Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

На каждом этапе перехода к рынку государственное регулирование решает задачи, присущие определенному этапу. На начальном этапе ставится задача обеспечения стабилизации экономики, на других этапах приоритетными являются задачи достижения устойчивого экономического роста. 

15стабиллизационная  политика государства

Стабилизационная политика ставила своей целью снижение инфляции, стабилизацию уровня бюджетного дефицита и государственного долга и осуществлялась с помощью инструментов фискальной и денежно-кредитной политики.

Вокруг конкретных методов стабилизационной политики было много дискуссий.

В Российской Федерации стабилизационная политика строилась, исходя из неоклассических принципов равновесия, содержание которых заключается в следующем: рыночная экономика— саморегулирующаяся система, способная восстановить макроэкономическое равновесие. Действия правительства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета и контроля за денежной массой. В экономике преобладает инфляция спроса, и поэтому методы борьбы с ней связаны с уменьшением денежного предложения, жесткими ограничениями платежеспособного спроса путем повышения налогов и ограничения роста заработной платы и доходов, сокращение государственных расходов, отказа от субсидий и дотаций. Достижение финансовой стабилизации отечественными неоклассиками трактовалось как исчерпывающее условие для экономического роста и преодоления спада производства. Таким образом, сторонники данного подхода считали, что главное — предоставить свободу экономическим агентам, в результате заработает механизм рыночной саморегуляции и вслед за подавлением инфляции автоматически самовозбудит экономический рост. Подобная модель регулирования была выбрана и большинством стран Восточной Европы.

Противники неоклассических принципов на первый план выдвигали действие инфляционных факторов неденежного характера и предполагали более активное воздействие государства на экономику. Государство должно осуществлять контроль над ценами на товары и услуги, имеющие важное значение для народного хозяйства или особую социальную значимость, а также оставлять за собой внешнеэкономический и валютный контроль.

Данный вариант стабилизационной политики не требовал ограничений государственных расходов и денежной массы. Основным направлением регулирования считалось использование различных мер по стимулированию предложения, в том числе прямых государственных субсидий и налогового стимулирования. Восстановление равновесия сопровождается снижением цен, ростом объема выпуска и увеличением занятости. Такой вариант стабилизации использовался в Китае, Белоруссии и некоторых других странах.

Стабилизационная политика в Российской Федерации осуществлялась поэтапно: I этап — с января 1992 г. по июль 1995 г. и II этап — с августа 1995 г. по июль 1998 г. Дефолт, объявленный правительством 17 августа 1998 г., ознаменовал конец второго этапа.

16 фискальная и денежно-кредитная  политика

Главным средством макроэкономической стабилизации в Российской Федерации была денежно-кредитная политика.Она исходила из того, что инфляция имеет монетарную природу и поэтому должна быть направлена на сокращение эмиссии денег, уменьшение денежного предложения и на этой основе снижение инфляции.Для решения этих задач в Российской Федерации были установлены очень высокие (по сравнению с мировой практикой) нормы обязательных резервов и уровень учетной ставки процента, что должно было противодействовать увеличению предложения денег коммерческими банками.В течение 1992-1995 гг. финансовой стабилизации достигнуть не удалось. Огромные кредиты, выделенные предприятиям для проведения взаимозачета и пополнения оборотных средств, а также кредиты, выдаваемые Центральным банком на покрытие бюджетного дефицита, привели к росту денежной массы, которая стала перетекать из производственной сферы в более доходную — сферу обращения капитала, вызывая спрос на рубли и иностранную валюту и, следовательно, повышение цен.В 1995-1998 гг. на смену кредитам Центрального банка в качестве источника финансирования бюджетного дефицита приходят государственные облигации. Благодаря этому уже в 1996 г. инфляцию удалось снизить.В то же время жесткая монетарная политика привела к резкому сокращению денежной массы. Производственная сфера лишилась денежных средств, что привело к свертыванию хозяйственной деятельности. С 1997 г. появилась тенденция к стабильно низкому уровню инфляции. Однако это не сопровождалось подъемом инвестиционной активности и ростом производства, что объясняется повышением заимствований государства на денежном рынке. Установив высокую доходность по государственным обязательствам, правительство тем самым препятствовало инвестициям в реальный сектор экономики. Долгосрочное кредитование продолжало оставаться менее выгодным и более рискованным, нежели спекулятивные операции банков с государственными ценными бумагами.Одновременно рос государственный долг. В результате государство оказалось не в состоянии расплачиваться с долгами за счет новых заимствований.17 августа 1998 г. Центральный банк и российское правительство объявили об отказе от обслуживания государственного долга.Развернувшийся после этого финансовый кризис и новый рост цен означали провал политики финансовой стабилизации.Особое место в регулировании инфляции занимала фискальная политика.

17 Бюджетная политика была направлена на сокращение государственных расходов за счет уменьшения финансирования государственных капитальных вложений, отказа от субсидий и дотаций, переноса расходов на социальные цели с госбюджета на негосударственные пенсионные, страховые и иные фонды.Формирование и развитие бюджетной политики в 90-х годах осуществлялись в условиях огромного бюджетного дефицита. Основными факторами несбалансированности бюджета являлись спад производства, долговременное «сжатие» налогооблагаемой базы и сокращение налоговых поступлений в бюджет.Первоначально значительный дефицит государственного бюджета финансировался за счет кредитной эмиссии Центрального банка. С 1995 г. такая практика прекратилась. Дефицит бюджета стал покрываться в основном за счет неинфляционных источников — внутреннего и внешнего долгового финансирования, что способствовало сокращению темпов инфляции. В то же время наращивание государственных ценных бумаг привело к повышению расходов на его обслуживание. Растущие расходы по внешним долгам ограничивали возможности покрытия бюджетного дефицита за счет внешнего долгового финансирования, источники заимствований на внутреннем рынке также были исчерпаны. Бюджетный дефицит стал покрываться за счет кредитно-денежной эмиссии Центрального банка. проведение политики, основанной на монетаристских принципах регулирования, сопровождалось нарастанием целого ряда негативных последствий.На современном этапе развития наметился переход к усилению роли государства и использованию более активной стимулирующей политики.В 1999 г. в стране начался экономический рост, который продолжаелся уже пять лет. В бюджетной политике, благодаря улучшению собираемости налогов, в эти же годы происходило увеличение государственных расходов, а бюджет страны сводился с профицитом. В денежной политике сложилась довольно устойчивая тенденция к расширению денежной массы и росту золотовалютных резервов Центробанка. Практически решена проблема выплаты внешнего долга. Произошло оживление в реальном секторе экономики. 

18 Структурная перестройка  и инвестиционная  политика

Правительство России неоднократно ставило вопрос о серьезной структурной перестройке экономики, но дальше этого не пошло. И дело не только в отсутствии инвестиций. Для проведения эффективной структурной политики нужна четко обозначенная концепция развития экономики: принципы социально-экономического устройства и желаемый тип хозяйства, определение места нашей страны в международном разделении труда, определение источников и факторов экономического роста. Эти моменты пока четко не определены. Сегодня в глобальной экономической конкуренции выигрывают те государства, которые обеспечивают благоприятный климат для научно- технического прогрессаВ России  за годы реформ ассигнования на научные исследования и разработки сократились . Инвестиционная политика России в переходный период.

 Реформирование  экономики любой страны включает  три этана: этап I - разрушение  старой экономической системы;  этап II -макроэкономическая нестабильность; этап III - экономический рост. Сегодня  экономика России находится на  этапе II. При этом темпы падения капиталовложений в два раза опережают темпы падения ВВП и национального дохода. Состояние инвестиционного климата - важнейший индикатор макроэкономики и перспектив ее развития. В то же самое время инвестиционный климат формируется под воздействием различных фактopoв: экономических, структурно- циклических, социальных, исторических, законотворческих и других.

 Недостаток  инвестиций — главная причина  затруднения выхода экономики  страны из затянувшегося экономического  кризиса.

    19 Структурная деформация экономики и ее проявления

Основной задачей переходного периода является выход из кризиса и создание предпосылок экономического роста в стране, в том числе за счет структурной перестройки экономики. Под структурой экономики понимается соотношение различных элементов экономической системы. В экономической литературе выделяют несколько видов экономических структур: социальную, отраслевую, воспроизводственную, технологическую, региональную, внешнеторговую.

структурная деформированность экономики Российской Федерации является причиной того, что экономика не в состоянии обеспечить не только расширенного, но и простого воспроизводства. Для разрешения этой проблемы необходима структурная перестройка экономики, целью которой является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора.

Структурная перестройка в России имеет свою специфику, которая состоит в следующем:

  • исходным пунктом является структура экономики, сложившаяся в основном в условиях централизованной и отчасти изолированной от мировой экономики, высокой монополизации производства и обращения;
  • рыночный механизм без достаточного регулирования в таких условиях привел к деформированию структуры экономики (о чем указывалось выше), носящей потребительский характер и имеющей низкий уровень накопления и инвестиций;

20 Социальная структура экономики

Социальная структура экономики представляет собой соотношение между различными организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности.

В России наметилась тенденция к увеличению доли так называемых рыночных форм (акционерные общества и товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства) при сокращении удельного веса государственных и муниципальных предприятий. Число как производственных, так и потребительских кооперативов изменилось несущественно. Преобладание рыночных форм хозяйствования свидетельствует о развитии многообразия форм собственности и постепенном преодолении государственного монополизма.

21 Отраслевая структура экономики

Отраслевая структура экономики характеризует вклад отдельных отраслей в производство валового внутреннего продукта. Она тесно связана с воспроизводственной структурой, которая представляет собой соотношение между воспроизводственными секторами и отраслями экономики.

      К воспроизводственным секторам принято относить сектор личного потребления (сельское и лесное хозяйство, пищевая, легкая промышленность); инвестиционный сектор (машиностроение и металлообработка, строительство); топливно-сырьевой сектор (электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность стройматериалов); сектор обращения и услуг (транспорт и связь производственные; торговля, снабжение, сбыт, заготовки; услуги и управление) и др. В российской экономике воспроизводственная структура оказалась глубоко деформированной: увеличилась доля топливно-сырьевого сектора, сектора обращения и услуг в ущерб потребительскому и инвестиционному секторам. Экономика сегодня не способна удовлетворить потребности населения во многих продовольственных, промышленных товарах и др. Одновременно упала доля машиностроения и металлообработки, строительства, химической и нефтехимической промышленности и т.д. Таким образом, диспропорции в отраслевой структуре также усилились. Об этом же свидетельствует и коэффициент интенсивности структурных сдвигов, который представляет собой совокупность среднегодовых положительных и отрицательных отклонений в экономике за определенный период времени. Для России он составляет 9,24.

22 Технологическая структура экономики

Технологическая структура отражает соотношение между различными технологическими укладами в экономике. Различают реликтовые технологические уклады (преобладавшие до XX в.), третий уклад (доминировавший в первой трети XX в.), четвертый (до 80-х годов XX в.), пятый (современный) уклад, шестой (будет преобладать в первой половине XXI в.). Реликтовые уклады характеризуются использованием паровых и водяных двигателей, механических машин и орудий труда, неорганической химии. Для третьего уклада характерно широкое внедрение в производство электродвигателей, линий электропередачи, продукции тяжелого машиностроения. Четвертый уклад в качестве ключевых факторов выдвигает применение двигателей внутреннего сгорания, продукции органической химии и нефтехимии, синтетических материалов. Пятый предполагает развитие электронной промышленности, вычислительной техники, роботостроения, биотехнологии, космической техники, тонкой химии и др. Шестой знаменует достижения в области генной инженерии животных, наноэлектроники и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"