Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
Осуществление цели предполагает решение в курсовой работе следующие задачи:
•изучить и дать понятие монополий, выявить основные виды показать экономические и социальные последствия монопольной деятельности на экономику,
•исследовать антимонопольную политику, её необходимость, сущность, направления,
•рассмотреть функции, задачи и принципы антимонопольной политики,
•исследовать особенности антимонопольной политики и сделать сравнения антимонопольных законодательств развитых государств,
•выявление и определение особенностей антимонопольной политики,
•показать основные критерии осуществления антимонопольной политики,
•сделать выводы и предложения по совершенствованию антимонопольной политики государствa.

Содержание

Введение..............................................................................................................................................3
Глава 1. Антимонопольная политика: суть, принципы, направления
1.1 Монополия:понятие, главные черты, формы............................................................................5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, суть, направления......................................7
1.3 Функции, задачи и принципы антимонопольной политики.....................................................9
Глава 2. Осуществление антимонопольной политики государства
2.1 Особенности антимонопольной политики в некоторых странах..........................................12
2.2 Основные критерии осуществления антимонопольной политики .......................................17
Заключение........................................................................................................................................21
Список использованной литературы.............................................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ)  УНИВЕРСИТЕТ

Институт Экономики и Бизнеса

 

Кафедра управления, бизнеса и туризма

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: ”Государственное и муниципальное управление”

На тему: “ Антимонопольная политика ”

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Специальности Менеджмент

Караханян А.С.

Научный руководитель:

Бекназарян Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕРЕВАН 2013 
Содержание

 

Введение..............................................................................................................................................3

Глава 1. Антимонопольная политика: суть, принципы, направления

1.1 Монополия:понятие, главные черты, формы............................................................................5

1.2 Антимонопольная  политика: её необходимость, суть, направления......................................7

1.3 Функции,  задачи и принципы антимонопольной  политики.....................................................9

Глава 2. Осуществление антимонопольной  политики государства

2.1 Особенности антимонопольной политики в некоторых странах..........................................12

2.2 Основные  критерии осуществления антимонопольной  политики .......................................17

Заключение........................................................................................................................................21

Список  использованной литературы.............................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Действие  экономической системы, динамика ее главных свойств, возможности, а также ограничения экономического роста обусловливаются взаимодействием ряда институциональных структур, основными из которых выступает крупное предпринимательство и государство.

С крупным  бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны, что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста.

Общемировые тенденции экономического прогресса  таковы, что начавшиеся еще в ХIХ  веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы.

Антимонопольная политика, несомненно, очень важна  для экономики государства. Хорошо продуманные меры по управлению монополий  способствуют прогрессу конкуренции, стабилизации рынка и улучшению экономики, в общем. Особенно ясно выражается роль государства в так называемые переломные, переходные периоды. Особую роль развитии инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Он привёл к тому, что объём производства в главных странах упал вдвое, замерла международная торговля. Поэтому государства вынуждены были взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно должен быть дополнен мерами государственного регулирования. Одним из важных типов государственного управления является управление монополий.

Масштабы  государственного управления, его определенные формы и методы значительно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

Данная  тема является актуальной, так как антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Конкурентная политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Актуальность  темы выбранной мною курсовой работы заключается в том, что антимонопольная политика является главным элементом государственной стратегии модернизации экономики и прогресса конкурентоспособности фирм, потому что именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в нынешней рыночной экономике определяют склонность к инновациям.

Объектом  исследования выступает антимонопольная  политика государства.

Предмет исследования - антимонопольное регулирование.

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.

Осуществление цели предполагает решение в курсовой работе следующие задачи:

  • изучить и дать понятие монополий, выявить основные виды  показать экономические и социальные последствия монопольной деятельности на экономику,
  • исследовать антимонопольную политику, её необходимость, сущность, направления,
  • рассмотреть  функции, задачи и принципы антимонопольной политики,
  • исследовать особенности антимонопольной политики  и сделать сравнения антимонопольных законодательств развитых государств,
  • выявление и определение особенностей антимонопольной политики,
  • показать основные критерии осуществления антимонопольной политики,
  • сделать выводы и предложения по  совершенствованию антимонопольной политики государствa.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления

1.1 Монополия: понятие, основные  черты, виды

Для того, чтобы ориентироваться в  вопросах, связанных с антимонопольной  политикой, нужно в общих пределах понять суть монополии.

Существует  большое количество понятия монополии, так как это понятие разных аспектов.

Монополия представляет собой смешанное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении  очень уместно использовать единый подход. Как правило, применяемая  монополия определяется:

1)как  рыночная структура или рыночная  обстановка, когда имеется только один продавец какого-либо товара и множество клиентов;

2)как  факт беспримерного права какого-либо  субъекта на что-либо;

3)как  большая организация или учреждение, сосредоточивающие в своих руках  большую часть производства и  продажи какого-либо товара и наблюдавшие в этой связи обстановку в конкретной сфере деятельности.

Но  так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета курсовой работы - антимонопольной  политики, нужно описать это понятие  более досконально. Итак, можно привести следующие основные характеристики монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является единственной.
  3. Вход  новых компании на рынок фактически невозможен из-за препятствий.

Могут быть разные факторы существования таких препятствий:

  • большие масштабы организаций и экономия от размеров производств;
  • система лицензий на осуществление отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством;
  • монопольное право собственности на применение определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага; нечестная конкуренция, то есть влияние на покупателей нечестными по отношению к конкуренту методами за счёт большого бюджета и размеров организации в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
  1. Большая централизация хозяйственной деятельности в руках одной или несколько объединившихся компании, главное положение этих компании на рынке определенных экономических благ.
  2. Принятие монопольных цен и благодаря этому получение для себя большую прибыль.

Существует  следующие виды монополии: закрытая, естественная, открытая, организационная.

Итак, закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

Так, в некоторых странах государство  обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу  оружия и т.д.

Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние  затраты достигают минимального количества только тогда, когда одна компания обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли наименьший продуктивный размер производства близок к количеству или даже превышает то, на которое рынок представляет спрос по любой цене, полной для покрытия затрат производства1 .

В данной обстановке распределение выпуска  между двумя или большим количеством  компании приведёт к тому, что размеры  производства будут нерезультативно  малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит бережливость на размерах производства, непосредственно связаны монополии, опирающийся на владении редкими природными ресурсами2.

Открытая  монополия - это монополия, при которой  одна компания  является единственным производителем продукции, но не имеет  особой юридической защиты от конкуренции. Для примера можно считать такие компании,  которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Организационная монополия представляет собой крупные  межотраслевые объединения, создаваемые  с целью поддержания кого-либо уровня цен или дележа совместно  полученной прибыли.

Есть  несколько факторов существования  монополий:

Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого размера продукции  одной компанией обходится дешевле, чем его производство двумя или  более компаниями, то говорят, что  отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая  причина: одна-единственная компания обладает контролем над некоторыми уникальными  и крайне важными ресурсами или  в виде сырья, или в виде знаний, защищенных свидетельств или содержащихся в секрете3.

Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как  они покупают или им вручается  исключительное право на продажу  некоего блага.

 

1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления

Сущность  и свойства всех монополистических  соединении ярко выражаются в целях  и черте их поведения. Монополисты  завоёвывают рынок, чтобы с помощью  учрежденных ими цен собирать  специальные налоги с зависимых от них хозяйствующих субъектов.

Как известно, соучастники свободной  конкуренции воспринимают рыночную цену как возникающие независимо от их участия. Но монополисты сами и по своему решению определяют цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на продажи товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом большое количество доходов.

Компании  определяют монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или допустимую равновесную  цену. Это достигается тем, что монополисты сознательно создают зону дефицита, уменьшая масштабы производства и  создавая неестественный покупательский спрос.

Монополисты сознательно ограничивают улучшение  техники и технологии с тем, чтобы  не дестабилизировать неестественный дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических польз. Они откупают новейшие патенты на изобретения и не разрешают их использования в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их влиять на научно-технические достижения.

Как мы убедились, монополия,  связана  с целым набором  негативных итогов для экономики страны. Недостаточное  производство, повышенные цены, нерезультативное производство при этом составляют лишь высшую точку айсберга монополистических преступлений4 .

Те  же причины, которые заставляют клиента  компании смириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее старомодностью, отсутствием услуг и другими  проявлениям пренебрежения интересами клиента. Могуществу же монополиста в силу неодолимости трудностей на пути в отрасль ничто не грозит.

Можно сказать, что рынок не в силах  разрешить эту проблему, самостоятельно. В этих ситуациях изменить обстановку может лишь государство, выполняющее  преднамеренную антимонопольную политику. Не случайно, что в современной обстановке нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало особое антимонопольное законодательство и не было бы особого органа власти для проверки за его исполнением.

Система государственного регулирования экономики, сложившийся во всех странах с развитой индустрией, в качестве обязательного элемента предполагает создание благоприятных условий для формирования конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

Антимонопольная политика - совокупность мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности действующих монополий и запрещения развития новых. Государство стоит на защите интересов клиентов, при осуществлении антимонопольной политики5.

Информация о работе Антимонопольная политика