Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:34, курс лекций

Краткое описание

Основные понятия и законы экономической теории. Экономические аспекты издержек, капитала и прибыли предприятия. Спрос и предложение труда. Земельная рента и её экономические формы.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика1.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

МС – предельные издержки

TR – валовой доход 

В точке Е2 возникает  ситуация экономического равновесия при  несовершенной конкуренции (чистой монополии). В точке Е2 при цене 2 – фирма получает нормальную прибыль.

Сверхприбыль  в этой ситуации предполагает, что  монополист решает проблему «а стоит ли вообще производить?»

А) Р>AC

Б) P<AC

Минимизация убытков  обеспечивается при двух подходах:

    1. P>AVC
    2. P<AVC – цена и доходы не покрывают средние переменные издержки.

      Убытки монополиста  минимизируются в случае функционирования, деятельности предприятия при (AC-P)*Q1.

      Закрытие  предприятия предполагает возникновение  равенства FC=(AC-AVC)*Q1  

Антимонопольная политика государства.

1Административно-правового  характера: 

-запрет монополии  в данной отрасли

-разъединение  монополии на ряд самостоятельных производств

-роспуск, расформирование  существующих монополистических  объединений 

2Административно-экономическое  воздействие на монополии:

-преследование  торговцев за рост цен, необусловленный  ростом затрат, издержек производства

-преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товара, выпуск контрафакта

-запрет неэкономического  воздействия на рыночных агентов  путем тайного сговора, коррупции,  лоббизма

3Экономические  меры:

-использование  налоговой политики

-максимизация  производства товаров-заменителей

-ускорение научного  прогресса

-осуществление  структурных преобразований в  экономике 

Монополистическая конкуренция – сочетание монополии  и совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция – вид несовершенной  конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт.

Основные черты  монополистической конкуренции:

-большое количество  участников рынка

-производство  дифференцируемой продукции

-высокая эластичность  спроса по цене

-стабильное  получение нормальной прибыли в долгосрочном периоде

-.невысокие барьеры  вхождения в отрасль 

Проблема максимизации прибыли, минимизации убытков совершается  как при рынке совершенной  конкуренции.

Особенности монополистической  конкуренции:

-конкурируют  монополисты

-графики P и MR имеют нисходящий характер

-спрос динамичен  в силу высокой эластичности  спроса по цене

-экономическая  прибыль (сверхприбыль) достаточно  низка и краткосрочна

-нормальная  прибыль весьма стабильна

Особенности монополистической  конкуренции в краткосрочном и долговременном периодах:

А) В условиях краткосрочного периода параметры  максимизации прибыли такие же как  и в условиях чистой монополии.

Б) В условиях долговременного периода  LMR=LMC изменение Р определяется изменением спроса. Цена должна быть равна долгосрочным средним издержкам P=LAС, при этом условии обеспечивается равновесное состояние прибыли, безубыточность фирмы. Сверхприбыль возникает при условии P>LAC 

Определить ситуации равновесия фирмы, которая определяется средними издержками (а), параметры фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции (б), в условиях чистой монополии (в).

Ситуация сверхприбыли, определяемая динамикой средних  издержек в условиях рынка совершенной  конкуренции и в условиях чистой монополии. 

Конъюнктура рынка  – определенное соотношение спроса и предложения. Она определяется для товаропроизводителя и для покупателя (+, -).

 

Цена – денежное выражение стоимости товара.

P<LAC

Долгосрочное  равновесие. В отрасль входят все  новые и новые фирмы, конкуренция  ужесточается (возрастают АС – средние издержки).

6Наряду с  ценовой конкуренцией осуществляется  неценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция  – ведется экономическими методами: лишение конкурентов источников сырья, методов сбыта, скупка патентов, изобретений, ноу-хау, развитие рекламной деятельности, позиционирование товара.

Внеэкономические  методы: технический шпионаж, лоббизм, коррупция.

Технологическая конкуренция. Политические методы: протекция  низкой политики (защита национальных предприятий и предпринимателей, государственный патернализм.

Олигополия (с  лат. Власть немногих). Черты олигополии:

1На рынке  господствуют несколько предприятий.

2Высокий уровень  контроля над ценой.

3Значительные  барьеры для входа в отрасль.

4Осуществляется  преимущественно неценовая конкуренция.

5Высокий уровень взаимозависимости фирм олигополистов.

Степень олигополистической власти над рынком, над ценой определяется индексом Герфендаля (концентрация монополистической власти над рынком):

H=S2+S2(2)+S2(n)

50%  25%  15%  10%

Н=2500+625+225+100=3450

Типы олигополии:

1Господство  нескольких одноотраслевых фирм  в экономике (Боинг, Газпром,  Роснефть).

2Несколько производителей  товаров производят и продают  дифференцированный продукт.

Модели олигополистического  поведения:

1Олигополия  доминирования, т.е. крупная фирма контролирует производство и реализацию 60-80% продукции, а 20-30% отдаются сателлитам.

2Тайная олигополия (тайный сговор, картельное соглашение).

3Лидерство в  ценах – повышение, снижение  цен.

4Неценовая конкуренция.

5Модель А.  Курно – дуополия (власть двоих):

-производство  однородного товара

-известен объем  производства фирмы-конкурента для  данной фирмы, таким образом  определяется реакция фирмы1 на  действия фирмы2 (и наоборот) –  определяется объем производства, максимизирующий прибыль и возникают  кривые реакции фирмы1 на действия фирмы2 (и наоборот).

В точке Е  возникает точка равновесия (точка  равновесия Августина Курно)

Кривая реакции  каждой фирмы указывает на объем  производства данной фирмы при предполагаемом объеме производства её конкурента.

В точке равновесия Курно каждый дуополист устанавливает такой объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства его конкурента.

Билатеральные агенты рынка – их действия предполагают одновременно и взаимодействие и  противоборство (двусторонние).

А)Билатеральная  монополия – взаимодействие и  противоборство единого поставщика и объединенного потребителя (тандем) Газпром – потребители газа, Раоржд – пассажиры.

Б)Билатеральная  олигополия – взаимодействие и борьба нескольких продавцов и нескольких групп покупателей и потребителей: Ваз, Газ, Камаз – гражданские автолюбители, предприятия, организации. 

Противоборство  в условиях билатеральной олигополии 

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Виды цен:

1Оптовая (оптовая  цена предприятия и оптовая цена промышленности).

2Розничная 

3Тарифы на  работы и услуги 

Структура цен:

1Оптовая цена  предприятия включает в себя  себестоимость + среднюю прибыль.

2Оптовая цена  промышленности включает в себя  оптовую цену предприятия + среднеотраслевая  прибыль + издержки сбытовых организация + прибыль этих организаций + налоги

3Розничная цена = оптовая цена промышленности + издержки  обращения + прибыль торговых  организаций + налоги + трансакционные  издержки (издержки, сопутствующие  развитию бизнеса – затраты  на заключение договоров и  т.д.). 

Функции цен:

1Учетная –  учитываются затраты.

2Распределительная 

3Социальная  – определяет уровень жизни  населения в стране.

4Стимулирующая 

5Контролирующая  функция – через цены мы  контролируем наши затрат. 
 

#1

Объем производства = 10000/д

Цена = 25

Общие издержки = 170000 

TR=250000

TC=170000

П=TR-TC=80000 

П=(P-AC)*Q=(25-17)*10000=80000

AC=TC/Q = 170000/10000=17 

#2

Определите индекс Лернера для монополиста, при  объеме выпуска=1000

Предельные издержки=100

Цена=120

L=(P-MC)/P = 0.167 

#3

Что произойдет с прибылью монополиста, если:

А) Функция спроса расположена так, что МR пройдет через точку пересечения ас и мс.

Б) Если функция  спроса пройдет ниже пересечения  ас и мс.

 В каком  случае индекс Лернера будет  выше? 
 

                                                Чистая монополия      монополист. конкуренция     олигополия

1Максимизация прибыли     MR=MC                      MR=MC                 

2Минимизация убытков       P>LAC                        P>LAC

3Закрытие предприятия        FC=(AC-AVC)*Q1    FC=(AC-AVC)*Q 

Бухгалтерская прибыль – разница между выручкой и внешними издержками.

Экономическая прибыль – разница между бухгалтерской  прибылью и экономическими издержками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая теория