Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Динамика основных характеристик экономической системы, ее основных функционирование, возможности и ограничения экономического роста обусловливаются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны или региона, что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и виды монополии…………………………………………..…5
2.Опыт антимонопольного регулирования в развитых странах………..14
3.Монополии в русской экономике…………………………………...….23
4.Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.......27
5. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства в
России………………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории1.docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

Органы государственной власти субъектов Федерации как субъекты конкурентных правоотношений определены новой редакцией Закона о конкуренции. Ранее в качестве субъектов фигурировали лишь органы исполнительной власти субъектов  Федерации. Следует отметить спорность  такой конструкции, так как ст. 10 Конституции РФ закрепляет принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим вызывает сомнение право антимонопольных органов, действующих на основании Закона о конкуренции и являющихся федеральными органами исполнительной власти, контролировать самостоятельные органы законодательной и судебной власти. Вместе с тем Закон о конкуренции предусматривает право антимонопольных органов на выдачу предписаний только органам исполнительной власти субъектов Федерации. Представляется, что при нарушении антимонопольного законодательства представительными (законодательными) органами антимонопольный орган вправе обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов указанных органов.

При применении Закона о конкуренции  также следует принимать во внимание, что товарные рынки, функционирующие  в условиях естественной монополии, также регулируются специальным  законодательством, и прежде всего - Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Поэтому для практических целей необходимо определить соотношение Закона о конкуренции и Закона о естественных монополиях. В Законе о конкуренции нет указаний на то, что этот Закон не распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий. В то же время экономическая природа естественных монополий такова, что ее субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке, то есть доля каждого из них на рынке определенного товара превышает 65%. Следовательно, запреты ст. 5 Закона о конкуренции и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство России. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом о естественных монополиях (статьи 6 - 15).

Рассмотренные особенности российского  Закона о конкуренции позволяют  во многом проследить его сходство с зарубежным антимонопольным законодательством [11]. Вместе с тем имеются и отличия, наиболее значимым из которых является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Это доказывает особые условия применения антимонопольного законодательства России, когда имеют место случаи незаконного монополизма, основанного на властной и региональной почве.

Все это позволяет говорить о  том, что антимонопольное законодательство в Российской Федерации независимо от видов рынков (товарные или финансовые) необходимо строить на основе единых конституционных принципов и  законодательных стандартов. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую. В России на данном этапе проблема монополизации перестала  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в  полном объеме возможно сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии  свободным и самоорганизующимся рынком. В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения  монополий; особенности современной  монополизации экономики. Подводя  итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику России как необходимые  атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в  малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства  по недопущению злоупотребления  своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся  в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара или  услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость  ассортимента.  

Список используемых источников

  1. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Под ред.С. Авдашевой, В. Тамбовцева. М.: ТЕИС, 2005.-125 с.
  2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Под ред.Б. Лисовика и В. Лукашевича. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр.2008. - 375с.
  3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ.О.Н. Антипова и др.; Под общ. ред.А. А. Пороховского. М.: ТЕИС. 2011. - 527 с.
  4. Мозолин В., Кулагин М. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: Совгум. 1980.- 125 с.     
  5. Экономическая теория. Экспресс курс / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КноРус. 2006.- 608 с.
  6. Авдашева С.Р. Модернизация антимонопольной политики в России: (экономический анализ предлагаемых изменения конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С.100-116   
  7. Агаев А.Г. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и практики его применения // Законодательство и экономика. 1995. N 3/4. С. 114   
  8. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. № 7. С.48-55.
  9. Дьячкова А.В. Антимонопольная политика государства. Дис. канд. эконом. наук. Челябинск, 2004.- 169 с. 
  10. Жидков О. Антитрестовское законодательство США. М.: ДипИздат, 1963.- 45с.
  11. Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М., 1968     
  12. Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право в США. М., 1966. 
  13. Питтман Р. Некоторые наиболее значимые положения антимонопольного законодательства стран Центральной и Восточной Европы // США: экономика, политика, идеология. 1992. N 8. С. 15.  
  14. Якунин В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. 2006. № 5. С.36-44.

 


Информация о работе Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции