Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Динамика основных характеристик экономической системы, ее основных функционирование, возможности и ограничения экономического роста обусловливаются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны или региона, что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и виды монополии…………………………………………..…5
2.Опыт антимонопольного регулирования в развитых странах………..14
3.Монополии в русской экономике…………………………………...….23
4.Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.......27
5. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства в
России………………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории1.docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

-слишком большая длительность  судебных процессов по антимонопольным  делам (проблема дисконтирующих  эффектов, особенно в специфических  во времени видах трансакций);

- большие трудности с  определением мер, которые предотвращали  бы негативные последствия монополизации,  что отчасти связано с проблематичностью  идентификации соответствующих  шагов для того или иного  случая;

- значительные издержки  разграничения слияний (сделок  экономической концентрации), повышающих  эффективность использования ресурсов, и слияний, ограничивающих конкуренцию,  ведущих к снижению благосостояния  потребителей;

- сложности, связанные  с формулированием и реализацией  мер антимонопольного регулирования  в условиях "новой экономики", которая характеризуется динамичной  конкуренцией, быстрыми технологическими  изменениями, высоким значением  интеллектуальной собственности; 

-существенное влияние  политической составляющей на  дела, связанные с нарушением  антимонопольного законодательства (в том числе злоупотребление  правом);

неширокое поле для антимонопольной  политики, если учесть силу рынков в  развитии конкуренции и блокировании антиконкурентных злоупотреблений[6].

Цель антимонопольного законодательства - предотвратить ограничивающие конкуренцию действия. Но в аспекте разработки антимонопольного законодательства есть своя специфика.

Во-первых, само понимание  конкуренции и антиконкурентных действий, допускает различные интерпретации. Если использовать понимание конкуренции  исключительно как "процесс открытия новых способов использования ограниченных ресурсов", то многие действия, признаваемые в большинстве стран незаконными, сложно будет отнести к антиконкурентным.

Во-вторых, хозяйственная  практика, оказывающая отрицательное  воздействие на конкуренцию, многообразна, поэтому законодатель вынужден группировать возможные антиконкурентные действия. Закон не может содержать исчерпывающий  перечень всех возможных действий участников рынка и поэтому применяющие  закон органы всегда стоят перед  сложной проблемой квалификации поведения продавцов.

В-третьих, хозяйственная  практика, оказывающая отрицательное  воздействие на конкуренцию, может  одновременно положительно влиять на эффективность. Так, соглашение компаний о совместных исследованиях и  разработках и их последующем  использовании, безусловно, может не только повышать эффективность инвестиций в разработки, но и ограничивать при этом конкуренцию на рынке  конечной продукции. Не менее показательным  является пример с вертикальными  ограничивающими контрактами. Например, предписание в контракте рамок  цены перепродажи со стороны производителя  может ограничивать конкуренцию, но может и стимулировать неценовую  конкуренцию между участниками  рынка. Поэтому антимонопольное  законодательство в большинстве  случаев предусматривает сопоставление  антиконкурентных эффектов хозяйственной  практики с положительным воздействием этой практики на эффективность в  рамках так называемого «взвешенного подхода» в отличие от применения закона «по букве»[1].

 

5. Специфика и  эффективность антимонопольного  законодательства в России.

Антимонопольное законодательство можно  определить как целостную систему  нормативных правовых актов, включающую в себя правила регулирования  воспроизводства и поддержки  добросовестной конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции.

По своему уровню антимонопольное  законодательство является федеральным. Это связано с тем, что п. "ж" ст. 71 Конституции РФ относит вопросы  установления правовых основ единого  рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации. Правовые начала развития единого рынка, включая антимонопольные правила, на всей территории государства не могут устанавливаться органами государственной власти субъектов  Федерации, а также органами местного самоуправления.

Акты антимонопольного законодательства действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.

Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы главы 1 Конституции РФ. Поддержка конкуренции - наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Конституцию  РФ не могут быть внесены изменения  и дополнения.

Статья 8 Конституции РФ гарантирует  единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу  экономической деятельности. Эти  гарантии тесным образом связаны  с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство  обязано не только провозгласить  их, но и обеспечить условия для  их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях. Поэтому  в п. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная запрещающая норма носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая те, что складываются на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Применительно к частноправовому регулированию указанный запрет реализован в п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, где не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением.

Сфера действия запрета, закрепленного  в ст. 10 ГК РФ, ограничена. Во-первых, запрет распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и  юридических лиц) и применяется  к отношениям с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом. Во-вторых, запрет не применяется  к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Однако иное, в принципе, может быть предусмотрено законодательством.

Запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным  причинам отсутствует: это рынки  естественных, государственных и  временных монополий. По субъектному  составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Положения ст. 10 ГК РФ являются, по существу, бланкетными (легальные определения понятий "конкуренция" и "доминирующее положение" приводятся в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках". Их применение зависит от дефиниций  и правил антимонопольного законодательства.

Таким образом, расширить или сужать сферу действия п. 1 ст. 10 ГК РФ можно  путем внесения изменений и дополнений в вышеуказанные Законы. Реализация запрета по ст. 10 ГК РФ осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета суд общей юрисдикции или арбитражный суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

С точки зрения публичных интересов  непосредственное отношение к антимонопольной  политике имеют нормы, закрепленные в п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ. Они запрещают устанавливать  на территории России юридические и  фактические препятствия для осуществления свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примерами таких ограничений служат п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 209 ГК РФ.

Следующими в иерархии антимонопольного законодательства стоят федеральные  законы. Центральное место среди  них занимает Закон о конкуренции, который является первым российским антимонопольным актом. В нем  содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях, структуре и компетенции антимонопольных  органов, признаки составов нарушений  антимонопольного законодательства, требования государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, а  также положения о принятии, обжаловании  и исполнении решений и предписаний  антимонопольных органов.

Закон о конкуренции по своим  целям наиболее близок к европейской  модели антимонопольного законодательства и базируется на принципе контроля за злоупотреблениями рыночной властью (статьи 5, 17, 18). В то же время в  нем имеются элементы американской системы антитрестового законодательства, построенной на основе принципа запрещения монополий. Сравнивая законы о конкуренции  России и других стран Центральной  и Восточной Европы с законодательными актами США, американские специалисты  подчеркивают, что антитрестовые  законы США сформулированы более общо, а конкретные схемы и ситуации закрепляются прецедентным путем. Новое законодательство стран Центральной и Восточной Европы в большей степени, нежели американское, сосредоточено на контроле за проведением доминирующих хозяйствующих субъектов [13].

Теоретико-экономической основой  Закона о конкуренции послужил структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью  Закона о конкуренции предполагается не только противодействовать происходящим противоправным монополистическим  проявлениям, но и предотвращать  возникновение хозяйствующих субъектов  или организационных связей между  ними, монополизирующих экономику и  негативно влияющих на структуру  рынка.

Следует обратить внимание не неопределенность значения и места Закона о конкуренции  по отношению к другим федеральным  законам, составляющим антимонопольное  законодательство. Речь идет о содержании ст. 1.1 Закона о конкуренции. В своей  прежней редакции эта статья закрепляла, что антимонопольное законодательство состоит из Конституции РФ, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним федеральных законов. Таким  образом, подчеркивалось особое место  Закона о конкуренции в иерархии норм антимонопольного законодательства. Кроме того, понятийный аппарат Закона о конкуренции последовательно  использовался в нормативных  актах, связанных с антимонопольным  регулированием (включая кодифицированные). В результате в ст. 1.1 законодателем  была установлена вертикальная и  горизонтальная иерархия актов антимонопольного законодательства, которая на практике позволяла устранять противоречия между нормативными актами различных  уровней и федеральными законами.

Однако Федеральным законом  от 09.12.2002 N 122-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Закон РСФСР "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" в  ст. 1.1 были внесены существенные изменения.

В соответствии с новой редакцией  Закона о конкуренции антимонопольное  законодательство основывается на Конституции  РФ и состоит из указанного Закона, федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию  на товарных рынках в России, в которых  участвуют российские и иностранные  юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной  власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных  органов власти или организации, а также физические лица, в том  числе индивидуальные предприниматели. Эти отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые  не должны противоречить Закону о  конкуренции и федеральным законам. На основании и во исполнение Закона о конкуренции, федеральных законов, указов Президента РФ Правительство  РФ вправе принимать постановления, регулирующие вышеуказанный круг общественных отношений.

В ст. 1.1 новой редакции Закона о  конкуренции термин "законодательство" понимается в широком смысле: под  ним подразумеваются законы и  другие нормативные правовые акты. Такая трактовка отличается от существующей в настоящее время тенденции  узкого понимания законодательства. Тем не менее она не противоречит Конституции РФ, которая в статьях 71 - 72 и 105 различает термины "закон" и "законодательство".

Закон о конкуренции, будучи федеральным, действует на всей территории России с 1991 г. На территории субъектов Федерации  не могут приниматься нормативные  акты, противоречащие требованиям данного  Закона, вопросы которого относятся  к исключительной конституционной  компетенции Российской Федерации.

Важной особенностью Закона о конкуренции  является его экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы  Закона применяются в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные  в п. 1 ст. 2 Закона о конкуренции, совершаются  или заключаются за пределами  территории Российской Федерации. Для того чтобы применить правила Закона о конкуренции к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках России.

Если рассматривать сферу применения антимонопольных законов других стран и сравнивать ее со сферой применения российского Закона о  конкуренции, то следует констатировать, что в большинстве случаев  законодательство имеет строго территориальный  характер, то есть регулирует операции фирм в пределах национальных регионов (рынков). Лишь законодательные акты США, Канады и ЕС в отдельных деталях  являются экстерриториальными [7].

Что касается действия Закона о конкуренции, то его нормы распространяются на соответствующие отношения, влияющие на конкуренцию и складывающиеся с участием российских и иностранных  юридических лиц, федеральных органов  исполнительной власти, органов государственной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления, а также  физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Этот перечень охватывает прежде всего индивидуальных предпринимателей, а также коммерческие и некоммерческие организации.

Другую группу субъектов отношений, регулируемых Законом о конкуренции, составляют властные органы: федеральные  органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов  Федерации; органы местного самоуправления.

Информация о работе Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции