Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

8Теневая экономика: понятие, оценка масштабов, особенности

Теневая экономика - нерегистрируемая официальными органами экономическая деятельность, направленная на получение дохода от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Теневая экономическая деятельность существует и в административно-командной системе, и в рыночной, но причины ее существования и формы проявления различны. В плановой экономике наличие теневого сектора было, в основном, связано с хроническим дефицитом потребительских товаров, запрещением предпринимательской деятельности и уходом в «подполье». Поэтому, когда в эпоху «перестройки» в СССР заговорили о феномене теневой экономики, многие ученые считали, что лучший способ борьбы с ней - легализация теневой предпринимательской деятельности. Однако действительность показала утопичность таких рецептов. За годы реформ некоторые виды теневой экономической деятельность перестали существовать, но в целом теневой сектор расширился и приобрел более устойчивые формы.

По оценкам правоохранительных органов, учитывающим и криминальные виды экономической деятельности, в том числе легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без соответствующих лицензий), а также запрещенная законом нелегальная деятельность (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда и др.), масштабы теневой экономики составляют 40-50 % ВВП.

Устойчивой тенденцией последних лет является рост экономической преступности (хищения, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, сокрытие доходов от налогообложения, обман потребителей, незаконное предпринимательство и др.). Все это обостряет проблемы российской экономики. Рост теневого сектора приводит к уменьшению налоговых поступлений; страна немало теряет на налоговых и иных льготах, которые коррумпированные чиновники предоставляют теневым структурам. Криминальный капитал манипулирует государственной собственностью и бюджетными средствами для получения сверхдоходов. Значительную часть своих доходов теневики вывозят за рубеж, что способствует процветанию других стран, в то время когда Россия испытывает острую нехватку инвестиций. По экспертным оценкам, утечка капиталов составляет около одного миллиарда долларов в месяц.

Нарушаются конкурентные механизмы рынка. Теневой финансовый капитал контролирует чуть ли не все сферы экономики. Легальная экономика не в состоянии конкурировать с теневой, оставаясь в правовом поле. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные «правила игры».

9 Экономическая политика  государства в  переходной экономике.

10. роль и функции  государства в переходной экономике

В Переходной экономике складывается совершенно иная система регулирования, отличающаяся и от командной, и от рыночной. С одной стороны, в ходе трансформации государство перестает быть единственным собственником средств производства. В результате система государственного управления утрачивает функции основного регулятора хозяйственных пропорций, значительно сокращается его вмешательство в текущую хозяйственную деятельность. С другой стороны, в процессе становления рыночной экономики появляются новые функции государства, происходит изменение методов регулирования. При этом значение государственного регулирования возрастает, что связано с неразвитостью основных рыночных механизмов саморегуляции и самоорганизации. Неразвитость рынка требует более активной роли государства, в том числе в создании самих рыночных институтов: частной собственности, договорных отношений между экономическими агентами, свободных цен, инфраструктуры рыночной экономики в целом и др. Деятельного участия государства требуют и другие процессы, которые не могут произойти автоматически, сами по себе.Экономика переходного периода унаследовала от командной системы огромные структурные диспропорции (причем в России структурная деформация в силу особенностей экономического и политического развития значительно больше, чем в других постсоциалистических странах), поэтому государство должно заниматься корректировкой распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Необходимо создание нового машиностроительного комплекса, увеличение доли производства предметов потребления, уменьшение степени милитаризации экономики в пользу гражданских отраслей, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и пр.В связи с высоким уровнем монополизации экономики, характерным для переходного периода, особое значение приобретает функция защиты конкуренции и создание благоприятных условий для развития предпринимательства. В странах с давними рыночными традициями данная функция реализуется благодаря обеспечению «рамочных» условий предпринимательской деятельности и предполагает использование мер по ограничению монополистических тенденций, развитию малого и среднего бизнеса при наличии мощных рыночных институтов, широком развитии конкуренции и частной собственности. В постсоциалистических странах ситуация значительно сложнее, так как приходится ломать всеобъемлющую государственную монополию в народном хозяйстве, создавать многосекторную экономику, поэтому данная функция тесно переплетается с разгосударствлением и приватизацией, демонополизацией и реструктуризацией крупнейших предприятий и целых отраслей.Переход к рынку сопровождается увеличением дифференциации доходов и снижением уровня жизни основной массы населения. В связи с этим государство играет более активную роль и в перераспределении доходов. Политика перераспределения доходов должна быть направлена на смягчение социального неравенства, с одной стороны, и стимулирование экономической активности различных слоев и групп населения, с другой.Рыночное хозяйство отводит государству и функции макроэкономического и долгосрочного регулирования, определения приоритетов макроэкономического развития, основных народнохозяйственных пропорций, стабилизации экономики, контроля за уровнем занятости и инфляции. Эта функция реализуется благодаря наличию рыночных (прежде всего финансовых) инструментов.Важнейшей функцией государства в посткоммунистический период является правовое регулирование, т.е. определение «правил игры» для экономических агентов. Реализация этой функции государства в сформировавшемся рыночном хозяйстве осуществляется главным образом путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, поддерживания государством существующих «правил игры». В переходный период правовая база, доставшаяся в наследство от командной экономики, в корне не соответствует новой модели хозяйствования, поэтому ее необходимо создавать заново. Кроме того, необходимо обеспечить правовые основы самого процесса трансформации экономической системы.Правовое регулирование включает разработку антимонопольного законодательства, законодательства о собственности, о защите прав потребителей, о сделках, договорах и обязательствах, о труде и социальной защищенности определенных групп населения и др.Таким образом, в переходной экономике государство играет активную роль и выполняет функции по управлению реформированием экономики, является важным субъектом, создающим правовые и организационные условия для преобразований, обеспечивает перераспределение ресурсов в интересах общества, осуществляет макроэкономическое регулирование народнохозяйственных и социальных процессов.

11 Макроэкономическое регулирование в переходный период

Различные модели ГС макроэкономики отличаются по состоянию и уровню развитию макроэкономики и сфер воспроизводства, по роли различных форм собственности и хозяйствования, регулирующего воздействия государства на макроэкономику. Выбор той или иной модели определяется сложным переплетением условий и факторов, а порой диктуется внутренними и внешними обстоятельствами. В рамках той или иной модели может произойти изменения в целях государственного регулирования макроэкономических процессов, что свидетельствует о её гибкости и устойчивости. Но сравнительно стабильной при этом остаются экономические инструменты и система институтов, осуществляющая различные меры экономической политики государства.. Состояние ГС и роль государства в переходной экономике  характеризуется тем, что при переходе от планово-распределительной к рыночной экономике на первых стадиях реформ её ГС сокращается, ослабляется его регулирующее воздействие на макроэкономические процессы. Масштабы и роль ГС в развитии макроэкономики наиболее концентрировано выражаются долей его расходов по отношению к ВВП. В странах с переходными экономиками наблюдается тенденция к расширению индивидуальной и коллективной форм собственности, что связано с проблемой экономической эффективности предприятий. Дело в том, что есть также отрасли экономики, в которых целесообразно превращение государственных предприятий в частные, т.е. осуществление приватизации. Однако это не означает, что в основе приватизации лежит лишь малой нерентабельность или убыточность государственных предприятий. приватизация является ключевой предпосылкой регулирования государственного сектора макроэкономики. Таким образом, государственный сектор используется как средство регулирования макроэкономики в сочетании с другими рыночными инструментами для достижения социально-экономических целей. В странах, где доля государственной собственности и адекватных ей форм хозяйствования в национальной экономике значительна, она служит важным средством выравнивания экономического цикла и предупреждения спада, улучшения структуры экономики, стимулирования НТП и поддержания занятости, решения других экономических и социальных задач. Эффективное регулирование ГС требует соответствующего развития макроэкономики и микроэкономики, нормального функционирования государственных предприятий. Для этого необходима реформа финансовой системы, которая включает либерализацию ставок процента, коммерщализацию кредитования, отказ от скрытого субсидирования государственных предприятий за счет предоставления им льготных тарифов и выгодного внешнеторгового режима, ужесточение стандартов банковского надзора и др.

12 Методы государственного регулирования в переходный период

Специфика переходной экономики России требует особого подхода к использованию методов регулирования. Если в рыночной экономике преимущественно используются экономические косвенные методы регулирования, то переходная экономика характеризуется широким использованием прямых методов. Это связано с большой долей государственной собственности, высокой степенью монополизации экономики, деформированностью и неразвитостью рыночных механизмов саморегуляции. Прямые методы имеют силу приказа и непосредственно воздействуют на субъектов экономики. Они используются в основном в следующих сферах:

  • управление государственной собственностью;
  • антимонопольное регулирование;

      • государственный контроль над ценами товаров и услуг, имеющих важную народнохозяйственную или социальную значимость;

      • защита прав потребителей и охрана окружающей среды;

      • разработка долгосрочной экономической стратегии и программирование.

В целях прямого экономического регулирования используются многообразные формы безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и предприятий. Это субвенции регионам, прямые субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов, льготные кредиты.

Прямые методы регулирования используются в целях выравнивания финансового положения различных субъектов хозяйствования, разных социальных групп, способствуют защите наиболее уязвимых секторов экономики и слабо защищенных групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития.

По мере развития рыночных отношений возрастает значение косвенного воздействия на экономику.

К косвенным методам относят прежде всего рычаги фискальной, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики и политики регулирования доходов. Воздействуя с их помощью на экономические интересы и стимулы, государство оказывает косвенное влияние на поведение производителей и потребителей.

Переход к косвенным методам государственного регулирования происходит постепенно и требует длительного времени. В Российской Федерации и в большинстве других стран с переходной экономикой пока еще не созданы условия для полного перехода к косвенным методам регулирования.

На каждом этапе перехода к рынку государственное регулирование решает задачи, присущие определенному этапу. На начальном этапе ставится задача обеспечения стабилизации экономики, на других этапах приоритетными являются задачи достижения устойчивого экономического роста.

13Прямые методы регулирования в переходный период

Специфика переходной экономики России требует особого подхода к использованию методов регулирования. Если в рыночной экономике преимущественно используются экономические косвенные методы регулирования, то переходная экономика характеризуется широким использованием прямых методов. Это связано с большой долей государственной собственности, высокой степенью монополизации экономики, деформированностью и неразвитостью рыночных механизмов саморегуляции. Прямые методы имеют силу приказа и непосредственно воздействуют на субъектов экономики. Они используются в основном в следующих сферах:

  • управление государственной собственностью;
  • антимонопольное регулирование;

      • государственный контроль над ценами товаров и услуг, имеющих важную народнохозяйственную или социальную значимость;

      • защита прав потребителей и охрана окружающей среды;

      • разработка долгосрочной экономической стратегии и программирование.

В целях прямого экономического регулирования используются многообразные формы безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и предприятий. Это субвенции регионам, прямые субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов, льготные кредиты.

Прямые методы регулирования используются в целях выравнивания финансового положения различных субъектов хозяйствования, разных социальных групп, способствуют защите наиболее уязвимых секторов экономики и слабо защищенных групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития.

14 косвенные методы регулирования в переходный период

в рыночной экономике преимущественно используются экономические косвенные методы регулирования. По мере развития рыночных отношений возрастает значение косвенного воздействия на экономику.

К косвенным методам относят прежде всего рычаги фискальной, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики и политики регулирования доходов. Воздействуя с их помощью на экономические интересы и стимулы, государство оказывает косвенное влияние на поведение производителей и потребителей.

Переход к косвенным методам государственного регулирования происходит постепенно и требует длительного времени. В Российской Федерации и в большинстве других стран с переходной экономикой пока еще не созданы условия для полного перехода к косвенным методам регулирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"