Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Динамика основных характеристик экономической системы, ее основных функционирование, возможности и ограничения экономического роста обусловливаются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны или региона, что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и виды монополии…………………………………………..…5
2.Опыт антимонопольного регулирования в развитых странах………..14
3.Монополии в русской экономике…………………………………...….23
4.Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.......27
5. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства в
России………………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории1.docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

На практике преследование  таких действий в законодательном порядке весьма не просто, что доказывает обширный опыт последних лет. Аналогичная ситуация складывается и при анализе существующих территориальных делении рынка сбыта среди розничных торговцев.

Далее Закон Клейтона признает незаконными соглашение о продаже товаров с принудительным ассортиментом, если результатом этих мер является значительное сокращение конкуренции.

При заключении эксклюзивных соглашений по реализации на рынке определенного вида товаров производитель товаров заручается поддержкой представителей торговой сети о продаже через эту сеть исключительно продукции данной конкретной фирмы. В ряде отраслей промышленности подобная практика весьма прочно укоренилась. Дело в том, что ныне широко признается тот факт, что ряд этих мероприятий зачастую имеет весьма позитивный эффект – сокращает непроизводственные затраты и усиливает контроль за экономической недобросовестностью. Бытует мнение о том, что покупателю не особенно страшны любые виды соглашений между производителями и розничными торговцами до тех пор, пока существует институт конкурирующих производителей. В этих условиях некоторые производители могут принять на вооружение одну рыночную стратегию - высокие цены, высококачественные услуги, тогда как другие воспользуются иным механизмом - низкие цены, минимальное количество услуг. Реализация этих схем предоставляет покупателю широчайшие возможности выбора в стихии рынка.

Положение вещей изменилось только в 1936 году, когда к Закону Клейтона была принята поправка Робинсона-Патмана. Ее основная цель состояла в запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии издержек и производственных затрат, либо попыток соответствия конкуренции.

Заметим, что Федеральная  Торговая Комиссия, а также Министерство Юстиции США имеют право возбудить судебное дело на основании поправки Робинсона-Патмана, хотя практически это бремя полностью несет на себе ФТК; при нарушении положений, предусмотренных поправкой Робинсона-Патмана, также предусматривается возбуждение исков частными лицами и последующая компенсация нанесенного им ущерба [10].

Реализация положений  антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в  судах.

Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями. Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской  модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы.

Наиболее сложна ситуация с государственным контролем  за монополистической деятельностью  сложилась в Великобритании. Особенности  развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля над монополиями. В первой из них, основанной на законах  о добросовестной торговле и о  конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается  в проведении расследования и  составления докладов по поводу наличия  монопольной ситуации либо осуществления  слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет  полномочия по применению различных  мер воздействия на правонарушителя: вынесение постанов-лений о прекращении  действия договора, о запретах в  поставке товаров, связываю-щих сделок, дискриминации, о запрете или  ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.

Роль государственного секретаря  торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий  и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение  вопросов по монопольным ситуациям  или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.

В Германии основным органом, осуществляющим контроль за действием  предприятий, занимающих монопольное  положение, является Федеральное управление по делам картелей, созданное в 1958 году.

К этому управлению относятся  Федеральное ведомство по делам  картелей, федеральный министр экономики  и высшие органы земель. К ним  примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в  Германии. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению  для своих отраслей правил конкуренции  можно признать в качестве саморегуляции  конкурентных отношений частным  бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении  предприятий, картелей, промышленных или  профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию  административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного  делопроизводства решаются вопросы  разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров  о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения  доминирующих на рынке предприятий.

Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет  министр по делам экономики при  содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий – 6 лет). Совет - правительственный орган, который  подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии. К  решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также  Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей. Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым, имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики, а также председателем Совета по делам конкуренции. Таким образом, антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и организациями, которые прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами. Правительство должно запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры к тем или иным хозяйствующим субъектам, испытывающим давление со стороны монополизированных структур.

Важной частью контроля является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики  советом по вопросам конкуренции  может быть проверена любая концентрация предприятий способная нанести  вред.[4]

 

      

 

 

 

 

3. Монополии в русской экономике

Русское антимонопольное законодательство не дает определение понятия “монополия”, поскольку в действительности незапятнанных монополий нет. Но есть компании, которым присущ основной признак монополии - значимая доля на рынке определенного продукта. “Реальной монополией” считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного продукта составляет 65% и более. В таком случае молвят, что компания занимает 
“доминирующее положение”. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.

Все компании, имеющие на рынке  определенного продукта долю более 35% заносятся в особый реестр (региональный и федеральный рынок). 
Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о огромнейших субъектах рынка для воплощения государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 компаний (1999 год). Включенные в реестр компании имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности:

22% - сервисы жилищно-коммунального  хозяйства, 

13% - продукция производственно-  технического назначения,

28% - продукты питания, 

5% - продукты народного потребления, 

21% - отдельные виды работ и  услуг, 

11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся  к сфере деятельности естественных монополий.

Из 6500 компаний, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют  около 450 компаний.

В русской экономике распространено такое явление как 
“локальный” монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные компании в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие компании занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. 
компании жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

Особенное и существенное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентноспособной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса нереально либо экономически неэффективно при существующем уровне НТП.

Три основных естественных монополиста  России:

    • РАО «ЕЭС» (создание электроэнергии, сервисы по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
    • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
    • МПС (железнодорожные перевозки);

Четвертым можно назвать “Ростелеком” (сервисы междугородной и интернациональной  электрической связи).

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным либо искусственным, каждое из таковых  компаний владеет монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый продукт через ограничение предложения. Часто монополисты злоупотребляют данной властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таковым образом причиняют вред потребителям. Такое явление именуется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Как правило, монопольно высокой ценой  компенсируются необоснованные издержки компаний.

В условиях современной русской  экономики монопольная рыночная власть реализуется до этого всего  за счет раздувания издержек, а не получения  дополнительной прибыли, о чем свидетельствует  превышение индекса издержек на оплату труда и иных издержек на создание над индексом инфляции.

Для преодоления высокой степени  монополизации русской экономики  и для развития конкуренции были разработаны особые государственные  программы. Основной задачей этих программ являлось понижение концентрации производства и создание нужных условий для  развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам продуктов, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.

Исследования показывают, что число  компаний, не ощущающих конкуренции, равномерно сокращается и во многих отраслях не превосходит 10-15%, только в  отдельных достигая 20% и выше.

Особенное место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий государственного значения: РАО «ЕЭС», Газпром и МПС. Общественная концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики компаний-монополистов.

Цели реформирования РАО «ЕЭС»: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически может быть и экономически целесообразно, а также улучшение государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Кроме этого нужен переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на базе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа:

1-Й этап: создание грузовых и  пассажирских компаний.

2-Й этап: отработка взаимоотношений  меж созданными компаниями, МПС  и юзерами услуг. 

Информация о работе Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции