Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

На фоне стабильного и довольно резкого возрастания в последние 15 лет всех основных статистических показателей, характеризующих уровень, структуру и динамику незаконного оборота наркотиков (НОН) в Российской Федерации, явным диссонансом выглядят некоторые данные уголовной статистики за 2001 г. В частности, зафиксировано заметное снижение общего количества выявленных наркопреступлений, а также совершенных с наркотиками в крупном размере. Значительно меньше зарегистрировано преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Отмечается уменьшение количества выявленных фактов незаконного оборота прекурсоров, склонения к потреблению наркотиков, незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, незаконной выдачи и подделки документов на право получения наркотиков, контрабанды наркотических средств.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по ПАВ.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)

Никотин повышает внутриглазное давление. Прекращение курения в молодом возрасте является одним из факторов предотвращения такого заболевания, как глаукома.

Состояние клеток слуховой коры после курения в подростковом возрасте совершенно чётко и бесспорно свидетельствует о мощном подавлении и угнетении их функций. Это отражается на слуховом восприятии и воссоздании слухового образа в ответ на звуковое раздражение внешней среды.

Курение в раннем возрасте активизирует у многих деятельность щитовидной железы, в результате чего у курильщиков учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи – угри, себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и других желёз эндокринной системы.

О том, что курение ведёт к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы, известно всем. Возбуждая сосудодвигательный центр и влияя на периферический сосудодвигательный аппарат, никотин повышает тонус и вызывает спазм сосудов. Это увеличивает нагрузку на сердце, так как протолкнуть кровь по суженным сосудам гораздо труднее. Приспосабливаясь к повышенной нагрузке, сердце растёт за счёт увеличения объёма мышечных волокон. В дальнейшем деятельность сердца обременяется ещё тем, что сосуды у курильщиков теряют эластичность намного интенсивнее, чем у некурящих.

Известно, что с увеличением числа молодых курильщиков помолодел и рак лёгких. Один из ранних признаков этой болезни - сухой кашель. Заболевание может проявляться незначительными болями в лёгких, тогда как основные симптомы – это быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение работоспособности.

Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у школьников, не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычислительных операций, снижает объём памяти. Курящие ученики не отдыхают на перемене, как все другие. Совокупное действие ядовитых компонентов поглощаемого табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность, снижение работоспособности. В результате ученик приходит на следующий урок в нерабочем состоянии.

Установлено, что слишком раннее курение задерживает рост. При проверке оказалось, что не только рост, Но и объём груди у курящих подростков гораздо меньше, чем у некурящих сверстников. Никотин снижает физическую силу, выносливость, ухудшает координацию и скорость движений.

 

Вопрос 16. Токсикомания как социальная проблема. Причины и следствия токсикомании

Токсикомания – это болезнь, имеющая социальные корни, и любая форма отклоняющегося поведения следствие имеющихся нарушений социального и личностного плана.

Основные этиологические гипотезы токсикомании связаны в основном с особенностями характера, психическими или физическими расстройства у данного лица и социально-культурным влиянием или социальными невзгодами.

Одной из причин подростковой токсикомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: трудностями личного плана; социальной несправедливостью; неустроенностью быта; разочарованием в людях; не возможностью в данных условиях реализовать себя. 

Существуют и другие мотивы обращения к токсикоманическим веществам, характерные именно для подростков. Среди них: удовлетворение любопытства к действию токсикоманического вещества; символика принадлежности к определенной социальной группе; выражение собственной независимости; а иногда и враждебного отношения к окружающим; познание приносящего удовольствие нового, волнующего или тающего опасность опыта; достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; достижение полного чувствам расслабления; уход от гнетущего состояния. 
Первое непосредственное знакомство большей части подростков с токсикоманическими веществами происходит в возрасте до 15-ти лет. Можно предположить, что токсикомания с каждым годом молодеет, что связано с процессом акселерации и ускорением темпов вхождения подростков во взрослую жизнь.

Еще одним немаловажным фактором является социальное окружение. Считается, что шанс стать токсикоманом выше у тех, кто общается с людьми, употребляющими токсикоманические вещества.

Обращение к токсикоманическим веществам, высокая агрессивность и конфликтность – эти и многие другие проявления имеют в своей основе одну, чисто психологическую причину – подсознательное ощущение собственной несостоятельности, неспособности адаптироваться в окружающей социальной среде. Иными словами токсикомании – это лишь следствие развития имеющихся у подростка внутренних психологических проблем. Первопричина, т.е. имеющаяся проблема, реализуется именно в том виде, к формированию которого имеются необходимые предпосылки.

Как правило, никто особенно подростки, не начинают принимать токсикоманические вещества в одиночку. Происходит это обычно по стандартной схеме: подросток попадает в изолированную среду, которая кажется ему чем-то привлекательной. Чтобы не быть ею отторгнутым, он готов выполнять все установленные там правила, и если в этой группе практикуется прием токсикоманических веществ, то рано или поздно он с ними познакомится. Токсикоманию следует рассматривать как социокультурное явление, испытывающее воздействие определенных содержательных факторов.

Токсикомания чаще всего встречается в семьях с низким экономическим и культурным уровнем. Почти во всех случаях токсикомании отмечались явления социальной и педагогической запущенности. 

При отсутствии устойчивых, положительных интересов дети охотно группируются с асоциально ориентированными, старшими по возрасту подростками и в их компании впервые прибегают к вдыханию паров одурманивающих веществ. В настоящее время злоупотребляют ингалянтами (клей, ацетон и пр.) даже дети 6-8 лет, поскольку эти вещества можно приобрести в любом хозяйственном магазине. 

Токсикомания – заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. В наблюдениях последних лет отмечается быстрое формирование физической зависимости и психоорганического синдрома с интеллектуально-мнестическими расстройствами.

Мода на различные токсические вещества постоянно меняется, но меняются и способы вдыхания. Токсикоманы используют полиэтиленовые или пластиковые пакеты, в которые вливается или кладется вата, тряпка, смоченная летучим веществом. Пакеты надевают на голову, кладут за пазуху, погружают лицо, а руками плотно прижимают края пакета к лицу. Используют трубки, выбривают часть волосяного покрова на затылке и прикладывают смоченные раствором вату (тряпку) и пр.

Существуют следующие признаки у подростка, употребляющего токсические вещества:

  1. Наличие сыпи вокруг рта и носа, раздражение век и глаз.
  2. Внешний вид неопрятный, видны следы клея.
  3. Стремление к группированию и уединению в перерывах между занятиями.
  4. Нарушение сна, аппетита, повышенная утомляемость.
  5. Подросток пропускает школьные занятия, не готовит домашние задания, теряет интерес к учению, почти не бывает дома.
  6. Подростки становятся грубыми, раздражительными, на вопросы учителей и родителей огрызаются.

Последствиями токсикомании являются снижение концентрации внимания, объема памяти, интеллекта, полностью теряется интерес к учебе. Речь бедная, с использованием одних и тех же оборотов. Через несколько месяцев развиваются токсическая энцефалопатия и слабоумие. Теряется способность ориентироваться в новой обстановке. Жалобы на головную боль, головокружение, непереносимость транспорта, бессонницу. Помимо тяжелых психических нарушений наблюдаются поражения ЦНС, внутренних органов (печени, почек, дыхательных путей) и многое другое. Смерть наступает от паралича дыхательного центра, асфиксии или из-за несчастных случаев. 

 

Вопрос 19. Подходы к профилактике зависимостей от ПАВ среди детей и подростков

За последние годы подходы к профилактике зависимостей от ПАВ у  детей и подростков заметно изменились. Профилактика проделала путь  от  устрашения и информированию до программ, ориентирующих на осознание  причин  приобщения подростков к наркотикам и тренировки жизненно важных навыков.

Первый подход информационный – является наиболее  распространенным  типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной  информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

Обычно реализуется 3 варианта информационного подхода:

  • предоставление частичной информации  о  фактах  влияния  наркотиков  на организм и количественные данных о наркоманах
  • устрашающая информация, описывающая неприглядные  стороны  употребления наркотиков
  • информация о деградации личности людей, употребляющих ПАВ и проблемах с этим связанных

Сторонники этого подхода предполагают,  что повышение качества знаний  об употребления  ПАВ  и  его  последствиях  будет  эффективным  для   изменения поведения.

Информационные программы сейчас комбинируются  с  другими  программами  и способствует росту уровня знаний учащихся, но могут дать толчок  к  снижению употребления  ПАВ.  В  эти  программы  не  включаются  задачи  на   реальное изменение поведения. В отечественной наркологии  данный  подход  представлен методами санитарного  просвещения.  Но  растущая  наркотизация  противоречит негативной информации об употреблении ПАВ в глазах подрастающего  поколения.

Отечественные  и  зарубежные  специалисты  оценивают  эффективность   такого санитарного просвещения, как низкую. И хотя полностью отказываться  от  него преждевременно,  данный  подход  должен  быть   строго   дифференцирован   в зависимости  от  пола,  возраста,  социальных   и   экономических   условий, характерных для «целевых» групп населения, т.е. тех, на кого направлена ПП.

Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном)  обучении.  Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его  навыках  их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на  том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении  эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.

В рамках этого подхода выделяется несколько задач:

  • повышение самооценки человека
  • определение значимых личностных ценностей
  • развитие навыков распознавания и выражения эмоций
  • развитие навыков обдуманного принятия решений
  • формирование способностей справляться со стрессом

Основное внимание в этом подходе  уделяется  развитию  важных  личностных качеств. Часть этой  модели  стала  одним  из  компонентов  развивающихся  в последнее время программ развития жизненных навыков.

Третий подход, основанный на учете роли социальных  факторов  исходит  из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни  подростка, способствуя  или  препятствуя  началу   наркотизации.   Поведение   индивида формируется  в  результате  положительных  и  негативных   последствий   его собственного поведения и воздействия примеров  поведения  окружающих  и  его последствий, т.е. среда-источник обратной связи – поощрений и наказаний.

Исходя из  различных  факторов  риска,  программы,  основанные  на  учете влияния указанных факторов, включают:

  • тренинг сопротивления социальному давлению
  • «прививку»  против негативного  воздействия СМИ
  • информацию о влиянии со стороны родителей и других взрослых
  • корректно нормативных ожиданий

Преимущественными техниками реализации таких  программ  являются  ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения.

Данный  подход  рассматривается  как  относительно  успешный, т.к. он предотвращает или отодвигает начало  употребления  наркотиков.  Исследования подтверждают его эффективность.

Четвертый подход, основанный на формировании жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения, – позволяет людям  контролировать  и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими  и вносить изменения в окружающую среду.

Проблемное  поведение  рассматривается  с  точки  зрения   функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижения личных целей.

Цель программы формирования жизненных навыков:

  • повышение у подростков устойчивости к различным  социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ
  • повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным  навыкам (коммуникация,  налаживания социальных контактов, уметь отказывать,   отстаивание своей позиции)
  • информирование и повышение социальной компетентности

Эта модель оценивается как имеющая шансы  быть  успешной.  В  отличие  от второго этот подход в большей степени ориентирован  на  обучение  тому,  как решить  конкретную  жизненную  проблему  и  эффективно   разрешить   сложную жизненную ситуацию.

Информация о работе Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области