Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

На фоне стабильного и довольно резкого возрастания в последние 15 лет всех основных статистических показателей, характеризующих уровень, структуру и динамику незаконного оборота наркотиков (НОН) в Российской Федерации, явным диссонансом выглядят некоторые данные уголовной статистики за 2001 г. В частности, зафиксировано заметное снижение общего количества выявленных наркопреступлений, а также совершенных с наркотиками в крупном размере. Значительно меньше зарегистрировано преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Отмечается уменьшение количества выявленных фактов незаконного оборота прекурсоров, склонения к потреблению наркотиков, незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, незаконной выдачи и подделки документов на право получения наркотиков, контрабанды наркотических средств.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по ПАВ.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)
      • Для ребенка:
  • эмоциональное удовлетворение от занятий.
  • изменение эмоционального баланса в целом с преобладание положительных чувств и переживаний.
  • получение навыков, способствующих безопасному и конструктивному взаимодействию с другими людьми.
  • получение знаний, позволяющих делать правильный выбор.
      • Для специалиста, реализующего программу:
  • достижение поставленных в программе целей.
      • Для родителей:
  • степень удовлетворенности их запроса.
  • особенности осознания ими проблем ребенка и стоящей перед ними воспитательной задачи.
  1. Результаты программы за год представляются на педагогическом совете школы и родительском собрании участников программы. Составляется перспективное планирование на следующий год, исходя из полученных результатов.

 

Вопрос 23. Проектная и волонтерская работа как средство профилактики зависимости от ПАВ среди детей и подростков

Цель проектной и волонтерской работы: изменить отношение детей и подростков к проблеме зависимости от ПАВ.

Задачи:

    1. Создать в образовательных учреждениях среду, позитивно влияющую на состояние здоровья и формирующую активную жизненную позицию у детей и подростков;
    2. Повысить уровень информированности и социальной компетентности детей и подростков по вопросам  здоровьесбережения;
    3. Раскрыть личностные ресурсы, способствующие осознанному поведению в ситуациях риска;
    4. Сформировать у детей и подростков личную ответственность за свое здоровье, здоровье окружающих людей;
    5. Закрепить социально значимые ценности жизни;
    6. Закрепить навыки, альтернативные зависимому поведению;
    7. Сформировать навыки предупреждения и снижения стрессовых ситуаций как основного фактора развития зависимости от ПАВ.

Прежде чем разрабатывать проект целесообразно выбрать место его проведения – какое-либо образовательное учреждение, а так же определить вид зависимости, на предупреждение и устранение которого будет направлен проект.

В проектной деятельности существует 3 этапа: подготовительный, деятельностный и аналитический.

  • В подготовительно этапе проводятся социологические исследования, направленного на выявление вида и степени распространенности зависимости среди детей и подростков; производится создание и обучение инициативной группы; а также производится разработка мероприятий по профилактике зависимости.
  • В деятельностном этапе проходит апробация разработанных мероприятий и организация и проведение профилактических мероприятий
  • В аналитическом – проведение социологического исследования, направленного на оценку результатов программы, анализ результатов работы и подведение итогов.

Общеизвестный факт, что большую часть информации о наркотических веществах подростки получают от своих сверстников. Зачастую эта информация носит ложный, мифологический характер и способствует формированию неадекватного отношения к наркотикам. Формированием негативного отношения к употреблению ПАВ в подростково-молодежной среде должны и могут заниматься специально подготовленные лидеры, освоившие установки и навыки безопасного поведения и работающие по принципу «равный поможет равному».

Методы работы волонтеров с молодежью, направленные на оздоровление молодежной среды и профилактики наркотической зависимости:

  • проведение лекций, бесед по антинаркотической тематике, последствиях употребления ПАВ
  • проведение «круглых столов» с привлечением специалистов
  • работа телефона доверия, оказание консультативной помощи, психологической поддержки
  • организация и проведение антинаркотических акций, конкурсов плакатов, тематических выступлении команд КВН, студенческих театров и агитационных бригад
  • проведение тренингов, мастер классов, и деловых игр, направленных на усиление личностных ресурсов
  • организация клубов общения
  • подготовка тематических теле- и радио передач, публикация статей в газетах и журналах краевого и муниципального уровней
  • подготовка и выпуск тематической печатной продукции
  • проведение профилактической работы в школьных и детских дошкольных учреждениях
  • работа на дискотеках и в компьютерных клубах
  • работа с трудными подростками, включая посещение инспекции по делам несовершеннолетних и воспитательных колоний для несовершеннолетних
  • проведение маркетингового исследования отношения молодежи к употреблению ПАВ
  • работа на игровых и спортивных площадках по месту жительства, в лагерях дневного пребывания, летних оздоровительных лагерях
  • работа с подростками в детских домах
  • активное привлечение новых членов волонтерского движения

Показатели эффективности волонтерской профилактической деятельности в области являются:

    1. Уровень вовлеченности молодежи в волонтерское профилактическое движение, определяемый как отношение числа вовлеченных в молодежное волонтерское профилактическое движение лиц к общему числу учащихся образовательного учреждения.
    2. Степень эффективности деятельности волонтеров:
      • количество лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, проводимыми волонтерами на единицу его членов;
      • активность участия волонтеров в реализации областных профилактических проектов.

 

Вопрос 25. Характеристика основных программ профилактики зависимости от ПАВ среди детей и подростков

Программа  профилактики ПАВ (табакокурение, алкоголизм, наркомания) «Линия жизни»

Цели данной программы:

  • предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
  • обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи:

  • Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;
  • Способствовать формированию положительного «образа Я»;
  • Развивать навыки самоуважения;
  • Научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;
  • Привить навыки эффективного общения;
  • Способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;
  • Сформировать навык принятия обоснованных решений;
  • Сформировать навыки постановки и достижения цели;
  • Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.

Концепция программы

Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».

В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье – это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Название программы «Линия жизни» отражает ее основную идею – формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.

«Полезные привычки»

Цель: предупредить употребление табака и алкоголя.

Задачи:

  • дать учащимся знания о табаке и алкоголе;
  • способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению табака и алкоголя;
  • способствовать формированию навыков ответственного поведения.

«Полезные навыки»

Цель: предупредить  употребление наркотиков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у учащихся.

Задачи:

  • дать учащимся необходимые по возрасту знания об наркотиках и ВИЧ;
  • способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению наркотиков;
  • способствовать формированию навыков ответственного поведения.

Каждая ступень программы включает в себя четыре основных раздела: информирование, положительный «образ Я», эффективное общение, принятие решения.

Цели первичной профилактики наркозависимости:

  • Предотвращение употребления подростками ПАВ
  • Формирование у подростков здорового образа жизни

Задачи:

  • Формирование позитивного отношения подростков к себе
  • Формирование ответственности за свое поведение
  • Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.

В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:

  • Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.
  • Изменение отношения к возможному приему ПАВ
  • Уровень конфликтности в подростковой среде
  • Оптимизация внутрисемейных отношений

Предлагается два способа отслеживания эффективности

  • Отслеживание эффективности всей программы в целом (появление у подростков устойчивых интересов; повышение успеваемости; изменение количества подростков, стоящих на учете; изменение количества детей, состоящих в «группе риска»; изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»)
  • Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия. 

Целевая группа: учащиеся с 1 по 3 курс.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
  2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.
  3. Повышение уровня развития умений и навыков:
    • уверенного позитивного поведения;
    • конструктивного общения между собой и с взрослыми;
    • отстаивания и защиты своей точки зрения;
    • осознанного и уверенного умения сказать  курению «Нет».
  4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

  • болезни, связанные с применением ПАВ;
  • причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
  • вредное влияние ПАВ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • уметь говорить «Нет»;
  • вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

  • работы в коллективе;
  • высказывания своих мыслей;
  • изучения научной литературы.

Далее в программе описана система мероприятий на год (тренинги, беседы). В приложении имеется план-конспект каждого мероприятия.


Информация о работе Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области