Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:34, курс лекций
Основные понятия и законы экономической теории. Экономические аспекты издержек, капитала и прибыли предприятия. Спрос и предложение труда. Земельная рента и её экономические формы.
2Рынок ресурсов
– рынок совершенной
3Рынок ресурсов
можно и нужно рассматривать
в экономическом и
В технологическом аспекте ресурсы выступают как взаимозаменяемые. Ресурс к – востребован, ресурс л – человек. Взаимодополняющие ресурсы.
Идея взаимозамещения и взаимодополнения ресурсов заключается в том, что при использовании ресурсов их можно сочетать в таком соотношении, что бы это сочетание обеспечило бы фирме, предпренимателю наибольшую прибыль при наименьших затратах.
Производство продукции в 1000 единиц предполагает, что нам нужно решить задачу: какое сочетание к и л самое дешевое, доступное для предпренимателя, т.е. при каком сечетании труда и капитала издержки производства минимизируются.
АБСД – кривая равного продукта в 1000 единиц (изокванта).
Бюджетная линия – изокоста.
Точка с указывает
на оптимальное использование
Минимизация издержек производства при использовании ресурсов определяется формулой (1).
Максимизация
прибыли при использовании
Взаимосвязь между факторами производства выражает производственная функция, которая определяется как
Частным проявлением производственной функции является изокванта или кривая равного продукта.
Бюджетная линия
– изокоста – выражает возможности
товаропроизводителя при
Точка касания изокванты
и изокосты указывает на минимизацию издержек
производства и максимизацию прибыли
при производстве данного объема продукции
с использованием данных ресурсов.
Лекция № 15: «Рынок чистой, совершенной конкуренции».
Объективные элементы рынка:
1Цена
2Спрос и предложение
Черты совершенной конкуренции:
-Огромное количество продавцов и покупателей
-Цены устанавливаются свободно под воздействием спроса и предложения
-Свободный, открытый доступ фирм в отрасль
-Симметричная информация
-Полная мобильность всех ресурсов
-Действия рыночных
агентов в соответствии с
Условия рынка чистой конкуренции складываться на двух рынках:
1Рынок потребительских товаров и услуг
2Рынок ресурсов
В условиях рынка совершенной конкуренции:
-Цена формируется
под воздействием спроса и
предложения, но кривая спроса
отдельного покупателя и
Параметры общего спроса:
МРП - идентичность цены в условиях рынка конкуренции.
Фирма в краткосрочном периоде.
Сверхприбыль АС получает та фирма, затраты которой меньше цены.
Прибыль фирмы=Р-АС*Q (оптимальное)
Если Р < АС, то фирма убыточна
ТR=P*Q
ТС (валовые издержки)=ТС*Q
Прибыль, убытки фирмы определяется как ТR-ТС / TC-TR
TR-TC>0 – прибыль
TC>TR или TR-TC<0 - убыток
МR=TC – равновесие
Проблема максимизации прибыли и минимизации издержек с точки зрения 2-х подходов:
Равнодействие фирмы в условиях краткосрочного периода.
Равновесность
обеспечивает фирме получение нормальной
прибыли.
L Q MPl P TR MRPl
1 14 14 2 28 ----
2 26 12 2 52 24
3 36 10 2 72 20
4 43 7 2 86 14
5
48
5
2
96
10
Выручка возрастает,
но валовой доход уменьшается.
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде:
В условиях чистой конкуренции равновесие фирмы, равновесная цена определяется соответствием общего объема спроса и предложения, но это и есть условие максимизации прибыли.
TR=888
TC=780
П=100
Долговременное равновесие фирмы:
В силу свободного
доступа на рынок множество фирм
устремляется на рынок, но особенность
рынка совершенной конкуренции
в долговременном периоде в том,
что все фирмы получают не экономическую,
а нормальную прибыль.
Эффект масштаба
производства в долговременном периоде:
Особенность рынка
совершенной конкуренции в
Лекция №16: «Рынок чистой монополии».
Черты несовершенной конкуренции:
1Один или несколько товаропроизводителей
2Жесткий контроль над ценой
3Блокирование входа в отрасль
4Определяющая
доля данного
Монополия – тип рыночной структуры, предполагающий действия одного товаропроизводителя и N количества покупателей.
Монопсония – ситуация одного покупателя, но множества продавцов (государство).
Диверсификация цен предполагает продажу продукции разным потребителям по разным ценам.
Признаки монополии:
1Одна фирма производит данный продукт
2Производство уникального продукта
3Контроль над ценой и монополист диктует цены
4Устанавливает барьеры для входа в отрасль (экономические, юридические, технико – технологические)
5Асимметричная
информация – монополист
Виды монополий:
1Естественная
монополия – предполагает, что
производство продукта, осуществляемое
одной фирмой обходится
2Закрытая монополия
– предполагает обладание
3Открытая монополия – фирма, выходящая на рынок с качественно новой продукцией, товаром-пионером.
Эластичность спроса при монополии.
Эластичность спроса это 1% изменение цены.
Если спрос эластичен, т.е. Ed коэффициент эластичности больше 1, то TR возрастает.
Если спрос неэластичен, т.е. Ed коэффициент эластичности меньше 1, то TR сокращается.
Если MR+, то TR возрастает, Ed коэффициент эластичности больше 1.
Если MR-, то Ed коэффициент эластичности меньше 1, TR сокращается.
Если MR=0, то Ed=1
Верны и обратные утверждения.
Степень монопольной власти определяется динамикой TR.
Степень монополизации определяется параметром Лернера.
L=P-MC/P
L=-1/Ed
P=MC/(1+(1/Ed))
Коэффициент эластичности = -4
Предельные издержки = 9
Цена=12
Источники монопольной власти:
1Эластичность рыночного спроса
2Количество фирм на рынке
Динамика взаимоотношений средних (AR), валовых (TR) и предельных (MR) издержек в условиях монополии:
№ Р TR MR AR=(TRn+TRn+1)/2
2 12 24 -
3 10 30 6
4 8 32 2
5 6 30 -2
Монополист контролирует цены
Монополист оптимизирует объем производимой продукции
Зорко следит за соотношением TR и MR. (TRмакс=MRмин)
Монополист прибыльно
производит продукцию на отрезке
P1Q1 и на отрезке ОК. На этих участках прибыль
максимизируется.
При совершенной конкуренции:
P=MR
При несовершенной конкуренции:
P>MR
Максимизация прибыли на рынке совершенной конкуренции:
MRP=MC
Максимизация прибыли на рынке несовершенной конкуренции:
P>AC>AD=MC
Инструмент максимизации прибыли для монополиста – ценовая дискриминация как неравенство в ценах CD первой степени – продажа товара каждому покупателю по индивидуальной цене равной максимальной оценке товара данным покупателем.
Ценовая дискриминация первой степени – аукционные торги.
Ценовая дискриминация второй степени - при установлении различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества покупаемой продукции.
А) Оптовая торговля.
Б) Использование электроэнергии.
Ценовая дискриминация третьей степени – разделение покупателей на группы с низкой и высокой эластичностью спроса по цене.
Цена и предельный доход в условиях чистой монополии зависят от объема продаж.
Q | P | TR | MR |
1
2 3 4 |
10
9 8 7 |
10
18 24 |
|
5 | 6 | ||
6
7 |
5
4 |
5 – Максимизация
прибыли.
Максимизация прибыли и минимизация убытка в условиях чистой монополии (краткосрочный период).
Базовым условием максимизации прибыли является равенство: MR=MC
ТС – валовые издержки
АС – средние издержки
MR – предельный доход