
3Экономические меры:
-использование налоговой политики
-максимизация
производства товаров-
-ускорение научного прогресса
-осуществление
структурных преобразований в
экономике
Монополистическая
конкуренция – сочетание
Монополистическая
конкуренция – вид
Основные черты монополистической конкуренции:
-большое количество участников рынка
-производство дифференцируемой продукции
-высокая эластичность спроса по цене
-стабильное получение нормальной прибыли в долгосрочном периоде
-.невысокие барьеры
вхождения в отрасль
Проблема максимизации
прибыли, минимизации убытков
Особенности монополистической конкуренции:
-конкурируют монополисты
-графики P и MR имеют нисходящий характер
-спрос динамичен в силу высокой эластичности спроса по цене
-экономическая прибыль (сверхприбыль) достаточно низка и краткосрочна
-нормальная прибыль весьма стабильна
Особенности монополистической конкуренции в краткосрочном и долговременном периодах:
А) В условиях краткосрочного периода параметры максимизации прибыли такие же как и в условиях чистой монополии.
Б) В условиях
долговременного периода LMR=LMC изменение
Р определяется изменением спроса. Цена
должна быть равна долгосрочным средним
издержкам P=LAС, при этом условии обеспечивается
равновесное состояние прибыли, безубыточность
фирмы. Сверхприбыль возникает при условии
P>LAC
Определить ситуации равновесия фирмы, которая определяется средними издержками (а), параметры фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции (б), в условиях чистой монополии (в).
Ситуация сверхприбыли,
определяемая динамикой средних
издержек в условиях рынка совершенной
конкуренции и в условиях чистой
монополии.
Конъюнктура рынка – определенное соотношение спроса и предложения. Она определяется для товаропроизводителя и для покупателя (+, -).
Цена – денежное выражение стоимости товара.
P<LAC
Долгосрочное равновесие. В отрасль входят все новые и новые фирмы, конкуренция ужесточается (возрастают АС – средние издержки).
6Наряду с
ценовой конкуренцией
Неценовая конкуренция – ведется экономическими методами: лишение конкурентов источников сырья, методов сбыта, скупка патентов, изобретений, ноу-хау, развитие рекламной деятельности, позиционирование товара.
Внеэкономические методы: технический шпионаж, лоббизм, коррупция.
Технологическая
конкуренция. Политические методы: протекция
низкой политики (защита национальных
предприятий и
Олигополия (с лат. Власть немногих). Черты олигополии:
1На рынке
господствуют несколько
2Высокий уровень контроля над ценой.
3Значительные барьеры для входа в отрасль.
4Осуществляется
преимущественно неценовая
5Высокий уровень взаимозависимости фирм олигополистов.
Степень олигополистической власти над рынком, над ценой определяется индексом Герфендаля (концентрация монополистической власти над рынком):
H=S2+S2(2)+S2(n)
50% 25% 15% 10%
Н=2500+625+225+100=3450
Типы олигополии:
1Господство
нескольких одноотраслевых
2Несколько производителей товаров производят и продают дифференцированный продукт.
Модели олигополистического поведения:
1Олигополия
доминирования, т.е. крупная
2Тайная олигополия (тайный сговор, картельное соглашение).
3Лидерство в ценах – повышение, снижение цен.
4Неценовая конкуренция.
5Модель А. Курно – дуополия (власть двоих):
-производство однородного товара
-известен объем
производства фирмы-конкурента
В точке Е возникает точка равновесия (точка равновесия Августина Курно)
Кривая реакции каждой фирмы указывает на объем производства данной фирмы при предполагаемом объеме производства её конкурента.
В точке равновесия Курно каждый дуополист устанавливает такой объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства его конкурента.
Билатеральные агенты рынка – их действия предполагают одновременно и взаимодействие и противоборство (двусторонние).
А)Билатеральная монополия – взаимодействие и противоборство единого поставщика и объединенного потребителя (тандем) Газпром – потребители газа, Раоржд – пассажиры.
Б)Билатеральная
олигополия – взаимодействие и борьба
нескольких продавцов и нескольких групп
покупателей и потребителей: Ваз, Газ,
Камаз – гражданские автолюбители, предприятия,
организации.
Противоборство
в условиях билатеральной олигополии
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Виды цен:
1Оптовая (оптовая цена предприятия и оптовая цена промышленности).
2Розничная
3Тарифы на
работы и услуги
Структура цен:
1Оптовая цена предприятия включает в себя себестоимость + среднюю прибыль.
2Оптовая цена
промышленности включает в
3Розничная цена
= оптовая цена промышленности + издержки
обращения + прибыль торговых
организаций + налоги + трансакционные
издержки (издержки, сопутствующие
развитию бизнеса – затраты
на заключение договоров и
т.д.).
Функции цен:
1Учетная – учитываются затраты.
2Распределительная
3Социальная – определяет уровень жизни населения в стране.
4Стимулирующая
5Контролирующая
функция – через цены мы
контролируем наши затрат.
#1
Объем производства = 10000/д
Цена = 25
Общие издержки
= 170000
TR=250000
TC=170000
П=TR-TC=80000
П=(P-AC)*Q=(25-17)*10000=80000
AC=TC/Q = 170000/10000=17
#2
Определите индекс Лернера для монополиста, при объеме выпуска=1000
Предельные издержки=100
Цена=120
L=(P-MC)/P = 0.167
#3
Что произойдет с прибылью монополиста, если:
А) Функция спроса расположена так, что МR пройдет через точку пересечения ас и мс.
Б) Если функция спроса пройдет ниже пересечения ас и мс.
В каком
случае индекс Лернера будет
выше?
1Максимизация прибыли MR=MC MR=MC
2Минимизация убытков P>LAC P>LAC
3Закрытие предприятия
FC=(AC-AVC)*Q1 FC=(AC-AVC)*Q
Бухгалтерская прибыль – разница между выручкой и внешними издержками.
Экономическая
прибыль – разница между