Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

Экономия теория .doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

 

18. Виды рыночных  структур. Основные черты совершенной  конкуренции.

Рыночные структуры: 1) совершенная конкуренция;2) монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия.

Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.Основные черты совершен. конкуренции:

1.Рынок состоит  и многих конкурентных продавцов,  каждый из которых продаёт  стандартизированную продукцию  многим покупателям.

2.Каждая фирма имеет  очень небольшую долю общего  выпуска, продаваемого на рынке, менее 1% общих продаж за любой данный период времени.

3.Ни одна из фирм  не рассматривает конкурентов  как угрозу её рыночной доле  продаж. Фирмы, таким образом,  не интересуются производственными  решениями своих конкурентов.

4.Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов

5.Вход на рынок и  выход с него для продавцов  стандартизированных товаров свободный.

Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные  предприятия и их объединения, которые  охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В  силу этого возникает несовершенная  конкуренция. В отличие от совершенной  она ограничена влиянием монополий и государства. 
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.

Одна из моделей - монополия, для  которой характерны: 
Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги); 
Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

Диктуемая цена (чистая монополия  диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано. 
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.

Ее отличительные признаки:

Существует достаточно большое  число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор; 
Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи; 
Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию  к получению ими нормальной прибыли  в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны: наличие нескольких фирм; тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над ценой; наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль; неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен. 
Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта, 
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы,  методы прямого насилия – поджоги, убийства. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей. 
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг.

 

19. Поведение  конкурентной фирмы в краткоср. и долгоср. периодах.

Фирма – это экон.ед-ца, к-ая исп-ет факторы производства для изготовления и продажи др.фирмам, домохозяйствам и гос-ву, самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли.

Равновесие  совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Осн.черты рынка совершенной конкуренции: 1. Осн. черта – на рынке существует множество фирм, ни одна из них не занимает значительной доли рынка. 2. Продукция является однородной. Каждая из фирм производит и предлагает стандартизованную продукцию, поэтому при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукты, т.к. на рынке продукты фрм являются аналогами. Отсутствуют условия для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие значительного контроля отдельной фирмы над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма пр-ва, что это не оказывает влияния на цену. Отдельная фирма находится во власти рынка. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из неё любой фирмы. Т.е. любая новая фирма имеет равные возможности производить эту продукцию наряду с существующими (с т. зр. доступа к гослицензиям, цен на ресурсы). 5. Отсутствие на рынке монополии и монопсонии, серьёзного госрегулирования.

  Валовой доход  – это величина продаж фирмы.  Он равняется цене того, что фирма производит, умноженной на кол-во проданных единиц производства. Средний доход – доход на проданную ед. товара. Он = цене. Предельный доход – изменение валового дохода разделенное на изменение количества. Т.е., предельный доход – изменение валового дохода, являющееся рез-том увеличения на единицу количества продаж. В случае совершенной конкуренции, предельный доход = цене и не изменяется при изменении кол-ва.  Равновесие на рынке соверш. конкуренции – ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, и любое нарушение равновесия лишь ухудшит ее положение. Равновесие фирмы в условиях, когда она выбирает оптимальный выпуск продукции, достигается, если предельный доход равен предельным издержкам. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма не всегда получает экон. и нормальную прибыль. Она сможет работать либо с прибылью, либо с убытками, т.к. в краткосрочном периоде невозможно расширить или сократить пр-во.

Равновесие  совершенно конкурентной фирмы в  долгоср. периоде. Долгоср. период отличается тем, что производитель м. увеличить свои возможности, и число фирм м. измениться. В долгоср. периоде решение фирмы об объёме пр-ва будет приниматься по-другому (не так, как в краткосрочном). Число издержек м. увеличиться или сократиться. Равновесие на рынке будет достигнуто, когда для фирм не будет стимула для входа и выхода из отрасли.

 

21. Монополистическая  конкуренция. Равновесие фирмы  в краткосрочном и долгосрочном  периодах.

      Рынок монополии: 1. Фирма – единств.  производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли. 2. Продукт явл. уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий спец. доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экон., юрид. барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во м.б. тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при совр. уровне технологй низкие издержки на ед-цу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль м.б. ограничено гос-вом путём выдачи лицензии.

 Рынок монополист. конкуренции: 1. Большое число мелких  фирм (25, 50, 70 и т.д.). Из наличия  такого числа фирм вытекает  несколько важных черт, характерных для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно огранич. контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме пр-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость м/д ними, поэтому каждая их них проводит независимую экон. политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности 1го продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относит. легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.

Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Основные черты рынка совершенной конкуренции: 1. Основная черта – на рынке существует множество фирм, ни одна из них не занимает значительной доли рынка. 2. Продукция является однородной. Каждая из фирм производит и предлагает стандартизованную продукцию, поэтому при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукты, т.к. на рынке продукты фрм являются аналогами. Отсутствуют условия для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие значительного контроля отдельной фирмы над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма пр-ва, что это не оказывает влияния на цену. Отдельная фирма находится во власти рынка. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из неё любой фирмы. Т.е. любая новая фирма имеет равные возможности производить эту продукцию наряду с существующими (с т. зр. доступа к гослицензиям, цен на ресурсы). 5. Отсутствие на рынке монополии и монопсонии, серьёзного госрегулирования.

 Валовой доход –  это величина продаж фирмы.  Он равняется цене того, что фирма производит, умноженной на количество проданных единиц производства. Средний доход – доход на проданную ед. товара. Он равняется цене. Предельный доход – изменение валового дохода разделенное на изм-ние количества. Т.е., предельный доход – изменение валового дохода, являющееся рез-том увеличения на единицу количества продаж. В случае совершенной конкуренции, предельный доход равняется цене и не изменяется при изменении кол-ва.  Равновесие на рынке совершенной конкуренции – ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, и любое нарушение равновесия лишь ухудшит ее положение. Равновесие фирмы в условиях, когда она выбирает оптимальный выпуск продукции, достигается, если предельный доход равен предельным издержкам. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма не всегда получает экон. и нормальную прибыль. Она сможет работать либо с прибылью, либо с убытками, т.к. в краткосрочном периоде невозможно расширить или сократить пр-во.

Равновесие  совершенно конкур. фирмы в долгоср. периоде. Долгоср. период отличается тем, что производитель м. увеличить свои возможности, и число фирм м. измениться. В долгосрочном периоде решение фирмы об объёме пр-ва будет приниматься по-другому (не так, как в краткосрочном). Число издержек м. увеличиться или сократиться. Равновесие на рынке будет достигнуто, когда для фирм не будет стимула для входа и выхода из отрасли.

 

22. Олигополия. Модели  поведения олигополиста.

 Олигополия ("немного продавцов") – тип рынка, когда несколько фирм контролируют осн. его часть. Черты Оли-лии: 1. Немногочисленность фирм, господствующих на рынке (3, 5 и более фирм). Важно, чтобы эти фирмы доминировали в пр-ве и сбыте продукции. 2. Ограниченность вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, т.е. с величиной капитала, необходимого для внедрения в отрасль. Также бол. расходы на рекламу, действия вед. фирм отрасли препятствуют внедрению новых фирм. 3. Взаимозависимость господствующих в отрасли фирм. Т.к. на рынке конкурируют несколько фирм, то каждый участник олигополии следит за конкурентами и взвешивает свои действия в соответствии с этим. Оли-лия существует тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая д. оглядываться на остальные.

 Чистая олиг-лия – предприятия производят однородный, стандартный продукт, идентичность определяет единую цену на него. Дифференцированная олигополия – предприятия, производящие разнообразную продукцию 1го функцион. назначения. Жесткая олигополия – на рынке господствуют 2-3 фирмы. Расплывчатая олигополия – 6-7 фирм делят 80 % рынка, остальные фирмы – оставшуюся часть.

 Для ценообр-ния в условиях  олигополии хар-но: 1. Жесткие, негибкие  цены, т.е. изменяющиеся реже, чем  при монопол. конкуренции. 2. Когда олигополист. цены изм-ются, все фирмы изменяют цены вместе. Наиболее простая форма тайного сговора м/д фирмами – картель. Это соглашение об уровне цен и о выпуске продукции, определяется единая цена м/д фирмами, а объём пр-ва квотируется.

23. Рынок труда.  Заработная плата.

Развитая рын. эк-ка предполагает товарный характер продуктов труда и раб. силы. Задача – формирование и эффект исп-ния рынка рабочей силы. На этом рынке определяется зарплата, условия труда, возможности профессионального роста, гарантия занятости. Рынок труда отражает осн. тенденции занятости, её структуру, динамику безработности; множество отн-ний по поводу спроса и предложения раб. силы. Отн-ния имеют территор. хар-р, проявляют себя в рамках региона, именно там, где протекает процесс воспроизводства населения, трудовых ресурсов.

 Различные экон. школы по-разному  трактуют рынок труда. Сторонники совр. неокласс. теории рассматривают его как обычный рынок, не видят специфики, подчеркивая, что он действует на основе ценового равновесия. Спрос и предложение раб. силы регулируется зарплатой. Инвестиции в образование и квалификацию – аналог инвестиций в машины и оборудование. Маркс.школа рассматривала рынок труда как особенный. Специфика товара раб. сила в том, что он создаёт стоимость, а все пр. ресурсы лишь переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции. Раб. сила как субъективный фактор пр-ва м. активно влиять на спрос и предложение, на свою рын. стоимость.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"