Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

      1.содержание и задачи переходной экономики

      переходная экономика — это особое состояние экономики, связанное с переходом общества от одного типа экономической системы к другому. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества с происходящими экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Происходят изменения самих основ экономической системы — господствующего типа собственности, установившихся в экономике форм хозяйственных связей, типа координации деятельности экономических субъектов.

Особенности функционирования переходной экономики связаны, во-первых, с ее особой неустойчивостью. Стабильных переходных экономик не существует. В любой экономике постоянно происходят какие-то изменения, благодаря которым устанавливается динамическое равновесие. В отличие от них изменения, происходящие в переходной экономике, носят безвозвратный характер. В переходной экономике особое значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а прежде всего отмирание старых и становление новых связей и элементов. В переходной экономике не действуют в полной мере экономические закономерности ни прошлой, ни будущей системы. Причем происходит столкновение старых и новых экономических интересов, существует тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений. Это требует создания особых способов поддержания стабильности в переходный период.

Во-вторых, необходимо учитывать, что существует определенная преемственность с прошлым. Новая экономика строится не «с чистого листа», а на существующей материально-технической базе, при сложившихся в обществе стереотипах, экономической культуре, кадровом потенциале.

В-третьих, для переходных процессов характерна альтернативность, которая означает, что возможны различные варианты перехода, а значит, и разные результаты. К этой особенности мы еще вернемся и рассмотрим ее более подробно.

Четвертая особенность— возрастание роли субъективного фактора, в частности, роли государства в экономике. Это связано с неразвитостью механизмов, компенсирующих ослабление (по сравнению с плановой экономикой) регулирующих функций государства: еще не сложилась рыночная инфраструктура, слабо развита конкуренция, обострены социальные проблемы и т.п. 

2.понятие переходной экономики.

переходная экономика — это особое состояние экономики, связанное с переходом общества от одного типа экономической системы к другому. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества с происходящими экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Происходят изменения самих основ экономической системы — господствующего типа собственности, установившихся в экономике форм хозяйственных связей, типа координации деятельности экономических субъектов.Особенности функционирования переходной экономики связаны, во-первых, с ее особой неустойчивостью. Стабильных переходных экономик не существует. В любой экономике постоянно происходят какие-то изменения, благодаря которым устанавливается динамическое равновесие. В отличие от них изменения, происходящие в переходной экономике, носят безвозвратный характер. В переходной экономике особое значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а прежде всего отмирание старых и становление новых связей и элементов. В переходной экономике не действуют в полной мере экономические закономерности ни прошлой, ни будущей системы. Причем происходит столкновение старых и новых экономических интересов, существует тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений. Это требует создания особых способов поддержания стабильности в переходный период.Во-вторых, необходимо учитывать, что существует определенная преемственность с прошлым. Новая экономика строится не «с чистого листа», а на существующей материально-технической базе, при сложившихся в обществе стереотипах, экономической культуре, кадровом потенциале.В-третьих, для переходных процессов характерна альтернативность, которая означает, что возможны различные варианты перехода, а значит, и разные результаты. К этой особенности мы еще вернемся и рассмотрим ее более подробно.Четвертая особенность— возрастание роли субъективного фактора, в частности, роли государства в экономике. Это связано с неразвитостью механизмов, компенсирующих ослабление (по сравнению с плановой экономикой) регулирующих функций государства: еще не сложилась рыночная инфраструктура, слабо развита конкуренция, обострены социальные проблемы и т.п.Следует также отметить, что практически для всех стран, осуществляющих реформы, характерен экономический кризис, обусловленный трансформацией одной системы в другую.

3.. СОДЕРЖАНИЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

Переход от плановой системы к рыночной может осуществляться только реформаторским путем, поскольку рынок не может «вырасти» из социализма. Существует два основных варианта трансформации плановой системы в рыночную экономику.

Первый — путь постепенных, рассчитанных на десятилетия реформ, осуществляемых в условиях твердой стабильности власти, без изменения политической системы. Такой путь осуществляется в Китае, и его можно назвать реформаторско-эволюционным. Его основные черты:

1-начало реформ обусловлено насыщением потребительского рынка за счет снятия некоторых ограничений на деятельность частного сектора;

2-формируется двухсекторная модель экономики: первоначально частное предпринимательство и рыночные механизмы охватывают лишь производство и сбыт потребительских товаров, а в производстве инвестиционных товаров сохраняется государственная собственность и регулирование, которые со временем вытесняются частным сектором;

3-либерализация цен проводится на последующих этапах реформы при сохранении государственного контроля за ценообразованием.

Второй путь — «шоковая терапия», применявшаяся в той или иной степени в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в том числе в России. Этот вариант предполагает быстрое проведение всеохватывающей либерализации экономики в сочетании с жесткой финансовой политикой и динамичные институциональные преобразования (формирование нового законодательства, приватизация и т.п.). Вне зависимости от варианта реформ переход к рыночной системе предполагает решение следующих задач.

1 Разгосударствление и приватизация собственности

2 Либерализация экономики

3 Демонополизация и регулирование деятельности монополий

4 Формирование рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.п.) и новых механизмов установления хозяйственных связей.

5 Структурная перестройка экономики

6 Аграрная реформа

7 Проведение реформы в социальной сфере, создание эффективной системы социальной поддержки.

4 Задачи в переходный период к рыночной системе

Вне зависимости от варианта реформ переход к рыночной системе предполагает решение следующих задач.

1.Разгосударствление и приватизация собственности. Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого государственного управления экономикой, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.

2.Либерализация экономики— предоставление всем хозяйствующим субъектам экономической свободы в предпринимательской деятельности, установлении хозяйственных связей, осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.

3.Демонополизация и регулирование деятельности монополий. Демонополизация предполагает, во-первых, предотвращение появления новых монополий; во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся монополий; в-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях.

4.Формирование рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.п.) и новых механизмов установления хозяйственных связей.

5.Структурная перестройка экономики. Основные направления структурной перестройки связаны с необходимостью преодоления диспропорций, присущих плановой экономике. Приоритетными являются отрасли, выпускающие потребительские товары, высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, а также отрасли производственной, информационной и социальной инфрастуктуры.

6.Аграрная реформа— комплексное переустройство аграрного сектора на основе многоукладности сельского хозяйства, частной собственности на землю и другие средства производства.

7.Осуществление правовой реформы, создающей четкие «правила игры», которые задаются сильной правовой базой, судебным и правоохранительным аппаратом, обеспечивающим неуклонное исполнение законов.

8.Проведение реформы в социальной сфере, создание эффективной системы социальной поддержки.

Таким образом, в переходной экономике происходят изменения троякого рода. Во-первых, это институциональные преобразования, касающиеся права собственности и правовой основы экономики в целом. Во-вторых, изменения организационных структур (предприятий, банков и т.п.) и их взаимоотношений (формирование товарных, финансовых рынков, создание соответствующей инфрастуктуры). В-третьих, изменения материально-технической структуры и технологического уровня производства.

Следует заметить, что при естественно-эволюционном пути развития именно изменения последнего типа вызывают необходимость организационных и институциональных преобразований. А в условиях сознательного реформирования экономики они осуществляются с опозданием, поскольку требуют привлечения больших ресурсов.

5 Особенности переходных процессов в современной российской экономике

Особенности рыночных преобразований в России определяются также беспрецедентными масштабами российской экономики; самым длительным сроком действия плановой системы; деформированной структурой экономики — ее сырьевой направленностью, высокой степенью милитаризации, дисбалансом спроса и предложения, хроническим дефицитом.

И еще одна важная особенность, на которой следует остановиться, — реформы в России осуществляются в условиях глубочайшего экономического кризиса, который в свою очередь связан с трансформацией экономической системы. Реформирование российской экономики происходит в условиях постоянно продолжающихся дискуссий. Господствующее положение в определении экономической политики в ходе реформ занимала неоклассическая теория экономического равновесия, содержание которой коротко можно выразить в трех постулатах: либерализация, приватизация и стабилизация (осуществляемая в основном монетарными методами). Такая политика сопровождается максимальным ограничением роли государства как субъекта экономики.

В 2002 г. Европейский союз признал Российскую Федерацию страной с рыночной экономикой. Однако предоставление нашей стране рыночного статуса еще не означает исчезновение переходной экономики.

Переходный характер экономики будет преодолен, рыночные реформы завершены тогда, когда сформируется целостная экономическая система, построенная на рыночных принципах, с присущими ей внутренними механизмами решения вопросов, встроенными стабилизаторами и собственными источниками саморазвития и самосовершенствования.

6 Проявления экономического кризиса

В чем проявляется экономический кризис?

идёт спад производства. Падение производства сопровождается интенсивным технологическим регрессом практически во всех отраслях экономики, снижением показателей эффективности.Происходят негативные структурные сдвиги. В большей степени объем производства сокращается в обрабатывающих отраслях промышленности, а среди них — в высокотехнологичных и наукоемких. Спад производства имеет еще одно важное последствие: в условиях все большей открытости экономики он оборачивается потерей не только внешнего, но и внутреннего рынка.Катастрофически сокращается объем инвестиций, которые не обеспечивают условий даже для простого воспроизводства, не говоря уже об экономическом росте и структурной перестройке.Серьезным проявлением кризиса является дезорганизация финансовой системы и потеря контроля над денежным обращением. Особенно высокие темпы инфляции наблюдались в 1990-1994 гг., когда она протекала в режиме гиперинфляции. Все реформенные годы существовал бюджетный кризис, рос государственный долг, остро стояла проблема неплатежей.Социальные издержки кризиса проявляются в падении уровня жизни основной массы населения, растущей дифференциации доходов и деформации их структуры, обострении проблемы занятости населения.Кризис сопровождается обострением криминогенной ситуации в экономике. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни — отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

7 Этапы экономических реформ

В зависимости от характера решаемых задач в реформировании российской экономики условно можно выделить следующие этапы.

Первый этап: 1989-1991 гг. В начале этого этапа в бывшем СССР после неудавшихся попыток «перестроить» социализм было решено провести рыночные реформы, рассчитанные на десятилетия и осуществляемые сверху в условиях устойчивой власти и преемственности. Но попытка эволюционного перехода к рынку под руководством КПСС, так же как попытка «перестройки», не удалась. Ситуация в экономике резко ухудшилась. Стал обостряться экономический кризис.

Второй этап: 1992-1994 гг. Начало этапа связано с распадом Советского Союза и образованием суверенного Российского государства. По методам проведения и содержания это был этап «шоковой терапии». В указанные годы произошла либерализация экономики, включающая освобождение цен, свободу предпринимательской деятельности, либерализацию внешнеэкономических связей и валютно-финансовой сферы; была проведена крупномасштабная, но поспешная приватизация; были решены в основном задачи создания правовой базы реформ. В итоге стали складываться внешние формы рыночных отношений, возникло большинство рыночных институтов, произошла нормализация потребительского рынка (правда, в основном за счет импорта). К приоритетным задачам данного этапа правительство относило также финансовую стабилизацию, но добиться ее к концу 1994 г. не удалось.

Третий этап: 1994-1996 гг. На данном этапе не происходило существенных институциональных преобразований. Государство сосредоточилось на текущем регулировании экономики, в частности, на задачах финансовой стабилизации. В результате удалось преодолеть гиперинфляцию, был разрешен валютный кризис, обеспечена внутренняя конвертируемость рубля, достигнут положительный внешнеторговый баланс. Были выработаны механизмы смягчения кризиса неплатежей. В целом удалось в определенной степени нормализовать финансовую сферу, но экономический кризис продолжался.

Четвертый этап реформ начался в 1997 г.

Приоритеты этого этапа— структурная перестройка и достижение устойчивого экономического роста. Соответственно важнейшими задачами являются:

  • обеспечение высоких темпов роста инвестиций, необходимых для динамичного развития и структурных сдвигов;
  • продолжение институциональных преобразований, завершение правовой реформы;
  • обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте, повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий;
  • осуществление реформы социальной сферы с целью повышения ее эффективности, рост реальных доходов населения, борьба с бедностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"