Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:34, курс лекций

Краткое описание

Основные понятия и законы экономической теории. Экономические аспекты издержек, капитала и прибыли предприятия. Спрос и предложение труда. Земельная рента и её экономические формы.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика1.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

«Минусы» (фиаско) рынка:

1Рынок не гарантирует полной занятости, обеспеченности и спокойствия.

2Рыночные отношения предполагают хищническое использование ресурсов.

3Развитие конкуренции порождает монополию. 

Лекция  № 4. «Деньги. Функции денег». 

Деньги – всеобщий эквивалент стоимости товара.

Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд.

Формы стоимости:

-Простая, единичная, случайная (Т1 - относительная форма стоимости (активная роль), Т2 – эквивалентная форма стоимости (пассивная стоимость) – потребительская стоимость) Т1-Т2.

-Полная или развернутая (Т1-Т2-Т3-Тn)

-Всеобщая форма  стоимости (Т1,Т2, Т3 = Т4 – товар-эквивалент)

-Денежная форма  стоимости. 

Деньги – особый товар, всеобщий эквивалент, в котором срослись потребительная стоимость (полезность) вещи и эквивалентная форма стоимости. 

Функции денег:

-Мера стоимости – деньги выполняют функцию меры стоимости идеально (существуя в мире).

-Средство обращения – эту функцию деньги выполняют, обращаясь реально (Т => Д).

-Средство платежа – деньги эту функцию выполняют при отложенности платежа или при априорности платежа (предоплата).

-Средство накопления – эту функции деньги начинают выполнять в проблемной экономике.

-Мировые деньги – в качестве мировых денег выступает золото и резервные валюты (доллар, евро, фунт, юань, Йены и д.р.) 

Виды  денег:

-Бумажные

-Металлические 

-Электронные 

Активы – всё то, что можно использовать в качестве денег (деньги, капитал, труд, земля, знания).

Ликвидность – способность активов превращаться в деньги в данный промежуток времени (наличные деньги абсолютно ликвидны). Существуют разноликвидные денежные аппараты.

Денежная  система – определенная законом форма организации денежного обращения в стране. 

Элементы  денежной системы:

-Национальная  денежная единицы.

-Система безналичного  денежного оборота.

-Система обмена  национальных валют.

-Структура государственных  организаций, регулирующих денежное  обращение (Центробанк страны, Правительство  РФ).  

Лекция  №5. «Спрос и предложение на товарном рынке».

  1. Спрос. Закон спроса и факторы спроса.
  2. Предложение и его детерминанты (факторы предложения).
  3. Равновесная цена и её динамика.
  4. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.
  5. Концепция эластичности в теории спроса и предложения.
 
  1. Спрос – оплаченная, платежеспособная потребность, ряд оплаченных потребностей. Спрос связан с ценой и формируются эффекты дохода и замещения.

    Эффект  дохода – ситуация, когда снижаются цены.

    Эффект  замещения – связан со снижением цены, при более низкой цене потребитель покупает больше подешевевшего товара, вместо дорогого товара.

    Закон спроса предполагает, что при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товара при снижении цен и меньше товара при повышении цен. Функциональная зависимость между ценой и спросом носит обратно пропорциональный характер. 
     

    Элементы механизма рынка:

    1 Цена

    2 Спрос, предложение

    3 Прибыль 

    4 Конкуренция 
     
     

ЗАЛОГОВЫЙ АУКЦИОН - продажа с публичных торгов предмета залога, предоставленного кредитору в качестве гарантии возмещения полученного кредита. Залогом может служить недвижимое имущество, материальные ценности (товарные запасы, сырье, готовая продукция, а также произведения искусства) и ценные бумаги. Залоговый аукцион является формой принудительной продажи имущества несостоятельного должника. Аукцион назначается в определенное время и в определенном месте, о чем оповещаются население и заинтересованные лица. Предварительно залоговое имущество выставляется для осмотра. Аукционный торг начинается с отправной цены и заканчивается предложением наивысшей цены покупателем. При отсутствии желающих купить выставленный на аукцион лот (залог) он снимается с продажи. Впоследствии он может быть снова выставлен на продажу по сниженной отправной цене.

Схема образования рыночной цены:

 Затраты   количество прибыль

1 – 80 –     300              20 р.

2 – 100 – 500000        100 р.

3 – 120 –  1000            -20 р. 

Зависимость спроса от цен обратно пропорциональная.

Qd = a-bP

Величина  спроса – количество покупаемого товара, определяемое его ценой.

Шкала спроса:

P        Qd

10      250

20      200

30      150

40      100

50      50 

РВВ

Детерминанты (факторы) спроса:

1Цена

2Неценовые факторы  спроса – денежные доходы потребителей; количество покупателей на рынке;  мода, погода; экономические ожидания (субъективные представления покупателей о будущем возможном изменении цен).

Спрос – оплаченная способность.

Предложение – данное количество продукта, товара, который товаропроизводитель может произвести и поставить на рынок по данной конкретной цене из ряда возможных цен в данном объеме по данным условиям. 

Qs=f(P)

Зависимость прямо  пропорциональная.

P       Q

10      50

20     100

30     150

40     200

50     250 

 

Закономерности  обстоятельств:

Изменение предложения  в сторону его возрастания  смещает кривую предложения вправо.

Изменение предложения  в сторону его сокращения смещает  кривую предложения влево.

Детерминанты (факторы) предложения:

1Цена

2Неценовые факторы  – издержки (затраты) производства; качество средств производства, рабочей силы и технологий; налоги и ставка процента; мода, погода; экономические ожидания.

Равновесная цена (рыночное равновесие) – 

Точка Е –  точка пересечения кривых спроса и предложения, точка экономического равновесия. Точка Р1 – равновесная  цена, Q1 – равновесное количество.

В условиях рыночной конкуренции взаимодействие спроса и предложения будет корректировать цену до тех пор, пока величины спроса и предложения не совпадут. Цена, определяющая это явление –  равновесная цена.

 

Лекция  №6. «Рыночное равновесие». 

Краткосрочный период – период времени не достаточный для прогрессивных, качественных изменений в экономике фирмы, страны и др. субъектов экономики (объем производства практически не меняется).

Долгосрочный  период – время достаточное для прогрессивных, качественных изменений в экономике (максимальное расширение производственных возможностей; осуществляется значительный рост объемов производства; приток новых фирм в отрасль).

Мгновенное  равновесие. 

 

Краткосрочное равновесие возможно при некотором снижении объемов производства и незначительном снижении цен.

Условием долгосрочного  равновесия являются: приток инвестиций в экономику, приток новых фирм в  отрасль. Долгосрочное равновесие устанавливается  при нормальном развитии экономики и ведет к снижению равновесных цен. 

Проблема  эластичности ТСП (теория спроса и предложения):

Эластичность – процентное изменение одной переменной в результате 1% изменения другой переменной. Указывает на интенсивность реакции одной переменной на изменение другой переменной. 

Закон спроса не действует при ажиотажном спросе, при изменении структуры спроса, при эффекте Гиффена, при эффекте Веблена, эффект снобистов. 
 

Эластичность  спроса. 

Эластичность  спроса- изменения спроса по цене, показывающее, на сколько процентов изменится спрос, если цена изменится на 1%.

Коэффициент эластичности спроса: дельта Q/дельта P

Дельта Q=Q0 – Qб/Qб

Дельта P=Р0 – Рб/Рб

Эластичность  спроса определяется по цене, доходу, времени.

Спрос единичной  эластичности предполагает 1% изменение  спроса под воздействием 1% изменения  цены. Кэ=1.  

Неэластичный  спрос – цена изменяется значительно, а объем спроса незначительно

Эластичный  спрос – цена изменяется незначительно, а объем спроса значительно (легкозаменимые товары: одежда, обувь, бриллианты). 

Абсолютно эластичный спрос – цена остается на месте, а спрос растет.

Абсолютно неэластичный спрос – цена растет, а спрос остается на месте. 

Эластичность  предложения.

Единичная эластичность – растет цена и увеличивается объем производства (S1)

Неэластичное  предложение – коэффициент предложения =1 (S2) K<1

Эластичное  предложение – (S3) K>1

Абсолютно эластичное предложение – (S4)

Абсолютно неэластичное предложение – (S5)

Перекрестное  эластичное предложение – изменение величины спроса на данный товар при изменении цены на другой товар.

Товары:

А)Взаимозаменяемые (k>1) – хлеб и бутерброды.

Б)Взаимодополняющие (k<1) – автомобиль и бензин.

Перекрестная  эластичность: Эху=Qx/Py

Дуговая эластичность - Эad=дельта Q/ среднее Q : дельта Р/ среднее Р (изменение спроса на заданном сегменте кривой).

Практические аспекты эластичности:

1 Концепция эластичности используется при ценообразовании:

А)При эластичном спросе (аккуратно, осторожно производить  операции с ценами).

Б)При неэластичном спросе (можно производить свободные  операции с ценами).

2 При налогообложении:

А)При эластичном спросе (налогообложение товаропроизводителей).

Б)При неэластичном спросе (налогообложение потребителей). 

Лекция  №7. Тема: «Полезность и ценность благ (теория маржинализма)». 

  1. Принципы  и ключевые положения ТМ.
  2. Количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский) подходы к анализу полезности и спроса.
  3. Кардиналисты. Законы Германа Госсена  их практические аспекты.
  4. Предельные величины ТМ.
  5. Ординалисты. Теория потребительского выбора. Кривая безразличия. Бюджетная линия.
  6. Излишки потребителя и товаропроизводителя.
 
  1. Австрийская школа 40-60-е гг. 19 в. – Г. Госсен, Ф. Визарт, Е. БенБаверк, А. Маршалл, К. Менгер, У. Джевонс, В. Парето.

Информация о работе Экономическая теория