Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

Экономия теория .doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

 

11. Рыночное равновесие. Избыток и дефицит.

Спрос – представленная на рынке потребность в товарах, к-ые потребители м. купить при сложившихся ценах и ден. доходах потребителей. Предложением наз. кол-во товаров и услуг, к-ые производители готовы продать по  опред. цене за опред. время

  Рынки передают  инф-цию о рын. ситуации посредством динамики цен. На основе этой инф-ции продавцы и покупатели планируют свою деят-сть. Форм-нием цен на рынке упраляют законы спроса и предл-ния, в рез-те их взаимодействия установливается рын., равновесная цена.

  Механизм  установления равновесия. Если цена на рынке установлена на низком уровне, то спрос будет большим, а предложение низким, след-но цена и предложение будет расти. Если цена на рынке установится на выс. уровне,  спрос будет низким, след-но цена будет падать. В рез-те таких колебаний цены на рынке устанавливается оптим. цена, к-ая устраивает и продавцов, и покупателей. Равновесная цена – это цена, при к-ой кол-во товаров, к-ое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, к-ое готовы продать

 

 

продавцы, при к-ой на рынке нет ни избытка, ни дефицита.

При такой цене устанавливается рыночное равновесия, то есть такая ситуация, при к-ой планы продавцов и планы покупателей полностью совпадают, предл-е равно спросу. Спрос и предл-е устанавливается под влиянием конкурентной борьбы. Но в реальной жизни рын. условия изменяются очень быстро. Падение спроса на товар при существ. цене ведет к появлению избытка, избыток давит на цену, при снижении цены предл-е сокращается, при новой цене планы продавцов и покупателей вновь совпадают.

 

13. Теория потребительского  поведения.

Теория потребительского поведения была разработана Кейнсом и с тех пор занимает ведущее положение в МЭ теории как важн инструмент экон-кого анализа.. Потребление предста собой основу сущ-ния общ-ва. Удовлетворение потребностей — цель материал производства в любой эк-ской системе, хотя ур-нь потребления различен в разных социальных группах. 1)Это зависит от множества фак-ров, основн из кот явл доход насел. Он определяет спрос потребителей на товары и услуги, поэтому под потребл в эк-ке понимается совок денежных расходов насел на приобретение товаров и услуг. Под предельной склонностью к потреблению (МРС) Дж.М. Кейнс подразумевал долю потребления в каждой дополнител $ единице располагаемого дохода: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход» Средняя склонность к потреблению {АРС) есть отнош потребления к величине располаг дохода: Он вывел 4 основ фактора, определяющих ф-цию потребления: 1.Потребление (Q явл фун-цией располагаемого дохода (DI). 2. Величина предельной склонности к потреблению (МРС) находится в пределах от 0 до 1, то есть 0 < МРС < 1. 3. С ростом доходов (DI) средняя склонность к потреблению (APС) падает, т.е. МРС < АРС. 4. С ростом располагаемого дохода (DI) предельная склонность к потреблению (МРС) падает. 1)потребление ориентировано на удовлетвор текущих нужд, или потребностей, насел, а сбережения — на то, чтобы за счет сокращения текущего потребления увеличить потребление в будущем. 2) если потребление существует во всех семьях, то сбережения осуществляются только теми семьями, доходы кот превышают средний ур-нь. 3) сбережения м.б. = 0, а могут достигать значит величины, т.е. амплитуда их колебаний широка. потребления, то оно не может = 0 и не должно быть ниже определ минимума, обеспечивающего биологическое сущ-ние чел-ка. ф-ция сбережения - выражает зависимость сбережений от располагаемого дохода насел в процессе их изменения. Средняя склонность к сбереж (APS) представляет собой выраженную в %-ах долю общего дохода, кот идет на сбережение. Под предельной склонностью к сбережению {MPS) понимают ту часть дополн дохода, кот идет на сбережение, или, др.словами, часть сбережений, содержащуюся в каждой дополнительно заработ денежной единице: МРС + MPS = 1. Основ факт-м, определяющим величину потребления и сбережений, явл ур-нь дохода. Но помимо дохода сущ-ет ряд др фак-ров, побуждающих потребителей изменять объем потребления при 1 и том же уровне дохода. Основ: величина потребления и сбережения зависит от накопленного богатства (финан ср-тв и недвижимого имущества). рост налогов смещает линии потребления и сбережений вниз, а снижение налогов вверх. В случ низких доходов повышение цен вызывает смещение графика потребления вниз, а снижение цен — вверх. Потребительские ожидания. прогнозы эк-ской и полит-ской ситуации, изменений в личной жизни, динамики рын конъюнктуры основн источник инвестиций — сбережения, или непотребленная часть сов дохода национ эк-ки (людей, предприятий, гос-тва). Этот нерастраченный доход помещается в различные финансовые институты — банки, ассоциации сбережений и займов, фонды и т.п.

 

14. Сущность фирмы  и ее виды.

Фирма – один из осн. субъектов рын. эк-ки. Ф. –  это экон. ед-ца, обладающая юр. и  хоз. самост-стью, занимающаяся производств. или комм. деятельностью.

  Осн. функции фирмы: орг-ция произв-ва товаров и услуг, инвестирование в реальный капитал, удовл-ние нужд потребителей.

Причины возникновения  фирм:

1.Рональд  Коуз: ф. позволяет умен-ть рын. (трансакционные) издержки. Н-р, это:

-затраты на  поиск инф-ции о поставщиках, покупателях, о ценах, о качеств. хар-тиках товаров и услуг;

-затраты по  ведению переговоров и заключению  соглашений;

-затраты на  осуществление контроля за соблюдением  условий договора

-затраты по  юридической защите прав собственности

2.Традиц. теория: ф. создаётся для произв. и комм. деят-сти в целях увел-ия капитала и получения прибыли. Фундаментальная задача – это максимизация прибыли в долгосрочной перспективе и минимизация издержек.

3.Совр.теория  институционализма (придаёт решающее значение в обществе, в эк-ке институтам, правилам, законам, нормам): ф. – это коалиция владельцев опред. факторов произв-ва, возникающая на основе пучка контрактов м/д ними. Ф. – это сеть контрактов. Это генеральный агент, призванный принимать на себя, орг-вать, координировать множество разнообразных контрактов м/д собственниками и потребителями ресурсов, необходимых для ведения производ. хоз. деят-сти. Они считают, что способность фирмы к выживанию и развитию определяется не минимизацией издержек производства и максимизацией прибыли, а именно минимизацией транзакционных издержек.

Ф. и рынок взаимодействуют, но м/д ними существуют отличия. Для рынка характерно:

1.Обособление  средств производства (они находятся  в руках разных собственников).

2.Господство  экон. методов, основанных на экон. стимулах.

3.Использование  экон. косвенных методов.

4.Рын. механизм  форм-ется самопроизвольно, спонтанно.

5.Рынок не  подчинён достижению строго опред.  целей.

Для фирмы характерно:

1.Концентрация  средств производства.

2.Единоначалие.

3.Использование  административных и экон. методов.

4.Фирма создаётся  сознательно, целенаправленно.

5.Ф. ориентирована  на реализацию конкретных целей.

По ф. соб-сти  фирмы делят на гос-ные и частные. К гос-ным относят такие, к-ые не наделены правом соб-сти на закреплённое за ними имущество. Оно принадлежит  гос-ву или муниципалитету. Частные ф. существуют в различных организ.-прав. формах. В микроэкон. анализе обычно различают три типа частных предприним.фирм: единоличные владения, партнёрства и корпорации.

Единоличное владение – это полностью самост. ведение бизнеса. Владелец сочетает в себе функцию собственника, управляющего, работника. Несёт ответственность по всем обязательствам своего предприятия. Наиболее существенные недостатки: ограниченность ресурсов, частые банкротства.

Партнёрство (товарищество) – бизнес ведут партнёры. Для этого объединяются ресурсы, предпринимательская способность 2х или более лиц. Закрепляется право партнёров на соответствующую долю в прибыли и обязанность принятия на себя ответственности по убыткам фирмы. Управленческие функции м.б. поручены кому-либо одному. Партнёрства м.б. и довольно крупными фирмами.

Корпорация – это форма бизнеса, при к-ой соб-сть корпорации разделена на части м/д её владельцами в виде акций или паёв. Она базируется на принципе огранич. ответственности, т.е. владельцы фирмы несут ответственность по её обязательствам и получают доход от её деят-сти только в пределах вложенных средств и пропорционально их размеру. Личные активы владельцев отделены от активов фирмы. У корпораций больше возможностей для роста и расширения.

Предприятие (завод, фабрика) – это обособленная ед. по производству товаров и услуг. Крупные фирмы, как правило, явл. объединениями предприятий. В развитых странах сегодня большинство крупных фирм явл. конгломератами, т.е. объединяют в себе предпр-ия, функционирующие во многих отраслях и сегментах рынка. Согл. ст.132 ГК РФ организац.-прав. форма «предприятие» сохранена только для гос. и муниц. Предпр-ий.

Для орг-ции и  ведения производства фирме необходимы ресурсы (прир., чел., капитал, предпр. способность. Используемые в процессе производства ресурсы наз. факторами производства. В произв-ве различные факторы соединяются и взаимодействуют, что завершается выпуском продукции. Есть зависимость м/д опред. используемыми факторами и выпускаемой продукции. Зависимость м/д любым набором факторов производства и выпуском продукции характеризуется производ. функцией.

Пусть в производстве используется всего 2 фактора: труд и  капитал. Тогда производ. функция  выглядит след. образом: Q=f(L,K), где Q – это объём выпуска, L – труд (labor), К – капитал. Производственная функция показывает, как меняется выпуск продукции, когда меняются производств. факторы. Эта функция применяется для определения макс. возможного объёма выпускаемой продукции и миним. затрат при разных комбинациях факторов производства и при существующей технологии. Применяется для определения экон. эфф-сти фирмы. Эта экон. эфф-сть растёт тогда, когда ф. производит 1н и тот же объём продукции, уменьшая затраты на используемые факторы производства.

 

15. Сущность издержек  производства и прибыли. Бухг., экон.  и нормальная прибыль.

Издержками принято наз. расходование ресурсов с целью достижения опред. комм. результата. Сущ. 2 большие группы издержек: 1.Трансформационные – это изд-ки производства, связанные с трансформацией, т.е. преобразованием факторов производства в готовую продукцию. 2.Трансакционные – это изд-ки взаимодействия субъектов рын. эк-ки, чаще всего связанные с совершением сделок, ведением переговоров или реал-цией прав соб-сти.

 Издержки  производства – это ден. затраты на производство продукта или услуги. Обозначаются буквой «С» (от слова «cost»). К определению издержек сущ. 2 подхода: бухг-кий и экон-кий. Соответственно, различают бухг. и экон. издержки.

Бухг. издержки – это затраты фирмы на возмещение использованных факторов производства. Они представляют собой сумму выплат фирмы, осуществляемых ею своим поставщикам и работникам.

Осн. статьи бухг. издержек:

1.Матер. затраты,  оплаты сырья, материалов, топлива,  энергии, покупных компл. изделий  и полуфабрикатов.

2.Затраты на оплату труда (з/п наёмных работников).

3.Отчисления  на соц. нужды.

4.Амортизация  (отчисл-я, отражающие износ осн.  капитала.)

5Расходы на  маркетинг, рекламу, юрид. обеспечение  сделок.

6.Пр. затраты  (платежи банку за кассовое  и банк. обслуживание, % за кредит, арендные платежи, налоги и сборы, к-ые включаются в издержки производства.

В соотв. с бухг.методом  учёта издержек учитываются явные  затраты лишь тех ресурсов, к-ые фирма  приобретает со стороны. Поэтому  их наз. явными (внешними) издержками, и они отражаются в ден. выплатах со счетов фирмы поставщикам ресурсов.

Но фирма может  иметь собств. ресурсы: капитал, здания, землю, предпринимательскую способность. Затраты этих ресурсов хотя и существуют реально, они не отражаются в бухгалтерской  отчётности. Они образуют неявные (внутр.) издержки. К внутр.издержкам относят и так называемую нормальную прибыль предпринимателя – это мин. вознаграждение, к-ое возмещает ему потери от упущенных возможностей в др. сферах деят-сти. По экон. природе норм. прибыль – это цена выбора именно данного вида бизнеса.

 Экон. подход  к оценке затрат ресурсов состоит  в учёте не только внеш. издержек, но и внутр. неявных издержек. Допустим, ресурс Y м.б. использован в произв-ве товара A, либо товара B. Но его использовали в произв-ве товара A. Ценность непроизвед. товара B – это упущенный доход фирмы в рез-те того, что она решила использовать ресурс Y не на производство товара B, а на производство товара A. Т.о., при этом подходе издержки – это ценность др. благ, к-ые м. было бы произвести при наиболее выгодном из всех доступных альтерн. способов исп-ния данного ресурса. Такой подход наз. экон-ким, а сами издержки наз. альтернативными, или издержками упущенных возможностей, или вменёнными, или экон-ими.

Т.о., экон.издержки = бухг._издержки (явные издержки) + неявные_издержки (вменённые издержки).

Аналогично различают  бухг. и экон. прибыль:

-Бухг. прибыль  = общая выручка – бухг. (явные)  издержки.

-Экон. прибыль  = общ. выручка – экон. (явные  + неявные) издержки.

Бухг. издержки хар-уют деят-сть фирмы за отч. период. На их основе анализируется прошлый опыт деят-сти фирмы. Бухгалтера интересует факт. состояние фирмы. А экон. издержки – это ориентир для альтернативного (иного) исп-ния ресурсов, к-ыми располагает фирма. Экон-ста, в отличие от бухг-ра, интересует перспектива деят-сти фирмы.

 

17. Издержки производства  в долгосрочном периоде. Положит.  и отриц. эффект масштаба.

Долгоср. период – это период, в к-ом фирма м. менять все используемые ею факторы производства (в т.ч. и производственные мощности), а так же менять пропорции м/д различными факторами производства..

В долгосрочном периоде все ресурсы и, следовательно, издержки являются переменными. Поэтому  не проводится различие м/д постоянными  и переменными издержками, а опираются  на понятие средних общих издержек (ATC).

Что с ними происходит в процессе роста фирмы? Сначала  расширение производственных мощностей  приводит к снижению этих средних  общих издержек. Однако, нарастающий  ввод мощностей приводит с определённого  момента к повышению средних общих издержек.

Допустим, в долгосрочном периоде фирма создаёт малое, среднее и большое по размерам предприятие, либо это разные этапы  существования фирмы. Динамику средних  общих издержек для малого предприятия  показывает кривая ATC1, для среднего – ATC2, для большого – ATC3.

Выглядят они  как параболы с почти горизонтальным сдвигом вправо при увеличении номера (в координатах C (затраты) – ось ординат, Q (объём выпуска) – ось абсцисс).

Если мы построим кривую, огибающую множество кривых средних общих издержек для различных размеров предприятий (или разных этапов развития фирмы), получим долгосрочную кривую средних общих издержек (LATC, Long Average Total Cost). Выглядит она тоже как парабола.

Когда долгосрочные средние общие издержки достигают  минимума, считается, что фирма имеет оптимальный размер.

Дугообразная  форма кривой долгосрочных средних  общих издержек связана с эффектом масштаба производства. Основные эффекты  масштаба производства – это положительный, постоянный и отрицательный.

Положительный эффект: с ростом масштаба производства ряд факторов действуют в направлении снижения и тем самым обеспечивают положительный эффект масштаба. К ним м. отнести специализацию труда, специализацию управленческого персонала, более эффективное исп-ние капитала, более совершенное (но и более дорогое) оборудование, производство побочных продуктов.

Чем больше объем  производимой продукции, чем крупнее  серия производства, тем ниже издержки на единицу продукции, но увеличивать  объем нельзя до бесконечности. Есть оптимальные размеры предприятий, след-но оптимальная эффективность уровней, к-ой любой эффект масштаюа перестает действовать.

С расширением  производства идет рост кривой средних  издержек. Причины:определенные управленческие трудности (рост управленческого аппарата, отдаление от производственного процесса,

Возникающие трудности  в сборе и переработке инф-ции  для принятия решений на крупном  предприятии.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"