Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:34, курс лекций

Краткое описание

Основные понятия и законы экономической теории. Экономические аспекты издержек, капитала и прибыли предприятия. Спрос и предложение труда. Земельная рента и её экономические формы.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика1.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

    Принципы  ТМ:

    А)Принцип  субъективного подхода к исследованию экономических явлений (анализ осуществляется с помощью конкретного человека).

    Б)Принцип  редкости и ограниченности ресурсов.

    В)Принцип  рационального поведения человека.

    Г)Принцип  функциональных связей. 

    Ключевые  положения теории маржинализма:

    А)Стоимость  товара определяется  оценкой данного  потребителя (субъективная оценка).

    Б)Потребность – нужда в чем-либо.

    В)Полезность (товаров и услуг) – удовлетворенность от потребления данного товара или услуги. Полезность имеет индивидуальный субъективный характер.

    Чем полезнее вещь для данного человека, тем она для него ценнее.

    Категория ценностей  имеет индивидуальный субъективный характер. Ценность блага определяется количеством данного блага и  потребностью в нем.

    Полезность  определяется, с т.з. кардиналистов  – юти (U).

    Общая полезность – ТU – сумма полезностей всех единиц Тх (5 яблок).

    Маржинальная  полезность – полезность каждой последующей единицы блага, которая добавляется к общей полезности (UU=TUn – TUn-1) – (предельная полезность 6 или 7-го яблока).

    Динамика общей  и предельной полезности имеет свои закономерности, которые определены в 1-м законе Госсена. 

    Задачи:

    1.Qd=300-5p

    Qs=5p

    Pe=?     300-5p=5p, p=30 

    2.Qd=60-2p

    Qs=20+2p

    Pe=?        60-2p=20+2p, 4p=40,  p=10 

    3.Qd=11-p

    Qs= -4+2p

    Цена, при которой  избыток составляет 15 штук.

    Qs-Qd=15

    (-4+2p)-11-p=15, 3p-15=15, p=10 

    4.Qd=11-p

    Qs= -4+2p

    Цена, при которой  дефицит составляет 6 штук.

    Qd-Qs=6

    11-p+4-2p=6, -3p+15=6, p=3 

    5.Qd=11-p

    Qs= -4+2p

    Правительство установило фиксированную цену = 3 руб. Сколько единиц товара составит объем  продаж?

    Р=10 

    6.Денежный  агрегат М2 составляет 500 млрд. руб. Срочные вклады = 150 млрд. руб. Сберегательные вклады = 60 млрд. руб. Чему равен при этих условиях параметр М1? М1=290 млрд. 

    Кардиналисты – отмечали, что полезность вещи можно точно измерить (ЮТИЛЬ), исследовали причинно – следственные связи (изучение экономических законов).

    Ординалисты – изучали функциональные зависимости (определяется взаимодействием аргумента и функции), изучали проблему ранжирования благ по их предпочтительности.

    Кардиналисты  определяют предельную полезность как  абсолютную величину, а не как относительную. Индивид будет одновременно:

    1Наращивать  приобретение более полезных  для него благ.

    2Сокращать  количество благ с меньшей  полезностью на единицу затрат.

    И так будет  продолжаться до тех пор, пока 1 руб. (доллар) , затраченный на приобретение последней единицы каждого блага не принесет одинаковой полезности. Критерий максимизации общей полезности определяется вторым законом Германа Госсона: для достижения максимума общей полезности товара, предельные единицы общего блага в потребительском наборе выравниваются (взвешиваются по цене).

    MUa/Pa=MUb/Pb=..=MUn/Pn

    Практические  аспекты законов  Госсона:

    1 В силу  первого закона Госсона, товаропроизводитель при производстве продукции каждую дополнительную последующую единицу ресурса должен покупать лишь при условии снижения цены на ресурс.

    2 Поскольку  ресурсы ограниченны (второй закон Госсона) надо определить и производить лишь оптимальный объем продукции (таким образом прибыль максимизируется).

    3 Цена товара  определяется не общей полезностью  блага, а его предельной полезностью.

    Предельные  величины связаны с производством  ещё одной, дополнительной единицы  блага и затратой ещё одной, дополнительной единицы ресурса (рост потребностей, увеличивается количество людей).

Предельные  величины ТМ.

1 Издержки (есть реальные и предельные издержки)

Предельные  издержки – затраты на производство каждой последующей единицы продукта, не превышающие эффекта от их применения.

2 Предельный продукт – продукт, произведенный каждым последующим работником при ограниченности хотя бы одного из факторов производства.

3 Предельный доход – разница в объемах валового дохода при производстве и реализации каждой последующей дополнительной единицы продукта.

MR (предельный доход) =TRn (валовой доход) -TRn-1

Выручка – произведение цены товара на количество реализованной продукции.

Прибыль – разница между выручкой и себестоимостью. 

Ресурсы Объем  продукции Цена единицы продукции  Валовой доход Предельный     

1               7                            2                                           14                    

2               13                           2                                           26                     26-14=12

3               18                           2                                           36                     36-26=10

4               22                           2                                           44                     44-36=8

5               25                           2                                           50                      50-44=6 

Предельная  производительность труда – количество продукции, производимое каждым последующим работником, реализация которого позволяет покрыть пропорционально нарастающие затраты, издержки производства.

Ординалисты – теория потребительского поведения.

На  потребительский  выбор влияют:

1Рациональное  поведение субъекта (они желают  максимизировать полезность)

2Потребительские  предпочтения

3Бюджетный фактор (доход потребителя)

4Цена

Кривая  безразличия – совокупность потребительских наборов товаров, которое обеспечивает одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателей.

Предельная  норма замещения – количество одного товара от которого потребитель готов отказаться, что б получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на том же уровне удовлетворения потребностей.

MRS=дельта У\ дельта Х

Она определяет наклон прямой безразличия.

Эк.б.=MRS*(-1)

Карта кривых безразличия

Д1 – хлеб, картофель, плащ.

Д2 – фрукты, приличная одежда и т.п.

Д3 – лобстеры, омары и т.п.

Бюджетная линия – характеризует различные наборы продуктов, которые могут быть приобретены при данной величине денежного дохода потребителя.

А=Х*Рх+У*Ру

 

Оптимальный выбор, предполагающий максимальное удовлетворение потребностей потребителя возможен в точке совмещения графиков Кб и Бл.

Точка Н – отложенное потребление.

Точка К – пройденный этап

Точка Л – точка оптимума, где доходы потребителя соответствуют его потребностям.

Только в точке  Л предельная выгода (т.е. выгода, связанная с потреблением ещё одной единицы продукта) равна предельным, маржинальным издержкам, которые покрываются соответствующим денежным доходом потребителя.  

Излишек потребителяразность между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, которую он за него заплатил, последней наиболее ценной для него единицы товара (т.е. каждая предпоследняя единица товара приносит ему некоторую выгоду). Разница меду той суммой денег, которую потребитель согласен был бы уплатить и суммой денег, которую он реально уплатил за товар. 
Для совокупного спроса излишек потребителя равен площади между кривой спроса и горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене.

При покупке 1 шт. потребитель платит 80 руб.

При покупке 2 шт. потребитель платит 60 руб.

 Излишек товаропроизводителя – разница между рыночной ценой и предельными издержками производимого товара.

Предельные  издержки – указывают на минимальную цену при которой фирма вообще будет производить каждую дополнительную единицу продукта. 

Лекция  №8: «Предпринимательство и предприятия»

  1. Предпринимательство. Понятия и виды.
  2. Организационно-правовые формы предприятия.
  3. Монополистические объединения предприятий.
  4. Издержки производства и прибыль фирмы.
  5. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба производства.
 
  1. Предпринимательство – инициативная экономическая деятельность людей, направленная на производство товаров и услуг с целью получения экономической выгоды.

    Черты предпринимательства:

    А)Самостоятельность  и независимость хозяйствующих  субъектов.

    Б)Экономическая  заинтересованность, при сочетании  личного интереса с общественной пользой.

    В)Экономические  действия в рамках правовых норм.

    Г)Социальная, экономическая, экологическая, юридическая ответственность. 

    Виды  предпринимательства:

    1Производственной  предпринимательство 

    2Коммерческое  предпринимательство

    3Финансовое  предпринимательство

    4Консалтинговые  фирмы (оказывают консультационные  услуги)

    5Предпринимательство  в непроизводственной сфере 

    Предприятие – производственно - технический и организационно – экономический комплекс, осуществляющий производство товаров и услуг с целью получения прибыли. 

    Виды  предприятий (организаций):

    1Образовательные

    2Организации  здравоохранения

    3Военные организации

    4Деловые организаций  (экономические) 

    Гражданский кодекс РФ (часть 1, глава 4) – организационно-правовые формы предприятий:

    1Полное товарищество – предполагает, что его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательством и несут ответственность по результатам своей деятельности всем принадлежащим им имуществом.

    2Товарищество на вере (коммандитное) – здесь наряду с полными товарищами имеется один или несколько вкладчиков – коммандистов, которые несут ответственность лишь в пределах их вкладов.

    3Общество с ограниченной ответственностью – объединение нескольких партнеров, где они несут риск убытков лишь в пределах своих вкладов.

    4Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций, а акционеры несут риск убытков лишь в пределах стоимости своих акций.

Информация о работе Экономическая теория