Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

Экономия теория .doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

   Первоначально  рынок рассм-лся как место розничной  торговли (базар). С развитием товар.  обмена рынок стал рассматриваться  как форма товарно-ден. обмена. Котлер рассматривал рынок как  совокупность покупателей.

   Сегодня рынок рассм-ется как тип хозяйств. связей м/д субъектами хозяйствований, как система экон. отн-ий м/д экон. субъектами, складывающихся в связи с форм-нием рын. цен, колеблющихся в зав-сти от спроса и предл-ния.

Основы рын. экономики:

1.Многообразие  форм соб-сти при преобладании частной собственности.

2.Свобода в  принятии экон. решений.

3.Возможность  для продавцов и покупателей  выбора контрагентов.

4.Независимость  экон.субъектов.

5.Наличие конкуренции.

6.Достоверная  информация о рынке у его  субъектов.

7.Право субъектов самим опред-ть цены на свои товары.

8.Наличие развитой  рыночной инфраструктуры.

9.Наличие тесной  связи с мировым рынком.

 Инфраструктура  рынка - это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих  рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования (банки, биржи, др. орг-ции обслуживания рынка).

Основные функции  рынка:

1.Ценообразующая - взаимодействие спроса и предложения  формирует рыночную цену.

2.Информационная - рынок осуществляет сбор и  переработку инф-ции о наличии необходимых товаров (о предложении), о спросе потребителей, о техн., производ. возможностях производителей и о тех направлениях, где м. приложить усилия для достижения собств. целях.

3.Распределительная  - рынок эффективно распределяет  огранич. ресурсы (труд, земля, капитал и др.) поср-вом конкуренции (а не в администр., централиз. порядке).

4.Стимулирующая  - стимулирует и обеспечивает  возможность предприним. деят-сти,  что важно для экон. развития.

5.Контролирующая - контролирует качество продукции  и выделяет степень эффективности каждой фирмы.

6.Сонирующая (оздоравливающая,  очищающая) – ч/з механизм конкуренции  происходит очищение рынка от  неконкурентоспособных предприятий.

7.Интегрирующая  (объединительная) - рынок связывает  воедино производителей и потребителей. Рынок - это центр, объединяющий экономику в единое целое.

8.Координирующая  – корд-рует действия экон. агентов.

9.Дифференцирующая - рынок дифференцирует товаропроизводителей (расслоение); посредством ры. механизма  одни товаропроизводители разоряются, др., наоборот, увеличивают свои прибыли.

10.Форм-ние структурных  пропорций в эк-ке и объёма  производства разл. товаров и  услуг (преобладание 1х отраслей  произв-ва над др. - нефтяной рост  ВВП в РФ).

11.Способствует  расширению экон. пространства, устраняет нац. границы.

Преимущества  рынка:

1.Св-во саморегуляции,  выс. адаптивность, гибкость рын.  цен.

2.Эффективное  распределение ресурсов.

3.Наличие конкуренции.

4.Свобода и  независимость субъектов рынка.

5.Бездефицитность  экономики.

Недостаточность рынка (фиаско, провалы рынка):

1.Рынок сам  по себе не в состоянии решить  проблему занятости.

2.Рынок не  создаёт стимулов для производства  товаров и услуг коллект. пользования  (т.е. обществ.блага: дороги, дамбы,  обществ.транспорт, здравоохранение  и т.д.).

3.Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

4.Не обеспечивает  развитие фундаментальных исследований  в науке.

5.Ориентирован  не на производство соц.-необходимых  товаров, а на удовлетворение  потребностей тех, кто имеет  достаточный уровень дохода.

6.Не участвует  в формировании и поддержании  обороноспособности.

7.Др. недостатки.

 

7. Труд. теория  стоимости и теория предельной  полезности, их основные положения.

Экон. теория, к-ая определяет стоимость трудом (Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс) получила название труд. теории стои-ти. Согласно ей, стои-ть определяется трудом, а цена - это ден. выражение стои-сти товара. Все др. факторы, кр. труда, в этой теории не играют роли в образовании стоимости.

В 70-е года 19 века разные учёные в разных странах в одно и то же время создали теорию полезности, к-ая утверждает, что сведение стои-ти к затратам труда неприемлемо. Термин "стои-ть" они заменили термином "ценность" и считали, что ценность блага определяется не трудом, а степенью полезности блага.

Полезность - это удовлетворение, удовольствие, которое люди получают от исп-ния благ.

В экон. теории марксизма  полезность (потребительная стоимость) рассматривается как объективное  свойство товара, созданное конкретным трудом товаропроизводителя.

В теории полезности полезность рассматривается как субъект. оценка блага. Полезность и определяет цену товара (а не абстрактный общечеловеческий труд).

Сначала полезность в рамках рассматриваемой теории отмечалась как единственный фактор, определяющий цену.

В 90-е годы 19-го века был сделан следующий шаг в развитии теории полезности. Альфред Маршалл (англ. Эк-ст) показал, что цены определяются полезностью благ со стороны спроса и издержками производства со стороны предложения.

Ключевой категорией в этой теории явл. предельная полезность (то есть, доп. полезность) послед. единицы потребляемого блага: по мере насыщения потребности в данном благе его потребность падает.

 

9. Капитал, его  сущность и виды. Осн. и оборотный  капитал. Амортизация.

  Капитал  - важнейший фактор производства. Произв-во - это целесообразная деят-сть людей, выражающаяся в воздействии на вещество природы с целью превращения его в необходимые для потребления блага.

 Постоянное  возобновление, повторение процесса  произв-ва наз. воспроизводством. Возобновление процесса производства в неизменном масштабе  - это простое воспр-во. Возобновление процесса произв-ва в увеличивающимся масштабе наз. расширенным воспр-вом.

 Трактовки  сущности капитала многообразны. Н-р, физиократы (физио - природа,  кратос - власть: власть природы) считали капиталом средства производства, используемые в с/х и земледелии.

 Класс. экон.теория (А.Смит и Д. Рикардо) считала  капиталом средства производства  и запасы.

 В экон.теории  марксизма капитал - это самовозрастающая  стоимость, т.е. ср-ва производства, деньги сами по себе - не капитал. Деньги превращаются в капитал, когда на них покупается особый товар – раб. сила, обладающая способностью создавать стоимость большую, чем она сама имеет. И вот эта разница м/д вновь созданной стоимостью наёмным работником и стоимостью товара, раб. сила - это прибавочная стоимость, т.е., капитал возникает вследствие потребления товара, раб.сила. И, исходя из этого, даётся понятие капитала: капитал - это не вещь, а исторически определённое обществ.-производственное отношение (капитал - неоплаченный наемный труд раб. класса, ценность его труда свыше его оплаты).

Неоклассическая теория (Альфред Маршалл): на уровне микроэкономики капитал - это та часть  богатства, которая, независимо от способа  и сферы применения, м.б. использована для получения дохода. А на уровне макроэкономики капитал - это вся совокупность средств производства, к-ую можно использовать для производства материальных благ.

Джон Кейнс  считал, что капитал - это богатство, способное приносить доход, больший, чем процент по депозиту в банке.

Йозеф Шумпетер: капитал - это фонд покупательной  силы. Т.е., это деньги и платёжные  средства, на к-ые приобретаются средства производства, обеспечивающие прогрессивное  развитие общества.

Совр. трактовки  капитала исходят из того, что капитал - это равноправный фактор производства, наряду с трудом и землёй. Не признаётся деление капитала на постоянный и переменный и, в шир. смысле, под капиталом понимается имущество, способное приносить доход.

Различают вещественный (реальный) капитал (капитал в физ. форме) - это те капитальные блага, к-ые служат для производства других товаров и услуг. К ним относят средства производства длительного и краткосрочного пользования, ден.капитал.

Денежный капитал - это, во-1ых, ден. средства для приобретения средств производства и, во-2ых, ден. выражение стоимости составляющих реального капитала (машин, оборудования и т.д.).

Финансовый капитал - это капитал фин. группы, имеющей  возможность устанавливать контроль над производством благодаря  владению акциями предприятий.

 Челов. капитал - это  знания, умения, навыки, приобретённые  в процессе образования, профессиональной  подготовке, опыта. Величина этого  капитала оценивается потенциальным  доходом, к-ый он м. приносить.Капитал  - это не первичный, а вторичный фактор производства. Это означает, что он возникает благодаря таким производств. факторам, как труд и земля.

Существуют разл. критерии класс-ции видов капитала.

1.По форме соб-сти на  капитал: 1)Частный капитал, 2) Гос.  капитал, 3) Смешанный капитал, 4) Иностр. капитал.

2. По источникам формирования: 1) Собственный, 2) Заёмный 

3.По направлениям использования:  а. капитал, идущий на восстановление, реконструкцию, капитальный ремонт, б. капитал, идущий на строительство  новых, на расширение действующих.

4.По форме: 1) Денежная, 2) Товарная, 3) Производительная

 Промышл. капитал - это  капитал, вложенный в любую  отрасль матер. производства (в  добывающую, обрабатывающую, строительсто, с/х, транспорт).

 Капитал находится  в движении и в этом движении  отмечают разл. стадии. Пром. капитал в своём движении проходит 3 стадии:

1.Движение в сфере обращения.  Деньги исп-ся для найма работников  и покупки средств производства. Деньги выступают как ден. капитал,  к-ый превращается  на этой  стадии в производительный капитал. Деньги - Товар (раб. сила и средства производства).

2.Процесс произв-ва. На  этой стадии раб. сила и средства  производства соединяются для  произв-ва товара и, в рез-те, производятся товары с возросшей  стоимостью и производительная  форма капитала превращается в товарную форму.: Товар (Раб. сила и средства произв-ва) ... Производство ... Новый товар

3.Капитал из товарной  формы превращается в денежную (реализация товаров): Новый товар  - Новые деньги.

 Последовательные превращения  капитала из 1ой формы в др. и прохождение его ч/з 3 стадии наз. кругооборотом капитала: Д-Т(РС+СП)...П...Т'-Д'

 Разные части капитала  по-разному осущ-ют своё движение  и по-разному переносят стои-ть  на изготовляемый товар. Та  часть функционирующего капитала, к-ая затрачивается на средства труда, полностью принимает участие в производстве, но переносит свою стоим-ть на товар по частям в течение ряда периодов производства, называется осн.капиталом.

 Средства труда - это  все те вещи, с помощью к-ых  человек воздействует на предметы  труда. Та часть функционирующего капитала, к-ая авансируется на предметы труда в течение 1го периода производства переносит свою стоимость на изготовляемый товар и возвращается к собственнику после реализации товара, наз. оборотным капиталом.

 Амортизация  - это ежегодные отчисления, показывающие объём капитала, потреблённого в процессе произв-ва в отдельные годы (они исп-ся на возмещение и потребление капитала).

 

10. Спрос  и предложение, факторы, влияющие  на них.

Спрос – представленная на рынке потребность в товарах, к-ые потребители м. купить при сложившихся ценах и ден. доходах потребителей. Спрос форм-ся под влиянием потребностей, подкреплённых ден. возможностями, т.е. платёжеспособный спрос. Если он отсут-ет, то реального спроса не сущ-ет. Величина спроса – кол-во товаров, к-ые покупатели хотят и м. приобрести по данной цене в течение опред. времени. Закон спроса – обратная завис-сть м/д рын. ценой товара и его кол-вом: чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Согл. закону спроса, кол-во покупаемых товаров зависит от уровня цен. При снижении цены потребитель заинтересован приобрести больше товаров, возникает эффект дохода – это доля изм-ния предъявляемого спроса на подешевевший товар, вызванная выросшей соотв-но покупат. способностью. Товар при снижении цены на него дешевеет отн-но др. товаров, покупать его становится отн-но выгодно. Эффект замещения – та часть возросшей вел-ны спроса на подешевевший товар, к-ая образовалась от замены менее дорогост. товаром др. товаров, ставших отн-но дороже. Закон спроса определяет функц-ние всего рын. механизма. Не действует только в случаях ажиотажного спроса, вызванного ожиданием увел-я цен и в отн-нии редких и дорогост. товаров (золото, антиквариат).

Факторы, влияющие на спрос. Опред.фактор спроса – цена. Нецен. факторы: 1. Изм-ние в ден. доходах нас-ния: выше доходы – выше спрос, и наоб-т. 2. Изм-ние цен на др. товары, особенно на товары заменители (субституты). 3. Изм-ния в структуре нас-ния. 4. Экон. пол-ка гос-ва. Н-р, выплата пособий малоим. нас-нию ведёт к увел-ю спроса на товары для данной группы. 5. Изм-ние потребит. предпочтений под воздействием рекламы, моды.

 Предл-ем наз. кол-во товаров и услуг, к-ые производители готовы продать по  опред. цене за опред. время. Завис-сть м/д ценой и предл-ем прямая: при пр. равных условиях по мере роста цен производитель предлагает большее кол-во товаров и наоборот. Пред-е отражает реакцию производителя на рост рын.цены. Когда цена растёт, у производителя появл. стимул производить бол. объём данного товара. Выс. цена стимулирует приход производителей в данную область.

Предл-е также м. изм-ся под влиянием нец. факторов: 1. Изм-ние издержек пр-ва, источников ресурса, налог. политики. Стои-ть факторов пр-ва снижается, следовательно производитель увеличивает пр-во. 2. Изм-ние цен на ресурсы: дороже ресурсы – меньше предл-ия, и наоборот. 3. Изм-ние цен на др. товары: если изм-ся цены товаров, при пр-ве к-ых исп-ся те же ресурсы, исп-емые в пр-ве этого товара. Перелив капитала в более выгодную отрасль. 4. Прир. катастрофы, экон. политика, войны влияют на сокращение предл-я.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"