Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

Экономия теория .doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

  Большинство  экон-стов полугают, что рынок  труда подчиняется законам спроса и предложения. На него влияют не только макроэкон. факторы, но и соц-ные. Факторы, влияющие на рынок труда: 1. Демограф. факторы – уровень рождаемости в стране, половозрастная система. 2. Динамика миграц.процессов. В совр. процессах в рез-те иммиграции растёт процент рабочих-мигрантов в раб. силе. 3. Спрос на труд зависит от величины з/п: при росте з/п спрос на труд снижается, и наоборот.

  Стоимость раб.  силы – з/п. Под з/п понимают также оплату челов. капитала (термин впервые появился у Фишера) – это тот капитал, к-ым располагает раб. сила – уровень образования, проф.подготовки, опыт труд.деят-ти, уровень здоровья, т.е. совокупность всех производств. качеств работника. Чем выше уровень развития пр-ва, тем выше требования к работнику и зарплата. Различают номинальную и реальную з/п. Номинальная – сумма денег, к-ую работник получает за свой труд. Реальная – кол-во благ, к-ые он м. приобрести на свою з/п. з/п зависит от величины номинальной з/п и от уровня цен (инфляции). Чем выше цена, тем ниже реальная з/п.

 

25. Совокупный спрос  и совокупное предложение. Факторы,  влияющие на них.

Совокупный спрос (АD)- реальный объем нац. произв-ва, к-ый потребители (част.лица, предприниматели и гос-во) готовы купить при различных возможных уровнях цен./Или сумма потребностей в обществе, выраженная в ден. форме и представленная на рынке.

AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию эк-ки: AD=C+I+GP+X, где C–совокупный спрос индивидуумов и домохоз-в;I–инвестиции, или спрос на капит. оборудование со стороны предпринимателей; GP-госзакупки,или спрос на товары и услуги состороны гос-ва; X-разность м/д спросом иностранцев на отеч. товары.

 Чем ниже уровень цен, тем  больший объем нац-го продукта  м/купить потребители, а рост  уровня цен вызывает сокращение  совок. спроса. На тесноту и  вид связи м/д объемом и уровнем  цен оказывает влияние ряд  макроэкон. эффектов:

1.эффект %ной ставки – уровень цен обуславливает кол-во денег,необ. Дом.хоз.,Чем ниже уровень цен,тем меньше денег нужно хоз-ву-люди сберегают-приобретают активы,приносящие %-% ставка ниже.Более низкие% ставки стимул. Инвестиции.Т.о. более низкий уровень цен ведет к снижению% ставки и увеличению расходов на инв.товары-способствует росту спроса в целом.

2.эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) – при снижении уровня цен,люди покупают большее кол-во товаров и услуг.

3.Эффект импортных  закупок.Рост цен внутри страны-покупают больше импортн.-сокращается экспорт и сниж спрос.

На уровень совокупного  спроса оказ-ют влияние неценовые факторы (детерминанты):

1.личное  потребление: благосостояние, налоги, цен. дефиц. ожидания.,задолжности потребителей.

2.инвестиционные расходы: %ставка,ожидание прибыли от инвест,налоги,введение новых технологий..

3.госрасходы: увеличение гос.расходов, провед. гос. программ.

4.экспорт нац доход в заруб.странах,обменные курсы валют.

Совокупное предложение (AS) проявляется как стоимость произведенной эк-кой страны товаров и услуг, к-ые планируется реализовать в данном периоде. AS зависит от размера затрат, изменений на каждом факторном рынке,изменений в технологиях и производительности кажд фактора. Он отражает связь м/д объемом совок. выпуска(Y) и общем уровнем цен(Р) в эк-ке. Эта связь выражается кривой совокупного спроса. Она показывает кол-во товаров и услуг, к-ые потребители готовы приобрести, при каждом возможном уровне цен.

1)Кейнсианский(гориз)Эк.кризис.Факт  уровень нац.произ-ва меньше потенц.Если  увеличить степень занятости,то  это никак не отраз. на ценах.

2)Промежуточный.Увеличение объема  производства сопров. Ростом уровня цен.(неравн.эк.развития)

3)Классич.:(верти)Эк-ка достигла  полного исп-я ресурсов.Любое  повыш цен не приведет к  росту произв.


В структуре совокупного  спроса выделяют:

1 спрос на потреб.товары  и услуги (С)

2 спрос на инвистиц. товары (I)

3 спрос на товары и услуги со стороны гос-ва (G)

4 спрос на чистый экспорт  или внешнеэк. расходы (NX)

Движение вдоль кривой АD отражает изменение Y в зависимости от динамики общего ур-ня цен (Р). Отрицательный наклон кривой можно объяснить из ур-ния Фишера. Т.е чем выше ур-нь цен, тем меньше реальных денег в эк-ке, т.е. тем меньше кол-во товаров и услуг можно приобрести. Кроме этого эта зависимость объясняется изменением каждого элемента совокупного спроса от изменения цен, что характеризуется следующими эффектами:

1)Эффект % ставки. Повышение ур-ня цен ведет к росту % ставки, сокращению спроса на заемные ср-ва (инвестиции)→сокращение АD.

2)Эффект богатства или эф. реальных  кассовых остатков. Повышение ур-ня  цен→уменьшению покупательной способности  накопленных активов и след-но к сокращению накопленных активов и → к сокращению реального бог-ва.

3)Эффект импортных закупок. Рост  цен ведет к относит. удешевлению  импорта и удорожанию экспорта. Доля импорта возрастает, а доля  экспорта сокращается. Поэтому  сокращается объем чистого экспорта и →сокращ. Y

К неценовым факторам влияющим на У относятся любые, котор. Воздействуют на С, I, G, NX. Например:

1 изменение благосостояния  потребителей, их ожидания, налоги-влияют  на C

2 изм. %ставки, субсидии, льготные налоги инвесторам-влияют  на I

3 изм. жалования чиновников, реализация гос. программ, расходы на оборону-влияют на G

4 изм. Валютных курсов  в условии торговли на внешних  рынках и т.д. влияют на NX

Факторы:1.Цены на ресурсы(земельные, трудовые, капитальные), повышение к-ых увеличивает издержки пр-ва и в рез-те понижает совокупное предложение. 2.измен. в производит.. Оказывает  влияние рост производительности. Увеличение производ. Понижает стоимость ед. продукта. Рост производительности понижает сов. Предложение, и наоборот.3.Изменение правовых норм, увеличение ставок налогообложения-уменьшает совок. предл. А различные льготы действуют наоборот.

 

 

 

26. Потребление  и сбережение. Факторы, определяющие  их уровень.

Потребление – расходы населения на приобретение матер. благ и услуг. – С. Сбережение – часть личного дохода за вычетом расходов на личное потребление. – S.

Y = C + S, где Y – доход.

И потребление и сбережение зависят от величины располагаемого дохода, поэтому рассмативают ф-цию потребления и ф-цию сбережения (прямые завис-ти):

Для полного подр. описания ф-ции потребления и сбережения вводятся показ-ли:

  1. APC = C/Y – средняя склонность к потреблению – уровень потребления в расчете на ед. располагаемого дохода, доля располагаемого дохода ср.значения для потребления.
  2. APS = S/Y – средняя склонность к сбережению – объем сбережений на еденицу располаг-ого дохода, доля располаг-ого дохода, к-ая исп-ется для сбережения.
  3. MPC = ÙS / ÙY – предельная склонность к потреблению – прирост потребления на дополнит-ую ед-цу располаг-ого дохода, показ-ет на ск-ко изм-ит потребление при изм-ии располаг-ого дохода на ед-цу.
  4. MPS = ÙS / ÙY – предельная склонность к сбережению – прирост сбережения в расчете на дополнит-ую ед-цу располаг-ого дохода показ-ет изм-ие сбережения при изм-ии дохода на ед-цу.

MPC + MPS = 1.

На величину и соотн-ние м/д потреблением и сбережением оказ-ют влияние след. факторы: 1.Располагаемый доход, 2. Накопление богатства, 3. Уровень налогооблажения, 4. Уровень цен. 5. Потребительское ожидание, 6. Потребительская задолженность, 7. Структура населения.

 

27. ВНП и методы его расчета. ВВП.

Для измерения объема нац. продукта экон.теория и практика исп-ют ряд показ-лей, среди к-ых центральное  место занимает показ-ль валового нац-ого продукта. ВНП представляет рын. стои-ть товаров и услуг, произведенных в гос-ве за опр-ый период. В состав ВНП входит стоимость всех созданных в гос-ве в каком-либо году средств произ-ва, предметов потребления и услуг с пом. факторов произ-ва, к-ыми владели в тот период граждане и орг-ции данной страны как на ее территории, так и за рубежом.

Д.т.ч. правильно измерить ВНП, необ-мо включить в его стоимость  не все созданные продукты и услуги, а только конечные. Конечными товарами и услугами явл. только те, к-ые предназначены для непосредственного потребления и не исп-ются в целях промежуточного потребления. Существенный недостаток ВНП – он не в состоянии оценить и вобрать в себя ряд качеств. хар-тик продукции и услуг. Как обобщающий показ-ль экон-ой деят-ти людей он фактически не способен фиксировать и выражать издержки общества, связанные с исп-ем в хоз. целях среды обитания.

ВНП-совокупн стоим продукции  и услуг нац. предприят независимо от их местонахожд.Т обр,ВНП отлич  от ВВП на сумму факторных доходов ВНП=ВВП+факторн доходы, ВНП=ВВП+ (Дс-Ди) (факторн дох),Дс-дох собств предпр страны,Ди-доходы иностр. предприят,нах-ся в данн стране.  Разв странах разница м/у ВВП и ВНП сост прибл 1%

Для практич. анализа  нужно знать, какой объем продукта и услуг произведен исключительно  на территории данной страны, вне завис-ти от того, кто явл. его собственником. В этих целях исп-ется модификация ВНП – валовой внутренний продукт ВВП – общая сумма рын. стоимости конечных продуктов и услуг, произведенных на территории данной страны (за опред. время всеми производителями). Для большинства стран различия ВНП и ВВП невелики, поэтому на практике для расчетов оба показателя исп-ся параллельно. В наст.вр. более распространен - ВВП. ВВП – гл. базовый показ-ль; результат функционирования нац.эк-ки. Оба этих показ-ля отражают рын. стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в эк-ке за опр-ый период вр. (год). à Т.о. гл. хар-ками этих показ-лей явл.:

1.они отражают стои-сть  конечных, т.е. готовых к употреблению, товаров и услуг. (Но стои-ть  промежуточных товаров в расчет  не берется);

2.охватывают рез-ты  деят-ти всех отраслей как матер., так и нематер. произв-ва;

3.отличаются др. от  др.: ВНП рассчитывается по нац.  признаку (как рез-т деят-ти граждан  данной страны), ВВП – по территор. признаку (как результат деят-ти  экон-их субъектов, находящихся  на территории данной страны).

ВВП = ВНП + доход иностранцев  на тер. данной страны – доход нац. факторов за границей.

ВВП считается 3осн.способами:

  1. по расходам, при расчете ВНП выделяют 4 осн. Границы расходов:
  • С – потребит. расходы – стои-ть тов. и услуг, приобретаемых домохоз-вами à включают расходы на потребит-ие товары длит. пользования и расходы на услуги.
  • I – инвестиционные расходы (Валовые частные внутр. инвестиции) – стоимость инвестиц-ых товаров, приобретаемых бизнесом à включают стоимость машин и оборудования или все строительство (произведенное и жилищное), изменение запасов. Все, что связано с расширением произв-ва.
  • G – гос-ые закупки – все расходы на приобретение конечных продуктов фирм и р-сов домохоз-в, осущ-ые правительствами разных уровней (воен. расходы, строительство гос-ых и т.д.) à не включают трансфертные платежи, т.к. эти расходы не связаны с текущим произв-ом.
  • NX – чистый импорт – внешние экон-ие расходы à это величина, на к-ую заруб-ые расходы на тов. и услуги превышают нац-ые расходы на заруб-ые тов. и услуги, т.е. разница м/д экспортом и импортом:  NX = X – M.

GIP = C+I+G+NX.  ß основное макроэк-ое тождество

  1. по доходам, при расчете ВВП суммируют:
  • все виды факторных доходов (получают нац-ый доход) à Это: 1- з/п (оплата труда работников, к-ая осущ-ется бизнесом и гос-вом), а также все виды дополнит-ых выплат; 2- рента – доход домохоз-в и фирм от владения землей и капиталом; 3- процент – денежный доход, выплачиваемый частным бизнесом поставщикам денежного капитала; 4- прибыль – доход от собственности некорпорированной предпринимателей и доход корпораций.
  • Два вида платежей недоходного хар-ра: 1- амортизация (связана с износом оборудования) – расходы на потребление основного капитала, т.е. возмещение износа оборудования, зданий и т.д.; 2- косв. налоги на бизнес – такие, к-ые увеличивают цену товаров (НДС, акцизы и т.д.).
  • Чистый доход, созданный иностр. факторами на территории данной страны (т.е.: доходы иностранцев данной страны – доходы нац-ых субъектов за границей).
  1. в произв-ве, расчитывается по добавленной стоимости, т.е. учитывается стоимость, к-ая добавляется каждой фирмой и отраслью в создании ВВП.

Добавочная  стоимость – доход фирмы за вычитом стои-сти материалов, купленных ею для производства продукции.  Величина ВВП здесь представляет собой суммированную по эк-ке добавленную стоимость.

ВВП различают:

Номинальный à опр-ет кол-во произведенной в стране продукции с учетом изм-ий цен на нее (т.е. опр-ет стоимостной объем выпуска). Рассчитывается в ценах текущего года.

Реальный à кол-во, произведенной в стране продукции без учета изм-ия цен на нее (т.е. физ. объем). Рассчитывается в сопоставимых ценах.

Т.о. на величину Номин. ВВП  оказывают влияние 2 фактора: динамика реального объема произв-ва и динамика уровня цен.

Отн-ние номин. ВВП  к реальному наз. дефлятором ВВП.

Т.е. он показывает изм-ие общего уровня цен,т.е. дефлятор показывает во ск-ко раз выросли цены в данном году по сравнению  с базисным. Дефл=номин ВНП/реальн ВНП.

 

29. Сущность  инвестиций, их виды. Факторы, влияющие  на спрос и предложение инвестиций.

Инвестиции – фин. ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, на повышение кач-ва продукции и услуг, в образование кадров и на научные иссл-ния./Те экон. ресурсы, к-ые направляются на увел-ние реального капитала общ-ва, в т.ч. и человеческого.

   Инвестиции –  это вложения в какой-л. капитал  (ден., челов.) с целью увеличения  дохода собственника или владельца  указанного капитала. Если доход  увеличивается в масштабе всей  НЭ, такая ситуация приводит к  мультипликативному эффекту. Мультипликатор (приращ. дохода к приращ.инв.) – числовой коэф-т, показывающий изменения к-л величины в эк-ке при воздействии на каждую ед.этой величины.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"