Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:34, курс лекций
Основные понятия и законы экономической теории. Экономические аспекты издержек, капитала и прибыли предприятия. Спрос и предложение труда. Земельная рента и её экономические формы.
Микроэкономика:
Доц. Кафедры
экономики и управления, Пензин Валерий
Александрович
Лекция №1.Тема: «Предмет и метод микроэкономики».
1.Экономика и микроэкономика
2.Ограниченность
экономических ресурсов и
3.Методы экономических
исследований. Специфика методов микроэкономического
исследования.
Экономические субъекты (агенты) – наёмные работники, собственники ресурсов, предприятия, фирмы, транснациональные корпорации, государство.
В экономических отношениях объективно складывается система непосредственного производства, распределения, обмена, потребления.
Система общественного производства включает в себя следующие элементы:
1 Экономические агенты
2 Экономические отношения
3 Производительные силы общества (совокупность средств производства и рабочей силы)
4 Совокупность ресурсов
5 Процессы распределения
Экономика определяется как хозяйство – совокупность предприятий, фирм, отраслей, сфер хозяйствования (сфера материального производства, образование, услуг)
Экономика как наука – система знаний об эффективном развитии общественного производства, о системе экономических отношений между людьми, экономическими субъектами. Наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов.
Экономика –
наука об экономических формах хозяйствования.
Экономическая
теория: микроэкономика и макроэкономика.
Микроэкономика – наука, изучающая поведение субъектов хозяйствования в рамках отдельных экономических образований.
Объект микроэкономики - данный экономический субъект
Предмет микроэкономики - система экономических отношений между субъектами экономики
Экономическое
поведение в процессе производства,
ценообразования, распределения ресурсов
и продуктов.
Главная проблема микроэкономики – как выжить и победить предприятию в условиях ограниченных ресурсов и жесткой конкуренции.
Цель
изучения предмета микроэкономика –
освоение системы знаний, лежащих в основе
изучения других конкретных экономических
дисциплин (бух. учёт и анализ, аудит, финансирование
и т.д.)
Задачи изучения микроэкономики:
1 Формирование научного экономического мировоззрения.
2 Овладение методологией
и инструментарием
3 Приобретение
умений анализа и
Общекультурная компетенция 1 - владение способностью к восприятию, анализу и обобщению, а также к критическому осмыслению социально - экономической информации.
Общекультурная компетенция 4 – способность анализировать важные социально экономические проблемы и прогнозировать их развитие.
Общекультурная компетенция 9 – способность к обучению и саморазвитию.
Профессиональная компетенция 1 - способность собрать и проанализировать первичные данные для расчета экономических показателей развития фирмы.
Профессиональная
компетенция 6 – способность (на основе
экономических данных) построить необходимые
экономические модели и содержательно
интерпретировать полученные результаты.
Экономические
категории – логические понятия, обобщенно
выражающие условия развития экономической
действительности (деньги, цена, товар,
финансы и т.д.)
Деньги – специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Деньги – всеобщий
эквивалент стоимости товара. Деньги это
всеобщее покупательное и платежное средство.
Финансы – часть
денежных отношений, которые опосредуют
неэквивалентное движение денег, возникают
на стадии перераспределения созданного
продукта и связаны с наличием государства
как органа управления.
Экономические
законы – выражают объективные, сущностные,
внутренние причинно-следственные связи
между экономическими явлениями.
2. Ограниченность
ресурсов в экономике
Двухсекторная
экономика (производятся книги и станки)
Выводы из кривой производственных возможностей:
1При рациональном использовании всех ресурсов формируется экономика полной занятости.
2При нерациональном
использовании ресурсов
Экономика оказывается в точке L, при условии развития научно-технического прогресса, но одновременно точка L указывает, что при данном уровне использования ресурсов экономика не в состоянии одновременно производить и станки и книги.
Крива́я
произво́дственных
возмо́жностей — это совокупность точек,
которые показывают различные комбинации
максимальных объемов производства нескольких
(как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть
созданы в условиях при полной занятости
и использовании всех имеющихся в экономике
ресурсов.
Переход с низкого уровня кривой производственных возможностей на более высокий уровень возможен в результате ускоренного развития научно-технического прогресса, в результате повышения качества рабочей силы и средств производства, в результате технических открытий, в результате совершенствования организации производства, дисциплины труда и т.д.
Таким образом,
этот инструмент используется для анализа,
прогнозирования экономических возможностей.
Качество, свойство «экономического» человека:
1 Максимизация результатов
2 Минимизация затрат
3 Экономическая
деятельность в правовом
3. Методы экономических исследований.
Метод – способ
познания экономической реальности и
способ воспроизведения познанного в
категориях науки.
Метод позитивного подхода – предполагает исследование данной экономической реальности (отвечает на вопрос: что это?)
Метод нормативного анализа – предполагает направленность на прогрессивное преобразование, изучаемого объекта (отвечает на вопрос: что нужно сделать для этого?)
Метод
научной абстракции – предполагает
мысленное отвлечение, абстрагирование
при изучении данного объекта от всего
случайного, единичного, несущественного,
и, напротив, выделение в нем существенного,
объективного, определяющего.
Общенаучные методы:
- Анализа и синтеза
- Индукции и дедукции
- Функционального анализа
- Экономического моделирования
- Графический метод исследования
- Аналогии или сравнения
Анализ – разложение сложного изучаемого объекта на составные части и изучение его по частям.
Синтез – объединение изученных частей в единое, познанное целое продуцирование выводов.
Индукция – путь мышления от частного к общему.
Дедукция – путь мышления от общего к частному.
Метод функционального анализа – идея этого метода состоит в том, что экономические процессы взаимосвязаны. В этой взаимосвязи определяются ведущие переменные (аргумент) и ведомые переменные (функция).
Метод экономического моделирования – предполагает разработку экономических моделей.
Экономическая модель – упрощенная, обобщенная статистическая картина экономической реальности.
Графический метод исследования – позволяет наглядно представить ход развития экономической реальности.
Аналогия –
перенос свойств с известного явления
на неизвестное явление.
Специфика методов
микроэкономического
Лекция
№2. Тема: «Предпосылки
развития рыночных отношений».
1. Разделение
труда как предпосылка
2. Виды и типы разделения труда.
3. Собственность.
Понятие и экономическое
4. Виды и формы
собственности.
1.
Товар – продукт труда, произведенный для обмена путем купли – продажи.
Стоимость товара – воплощенный в товаре общественный труд.
Меновая стоимость - различное количество труда, воплощенное в товаре.
Цена – денежное выражение меновой стоимости или стоимости товара.
Разделение труда – обособление труда и производства в данном направлении, результатом которого является создание данного конкретного продукта:
1 Естественное разделение труда – разделение труда между людьми по полу и возрасту. Результатом развития является простая кооперация (объединение людей) и возникновение воспроизводящего хозяйства.
2 Техническое разделение труда – обособление труда и производства, предопределенное спецификой и характером соответствующих средств производства и технологий. Значение технического разделения труда в том, что его развитие привело к формированию машинного производства и возникновению современного общественного производства.
3 Общественное
разделение труда – предполагает разделение
системы общественного производства на
отрасли и сферы производства. Общественное
разделение труда – совокупность технического
и естественного разделений труда в совокупности
с развитием общества.
Типы разделения труда:
1Единичное – предполагает разделение труда внутри данного предприятия, фирмы.
2Частное – выделение в данной отрасли различных подотраслей хозяйствования.
3 Общее
разделение труда - Выделение в системе
общего производства отраслей и сфер общественной
жизни.
Дисциплина:
безусловное выполнение своих обязанностей;
безусловное подчинение руководству,
руководителю; уважение достигнутых соглашений
(правил, расписания, контракта); справедливые
санкции.
Объекты собственности – средства производства, рабочая сила, предметы потребления, земля, деньги, ресурсы и т.д.
Субъекты собственности – граждане, люди, коллективы граждан, организации, фирмы, государство, общество и т.д.
Отношения собственности – возникают между объектами и субъектами собственности.
Экономические отношения собственности возникают там и тогда, где объекты собственности порождают и приносят доход.
Доходы от собственности можно использовать на цели обогащения частного лица, коллектива, общества и возникают отношения частной, коллективной, общественной собственности. То есть характер отношений собственности определяется направленностью использования дохода, получаемого от объектов собственности.
Экономическое содержание отношений собственности выражается в категориях присвоения, владения, распоряжения, пользования.
Присвоение – отчуждение данного объекта собственности одним субъектом от всех других субъектов.
Формы присвоения:
- Экономическая форма присвоения (заработал – купил)
- Правовая юридическая
форма присвоения (