Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Динамика основных характеристик экономической системы, ее основных функционирование, возможности и ограничения экономического роста обусловливаются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны или региона, что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и виды монополии…………………………………………..…5
2.Опыт антимонопольного регулирования в развитых странах………..14
3.Монополии в русской экономике…………………………………...….23
4.Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.......27
5. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства в
России………………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории1.docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие и виды монополии…………………………………………..…5

2.Опыт антимонопольного  регулирования в развитых странах………..14

3.Монополии в русской экономике…………………………………...….23

4.Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.......27

5. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства в

России………………………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………....44

Список используемых источников……………………………………….45

 

 

Введение.

Динамика основных характеристик экономической системы, ее основных функционирование, возможности и ограничения экономического роста обусловливаются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны или региона, что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста. Вместе с тем он может нести в себе тенденцию к торможению в развитии малого и среднего бизнеса, организации крупного бизнеса могут блокировать институциональные изменения, лоббировать свои интересы. Именно государство должно выступить той силой, которая, с одной стороны, блокирует возможные негативные последствия функционирования крупного бизнеса, а с другой стороны, направляет их развитие в сторону формирования конкурентных преимуществ страны или региона, их сохранение и реализацию.

Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще  в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы.

Нельзя игнорировать существенные социально - экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес - структур.

Антимонопольная политика очень значима для экономики государства. Продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Особенно наглядно проявляется роль государства в так называемые переломные, переходные периоды. Поэтому исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Он привёл к тому, что объём производства в главных странах упал вдвое, остановилась международная торговля. Поэтому государства вынуждены были взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно должен быть дополнен мерами государственного регулирования. Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

Не может быть эффективной, базирующейся на современных научно - технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы  и методы существенно различаются  по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства  связаны не только с созданием  условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации  рынка.

Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических  и социальных последствий монопольной  деятельности, сравнения антимонопольных  законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной  России.

Задачами курсовой работы является раскрытие понятия монополия, классификация видов монополии и их сущность, выявление проблем и перспектив антимонопольной политики  в России, специфика и эффективность антимонопольного законодательства в России.

 

1.Понятие и  виды монополий.

Монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Признаки  монополии:

1. Монополистический рынок  представлен одним продавцом  и множеством покупателей. 

2. Производимая продукция  является уникальной (то есть  отсутствуют товары - заменители).

3. Вход новых фирм на  рынок фактически невозможен  из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких  барьеров, к примеру:

- крупные размеры предприятий  и экономия от масштабов производства;

- система лицензий на  выполнение отдельных типов работ,  избранно выдаваемых государством;

- монопольное право собственности  на использование определённых  ресурсов, связанное с производством  редкого блага (к примеру, бриллиантов).

Существует три  вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться к одному из этих видов. Эта классификация условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой.

Фактически все монополии  могут считаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут  быть сведены на нет изменениями  в технологии. А так же все монополии  подвержены влиянию конкуренции  со стороны возможных товаров-субститутов [2].

Экономические и  социальные последствия монопольной  деятельности

Выделяются  несколько последствий монополизации:

- недопроизводство товаров;

- завышение цен;

-х-неэффективность, то  есть бесхозяйственное ведение  дела, ведущее к

увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Сущность и особенности  всех монополистических объединений  проявляются в целях и характере  их поведения. Поведение монополистических  объединений отличается от того, что  нам известно о совершенной конкуренции, принципиально другим подходом к  ценообразованию. Монополисты завоёвывают  рынок, чтобы с помощью устанавливаемых  ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих  субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве. Как известно, участники свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом максимальное количество прибыли. В условиях совершенной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения. Но монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объём производства благ. Эти организации манипулируют законом спроса: воздействуют на цену и объём спроса в своих интересах. Доминирующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента монопольную цену.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольной прибыли. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводители, поскольку они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения. Все же надо заметить, что когда на рынке действует монополия, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, поэтому не образуется равновесная цена [3].

Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут  своё «ценопроизводство».

Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую  общественную стоимость или возможную  равновесную цену. Это достигается  тем, что монополисты преднамеренно  создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

 Монопсония  – ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос.

Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает  собираемую «дань» посредством так  называемых «ножниц цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются  друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц.

Такое движение основывается на расширении зон дефицита и избытка  товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в  несколько раз больше, чем увеличиваются  цены в отраслях добывающей промышленности.

В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно широко в период индустриализации народного  хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырьё, чем нанесло большой ущерб экономике сёл. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.

Монополисты преднамеренно  сдерживают совершенствование техники  и технологии с тем, чтобы не подорвать  искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических  выгод. Они скупают новейшие патенты  на изобретения и не допускают  их применения в производстве. Они  поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит  их внедрять научно-технические достижения.

Большинству чисто монополизированных отраслей в условиях рыночной экономики  присущи черты естественной монополии. В связи с этим возникает необходимость  общественного регулирования цен  и тарифов монополизированных рынков.

Монополия сопряжена с целым рядом отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь пик монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Выбора у последнего все равно нет.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует механизмы саморегулирования рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.[5]

Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.

Высокая экономическая эффективность  естественных монополий делает абсолютно  недопустимым их деление. Это не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

Как монополисты, данные структуры  пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов  и цен. Последствия этого для  экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

Кроме регулирования цен  определенную пользу может принести и реформирование структуры естественных монополий.

Антимонопольная политика в отношении искусственных  монополий

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех  областях, где единственный производитель  не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить  конкурентов. [14]

Информация о работе Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции