Форма государственной поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:38, реферат

Краткое описание

Во всем мире стремительно возрастает значимость нововведений. Инновационный путь развития признан ведущими мировыми экономическими системами. Большая роль в развитии инновационной экономики, особенно, в российских условиях, принадлежит государству. Именно государство осуществляет политику поддержки инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности – система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органами местного самоуправления, направленных на поддержку развития инновационной деятельности предприятий. «Инновационная деятельность – деятельность, связанная с трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и, именно, в своей совокупности, они приводят к инновациям»

Вложенные файлы: 1 файл

КР№1.docx

— 37.68 Кб (Скачать файл)

Во всем мире стремительно возрастает значимость нововведений. Инновационный путь развития признан ведущими мировыми экономическими системами. Большая роль в развитии инновационной экономики, особенно, в российских условиях, принадлежит государству. Именно государство осуществляет политику поддержки инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности – система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органами местного самоуправления, направленных на поддержку развития инновационной деятельности предприятий. «Инновационная деятельность – деятельность, связанная с трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и, именно, в своей совокупности, они приводят к инновациям»

1.Направления государственного  регулирования инновационной деятельности  предприятий.

Основные направления государственной поддержки инноваций включают:

- содействие развитию научных  исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных  направлениях;

- кадровое обеспечение инновационной  деятельности;

- содействие разработке (в рамках  правительственных ведомств) разнообразных  программ, направленных на повышение  инновационной активности;

- формирование государственных  заказов в виде контрактов  на проведение инновационных  разработок, обеспечивающих начальный  спрос на многие новшества, которые  затем находят распространение  на рынке;

- применение фискальных и прочих  инструментов государственного  регулирования, формирующих стимулирующие  воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

- участие государства в роли  посредника в организации эффективного  взаимодействия различных секторов  науки и стимулировании кооперации  в области инновационных разработок  между промышленными фирмами  и высшими учебными заведениями;

- координацию инновационной деятельности  в регионах;

- создание правовой базы инновационной  деятельности;

- регулирование международных  связей в области инновационных  процессов.

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

Меры поддержки государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на государственное воздействие.

Прямые меры государственной поддержки инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Особую важность приобретают государственные меры, способствующие созданию совместных исследовательских проектов, формированию сетей и кластеров фирм, распространению технологий и мобильности персонала. Государство также должно обеспечить формирование технологических возможностей в долгосрочной перспективе, предоставляя адекватную поддержку фундаментальным исследованиям, которая призвана способствовать процессу глобализации производства и научных исследований.

В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, так как её конечные результаты связаны с повышением эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции. В целом в развитых странах прочно утвердилось понимание того, что для перехода к инновационной экономике необходима целостная национальная инновационная система, преобразующая новые знания в продукты и услуги, необходимые экономике и обществу. Эти системы включают финансовую инфраструктуру и формируются при активном участии государств, поддерживающих систему научных и инновационных фондов, которые имеют четко сформулированную логику и проверенные временем механизмы деятельности. Формирование национальной инновационной системы рассматривается сегодня в Российской Федерации в качестве важнейшей государственной задачи и является неотъемлемой частью экономической политики государства. Большое внимание развитию национальной инновационной системы уделено в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Инновационная деятельность может осуществляться в рамках государственно-частного партнерства специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. Предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых технологий в качестве вспомогательного (обеспечивающего) направления для использования их в производстве продукции, определяют общий уровень инновационного развития национальной экономики.

Рассматривая тенденции и перспективы развития инновационной деятельности предприятий в современных условиях, следует отметить, что структура и система хозяйствования предприятия постепенно приходят в соответствие с требованиями рыночной системы: работа на платежеспособный спрос, борьба за потребителя, свободный выбор поставщиков и потребителей и т.д. Открытость экономики и необходимость конкурировать с иностранными фирмами заставляют предприятия перенимать стандарты и правила поведения на рынке. В то же время обновление продукции промышленными предприятиями осуществляется неравномерно, но часть предприятий имеют разработки, использующие эффективные технологии и позволяющие выпускать продукцию на уровне мировых стандартов.

 

2.Формы государственной поддержки научно-технической деятельности, практикуемые в развитых странах.

Для всех моделей экономического развития, показавших свою эффективность во второй половине двадцатого века, характерна тесная взаимосвязь промышленной, социальной и инновационной (научно-технической) политики государства.

В большинстве развитых стран государственная научно-техническая политика закреплена законодательно. В США она осуществляется на основе "Закона о национальной политике в области науки и техники, об организациях и приоритетах", принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный перечень приоритетных целей, реализация которых должна способствовать прогрессу науки и техники. При осуществлении научно-технической политики федеральное правительство должно сохранять элементы централизованного планирования.  
           С октября 1983 г. в Швейцарии действует федеральный закон о развитии научных исследований. Его положения распространяются на научно- исследовательские учреждения, которые для своих работ используют средства федерального казначейства. Это, в частности, национальный фонд содействия развитию научных исследований, естественнонаучно-техническое общество, общество гуманитарных наук, академия медицинских наук.  
           Во Франции в соответствии с законом от 23 декабря 1985 г. научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетами. В законе предусмотрено первоочередное предоставление государственных ассигнований для продвижения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, передачи технологий малым и средним предприятиям.  
В России подобные законы отсутствуют. Российским законодателям предстоит разработать и принять законы о науке и государственной научно-технической политике. Они должны стать основой, определяющей юридические нормы, касающиеся субъектов научной деятельности, определения приоритетов в распределении ресурсов с помощью федеральных, отраслевых, региональных программ как инструментов использования ресурсов в сфере НИОКР.  
Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно- институциональных мер.  
Возрастание роли фундаментальной науки, необходимость финансирования долгосрочных исследований ведут к увеличению государственных расходов на научно-исследовательские разработки в развитых странах.

Структура государственных расходов на НИОКР различна. Выделяется финансирование гражданских НИОКР, военных. Государственное финансирование военно-космических программ преобладает в США и Англии. В Японии и Германии основная доля финансирования идет на гражданскиеНИОКР.  
            В настоящее время в связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов правительства ведущих стран Запада принимают меры по стимулированию научно-исследовательских разработок непосредственно фирмами. Компаниям США предоставлена "скидка" на прирост расходов на НИОКР.

Во Франции предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества.

Особое внимание уделяется проведению научно-исследовательских работ в малых предприятиях. На законодательной основе осуществляется отчисление из бюджетных средств министерств и ведомств малым предприятиям. За счет средств государственного бюджета частично существуют центры поддержки малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия включаются в число субподрядчиков при контрактной системе проведения НИОКР.  
          Государственной поддержкой пользуются и технопарковые структуры (технополисы, технопарки, технологические и инновационные центры), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне.  
           Развитие научной сферы невозможно без высококвалифицированных кадров. Поэтому нацеленность на повышение интеллектуального уровня всей науки и подготовку специалистов высшей квалификации реализуется через бюджетное финансирование в большинстве развитых стран.  
В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере образования первое место в мире занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля расходов на образование в Швеции составляла 13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП, в Норвегии чуть более 8%.

              В странах Северной Европы, за исключением Финляндии, все вузы являются государственными и финансируются из бюджета.  
            В федеральном бюджете США по статье "образование, профтехподготовка, занятость, социальные услуги" 1/3 расходов приходится на финансирование высшего образования.  
            В последнее время формой государственной поддержки НИР в промышлен- но развитых странах является ряд организационных мер в отношении крупных корпораций, направленных на реализацию принципа "кооперация - на стадии НИОКР и внедрения идей и разработок в производство, конкуренция - при сбыте и гарантийном обслуживании потребителей продукции".  
Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности американской промышленности. Тем самым сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.  
Подобные венчурные объединения создаются в странах Европы и Японии.  
         С целью улучшения условий для инноваций и обновления технологий в большинстве развитых стран принимаются следующие меры:

  • создание инновационных центров и агентств по распространению технологий;
  • улучшение инфраструктурного обеспечения территорий в качестве условия размещения высокотехнологичных предприятий;
  • стимулирование малых высокотехнологичных фирм, являющихся одновременно и высокорисковыми;
  • создание специального фонда поощрения инноваций и т.д.

 

3. Государственная поддержка  инновационной деятельности в  России.

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами научно-технический потенциал страны. В настоящее время планируется переход экономики страны в качественно новое состояние, связанное с развитием инновационной деятельности. Посредством инновационной политики государство позиционирует инновационную деятельность, определяет ее место и роль в общем экономическом механизме страны, регламентирует приоритетные направления в ее развитии, а также обозначает меры, принимаемые для поддержки инновационного процесса.

Особенность инновационной ситуации в России обусловлена прежде всего свойственными российским условиям высокой степенью риска и неопределенностями российского законодательства, а инновационная политика заключается фактически лишь в декларировании общих намерений государства, реализующихся путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране.

Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, научные работники и инноваторы.

 Основные функции государственных  органов в инновационной сфере:

• аккумулирование средств на научные исследования и инновации;  

• координация инновационной деятельности;

• стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков;

• создание правовой базы инновационных процессов (система защиты авторских и охраны интеллектуальной собственности);

• кадровое обеспечение инновационной деятельности;

•  формирование научно-инновационной инфраструктуры;

• институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

Информация о работе Форма государственной поддержки